Туристское движение в России возникло в конце прошлого столетия. В начале XX века отдельные, разрозненные общества и клубы объединяются в Российское общество туристов (РОТ) и Русское горное общество (РГО), членами которых постепенно становятся многие тысячи любителей путешествий.
В первые годы Советской власти, годы гражданской войны и разрухи было не до туризма. Но уже и тогда при Наркомпросе создаются Бюро школьных экскурсий и Объединенное лекционно-экскурсионное бюро. В1929 г. РОТ преобразовывается в Общество пролетарского туризма (ОПТ) РСФСР, а в 1930 г. на его базе создается Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ). Возглавил его нарком юстиции, соратник В. И. Ленина, замечательный турист и альпинист Н. В. Крыленко. Благодаря большой организационной и агитационной работе, проделанной этим обществом, уже к 1932 г. его членами стали сотни тысяч человек, работали 92 туристские базы всесоюзного значения. Созданная в эти же годы Центральная детская экскурсионно-туристская станция (ЦДЭТС) стала активно развивать туризм среди школьников.
Придавая большое значение развитию туризма и экскурсий, а также с целью укрепления материальной базы и структурной организованности ЦИК СССР в 1936 г. принял решение о передаче туризма профсоюзам. В ВЦСПС создали туристско-экскурсионное управление (ТЭУ), которое призвано было заниматься организацией массового туризма, местных и дальних путешествий и экскурсий. Спортивный (самодеятельный) туризм вошел в систему добровольных спортивных обществ. Во Всесоюзном комитете физической культуры и спорта при СНК СССР была создана Всесоюзная секция туризма. Начали создаваться секции туризма в ДСО и коллективах физкультуры крупных предприятий и учебных заведений. Был разработал статус значка «Турист СССР» (номерной, с удостоверением), введены инструкторские звания по туризму.
Все это способствовало массовому развитию туризма.
В предвоенный год в самодеятельных походах выходного дня и дальних участвовало почти 3 млн. человек, на туристских базах было обслужено более 200 тыс. туристов.
Война прервала деятельность туристских организаций. Понадобилось 10 лет для достижения довоенного уровня. В 1949 г. была произведена классификация спортивного туризма, введены спортивные разряды и звание «Мастер спорта СССР» по туризму.
В 1962 г. спортивный туризм был полностью передан советам профсоюзов. Центральным органом управления и развития туризма стал образованный при ВЦСПС Центральный совет по туризму (впоследствии — по туризму и экскурсиям). Такие советы вскоре были созданы во всех республиках, краях, областях и ряде городов. Наряду с туристско-экскурсионным обслуживанием населения им были поручены организация и развитие самодеятельного туризма в стране. При советах начали работать секции по видам туризма и комиссии по разделам работы.
В 1972 г. в системе Центрального совета по туризму и экскурсиям (ЦСТЭ) была создана туристская контрольно-спасательная служба. Ее подразделения — службы (КСС) и отряды (КСО) — есть практически во всех туристских районах со сложным рельефом. Служба призвана проводить профилактическую работу по предупреждению несчастных случаев, осуществлять контроль за прохождением маршрутов как плановыми, так и самодеятельными туристскими группами, а также оказывать им, в случае необходимости, квалифицированную помощь, организовывать поисково-спасательные работы.
В 1976 г. Секретариат ВЦСПС принял постановление о создании единого общественного туристского органа — Федерации туризма ЦСТЭ и об образовании соответствующих органов на местах. С конца 1985 г. федерация стала называться Всесоюзной, а федерации на местах — республиканскими, краевыми и областными. Советы федераций и их президиумы выбираются самими туристами.
Их деятельность строится на принципах широкой демократии и гласности. Основными задачами и направлениями работы федераций являются: объединение усилий всех общественных комиссий и секций для дальнейшего развития и совершенствования массового самодеятельного туристского движения, его планирование, активизация развития туризма в ДФСО, создание новых и укрепление имеющихся туристских секций коллективов физкультуры, обеспечение пропорционального развития видов туризма, пропаганда туризма, координация работы советов по туризму и экскурсиям и ДФСО.
В систему управления спортивным туризмом в СССР входят также советы ДФСО, при которых должны образовываться секции туризма. Свою деятельность они призваны осуществлять в тесном контакте с федерациями туризма и советами по туризму и экскурсиям. Органы управления спортивным туризмом имеются в системе народного образования (ЦДЭТС и станции юных туристов) и в системе Министерства обороны СССР (Управление и отделы по туризму и экскурсиям в военных округах).
Непосредственной организацией и проведением туристских походов занимаются туристские клубы советов по туризму и экскурсиям, коллективы физкультуры предприятий, организаций, учреждений, колхозов, совхозов и учебных заведений, станции юных туристов, общеобразовательные школы, Дворцы и Дома пионеров, туристские базы. В системе советов по туризму и экскурсиям во всех республиках, краях и областях создано 950 городских и районных туристских клубов, которые имеют своп помещения, прокат снаряжения, библиотеки, штатных работников и объединяют квалифицированный туристский общественный актив. Туристские секции и клубы туристов созданы и работают в 90 тыс. коллективах физкультуры. Занимаются в них 8 млн. человек.
Этими организациями разработано более 20 тыс. туристских маршрутов по родному краю. По этим маршрутам ежегодно совершают походы, в основном выходного дня, свыше 20 млн. туристов. За последние годы на различных семинарах и в школах без отрыва от производства подготовлено более 700 тыс. инструкторов туризма, руководителей походов, судей туристских соревнований и других категорий общественного туристского актива.
Но если говорить о спортивном туризме, то показатели намного ниже. По данным государственной статистической отчетности и сведениям, поступающим от маршрутно-квалификационных комиссий, в зарегистрированных спортивных походах I—VI категорий сложности ежегодно участвуют не более 200 тыс. туристов (не многим более 20 тыс. туристских групп). С учетом того, что не все группы оформляют или могут оформить маршрутные документы на свои походы и что не все туристы- спортсмены ходят в походы каждый год, можно утверждать: регулярно занимающихся спортивным туризмом 400—500 тыс. человек.
Из наиболее опытного актива при федерациях, в туристских клубах и крупных туристских секциях коллективов физкультуры создаются комиссии по видам туризма и разделам работы. Их число и необходимость определяются в зависимости от уровня развития того или иного вида туризма, направлений работы.
Видовые комиссии способствуют развитию своего вида туризма, оказывают практическую помощь нижестоящим комиссиям, туристским секциям, ДФСО, осуществляют подготовку и повышение квалификации общественных туристских кадров, организуют и проводят слеты и соревнования, занимаются вопросами повышения безопасности, разработкой новых образцов туристского снаряжения и способствуют их внедрению.
Среди межвидовых комиссий наиболее важными являются: маршрутно-квалификационные, по общественным туристским кадрам, по слетам и соревнованиям, организационно-массовые. Могут быть и комиссии по пропаганде и агитации, охране природы, школьного и юношеского туризма, походов выходного дня и сдачи туристских нормативов комплекса ГТО, походов по местам революционной, боевой и трудовой славы Коммунистической партии и советского народа и др.
Комиссии по общественным туристским кадрам и по слетам и соревнованиям не должны подменять и дублировать практическую деятельность видовых комиссий по этим направлениям работы. Их задачами являются координирование этой деятельности, ее планирование, помощь в подборе инструкторских и судейских кадров и их учет, рассмотрение представлений на присвоение инструкторских и судейских званий, выработка единого направления в деле подготовки кадров и проведения соревнований. Эти комиссии должны оказывать практическую помощь туристским секциям ДФСО и коллективов физкультуры в организации школ и семинаров по подготовке инструкторов и руководителей походов, в проведении слетов и соревнований.
Значение туристских маршрутно-квалификационных комиссий (МКК) в структуре самодеятельного туризма трудно переоценить. Как говорят сами туристы, поход начинается и заканчивается в МКК. Здесь туристской группе окажут квалифицированную помощь в выборе и разработке маршрута, подборе снаряжения, продуктов питания и медикаментов, организации и проведении похода, помогут схемами и описаниями наиболее сложных участков маршрута. В МКК оформят маршрутные документы, а потом рассмотрят отчет о совершенном походе и выдадут справки о его зачете, оформят спортивный разряд по туризму. В этих общественных комиссиях работают опытные и авторитетные специалисты по всем видам туризма, руководители многих походов высоких категорий сложности, мастера спорта. МКК совершенствуют правила проведения походов, нормативы спортивных разрядов, классификацию туристских маршрутов. Они разрабатывают положения и методику проведения чемпионатов по туризму, образуют судейские коллегии для подведения их итогов. Им принадлежит основная работа по профилактике несчастных случаев в туризме, они определяют, готова ли группа к прохождению запланированного маршрута.
Практически МКК может быть создана в любом коллективе физкультуры, где имеется туристская секция. Но целесообразность ее создания не всегда оправдана. Если групп, ежегодно отправляющихся в походы, немного, а в городе (районе) действует МКК, создавать комиссию в своем коллективе нецелесообразно.
МКК федераций туризма являются вышестоящими на территории республики, края, области. Они осуществляют контроль и помощь в деятельности МКК туристских клубов, советов ДФСО и коллективов физкультуры. Высшим туристским маршрутно-квалификационным органом является МКК Всесоюзной федерации туризма. При других организациях всесоюзного масштаба (а также республиканского — в республиках, имеющих областное деление) МКК не создаются.
Полномочия МКК при рассмотрении походов той или иной категории сложности, оформлении разрядов по туризму в зависимости от опыта ее членов определяют вышестоящие МКК. Безусловно, не все, даже областные и республиканские МКК могут рассматривать заявочные документы на походы любой категории сложности по всем видам туризма для туристских групп своей территории. Поэтому ряд областных в РСФСР и Украинской ССР и республиканских МКК получил статус зональных. Этим МКК поручено обслуживать туристские группы соседних областей и республик.
Наиболее широкими полномочиями по большинству видов туризма обладают МКК Российской, Литовской, Казахской, Эстонской, Украинской, Латвийской, Белорусской республиканских, Московской и Киевской городе- них, Ленинградской, Харьковской, Свердловской, Пермской, Московской, Ростовской, Новосибирской, Томской, Куйбышевской, Башкирской областных, Красноярской и Алтайской краевых федераций туризма.
Документы на походы до V категории сложности включительно могут сейчас рассматривать: по пешеходному туризму —33, по водному —33, по горному — 31, по лыжному — 19, по автомото — 15, по велосипедному — 11, по спелео — 4 МКК.
Заключения по походам VI категории сложности, помимо МКК Всесоюзной федерации туризма, дают МКК Российской, Украинской республиканских, Ленинградской областной и Московской городской федераций туризма.
В стране насчитывается около 900 маршрутно-квалификационных комиссий, в работе которых участвует почти 15 тыс. человек. Ответственными секретарями МКК республиканских, краевых и областных федераций туризма, а также большинства туристских клубов являются штатные работники. Все МКК имеют свой штамп установленного образца, в котором обозначены принадлежность МКК, шифр и полномочия по каждому виду туризма.
На развитие самодеятельного туризма советы профсоюзов выделяют советам по туризму и экскурсиям значительные средства. В 1986 г. сумма этих средств составила около 9 млн. рублей. Советы по туризму п экскурсиям расходуют их на работу и содержание туристских клубов и КСС, на массовые туристские мероприятия (слеты, соревнования и др.), подготовку туристских кадров, пропаганду туризма, проведение совещаний, обеспечение безопасности путешествий. Расходование этих средств регламентируется специальными нормативными документами. Так, ассигнования на слеты, соревнования, чемпионаты определены Положением о порядке проведения спортивных мероприятий профсоюзов и материального обеспечения их участников и судей, утвержденным постановлением Секретариата ВЦСГ1С от 2 сентября 1983 г. В этом документе установлены нормы расходов па оплату проезда, суточных в пути, работу судей, питание и размещение в дни проведения мероприятий.
Нормы расходов на проведение учебно-тренировочных походов по подготовке общественных туристских кадров устанавливаются на основании письма ЦСТЭ от 24 января 1974 г., а командирование участников к месту их проведения осуществляется на общих основаниях.
Финансирование туристских экспедиций, проводимых ежегодно советами по туризму и экскурсиям, производится в соответствии с Инструкцией, утвержденной постановлением президиума ЦСТЭ от 19 ноября 1974 г., и постановлением бюро ЦСТЭ «Об ассигнованиях на питание участников походов по подготовке общественных туристских кадров и участников экспедиций при разработке новых туристских маршрутов» от 19 июля 1974 г.
Активно участвуют в финансировании туристской работы физкультурно-спортивные организации. Они проводят массовые туристские мероприятия, готовят общественные туристские кадры. Профсоюзные комитеты выделяют коллективам физкультуры средства на развитие самодеятельного туризма из отчислений предприятий на культурно-массовые и спортивные мероприятия.
Самодеятельные туристские походы проводятся в свободное от работы и учебы время, во время отпусков и в основном за счет средств самих туристов.
Материальным обеспечением, как видим, пользуются только участники слетов, соревнований, чемпионатов и учебных мероприятий. Но не все могут или хотят совершать свои походы в этих рамках. Туристы, работающие на своих предприятиях или обучающиеся в учебных заведениях, практически никогда не пользуются правом получения льготных, а то и бесплатных путевок в санатории, дома отдыха, па туристские и альпинистские базы. И то, что проводя свой отпуск активно, в спортивном походе, они лишены возможности получить материальную помощь, следует рассматривать как временное досадное недоразумение. Попытки, правда робкие, поправить положение делаются. Ряд советов по туризму и экскурсиям и туристские клубы для желающих совершить горный, пеший поход определенной категории сложности в каком-то интересном районе организуют туриады (таи чаще всего называются подобные мероприятия). Определяется стоимость похода с учетом оплаты руководителей групп у. выпускаются путевки, которые могут приобретаться предприятиями и учебными заведениями и выдаваться на льготных условиях работающим в них туристам.