В туристских спортивных походах, особенно сложных, группе приходится преодолевать участки с повышенным уровнем опасности. Полностью исключить из туризма возможность несчастных случаев нельзя, как нельзя исключить вероятность стихийных бедствий, непредвиденных обстоятельств. Но, анализируя эти случаи, можно утверждать, что большинство их произошло в результате неправильных действий группы, ее руководителя. Поэтому на всех стадиях подготовки и проверки группы необходимо прикладывать максимум усилий, чтобы несчастные случаи свести к нулю.
Но даже самые активные мероприятия по профилактике аварийности все же не могут быть гарантией полной безопасности. В тот момент, когда группа лицом к лицу столкнется с неожиданной опасностью, ей самостоятельно придется быстро и безошибочно оценивать ситуацию, принимать единственно правильное решение. А чтобы такие неожиданные опасности в походе не возникали, нужно не только правильно планировать маршрут, но и разумно его проходить.
В первые дни похода нельзя делать длинные переходы и преодолевать сложные участки, требующие большого физического напряжения (например, перевалы в гоpax, пороги на реках). Не следует оставлять их и на конец маршрута, когда появляются признаки усталости, снижаются внимание и реакция.
Тяжелый рюкзак — «печальная» необходимость, но надо постараться уменьшить его вес — не за счет нужных вещей, а за счет рационального подбора высококалорийных и легких продуктов, надежного и облегченного снаряжения. Облегчить рюкзак, а заодно и акклиматизироваться помогут радиальные выходы в начале похода и организация забросок в промежуточные пункты маршрута.
На высоте очень часто возникают и молниеносно прогрессируют простудные заболевания, появляется горная болезнь (головная боль, сонливость, апатия, заторможенность). Всему этому должна быть противопоставлена высотная акклиматизация. Она включает в себя как высотный опыт, приобретенный в предыдущих походах, так и определенную последовательность высот на данном маршруте, исключающую неподготовленный выход на максимальные высоты.
Сложные участки маршрута, особенно те, которые недостаточно хорошо просматриваются с подходов или имеют несколько вариантов пути, нужно обязательно проходить с предварительной разведкой. Часть группы без груза с необходимым снаряжением должна выйти для детального осмотра, а иногда и для обработки пути. В лыжных и горных походах наиболее опасными являются участки склонов в районе перевалов, где возможны сходы лавин.
Необходимо помнить, что склон менее лавиноопасен рано утром и в первой половине дня, когда снежные массы схвачены морозом. Подъем и спуск по крутым снежным склонам лучше проводить по линии падения воды, надо избегать подрезания склона поперечными следами. Лагерь перед прохождением перевала желательно разбивать как можно выше. На перевал поднимаются к 8—9 часам утра, чтобы было достаточно времени для спуска. Опасность спуска во второй половине дня возрастает из-за усталости группы, вероятного ухудшения погоды и состояния склонов. Еще при разработке маршрута рекомендуется выбирать для подъема более трудную сторону перевала, а для спуска более легкую. При сравнительно нетрудном подъеме, раннем выходе и спуске по склонам северной экспозиции можно проходить перевал со спуском в тот же день. При позднем выходе, длинном и трудном подъеме и спуске по южным и западным склонам целесообразно заночевать на перевале. Для сокращения времени перехода через сложный перевал необходимо выделить наиболее опытных и сильных участников для обработки пути (навешивание перил, рубка ступеней и т. п.) до подхода всей группы или сделать это накануне во время разведки. По покрытым снегом ледникам лучше передвигаться рано утром или даже ночью. Днем двигаться по ним чрезвычайно затруднительно: снег проминается, снежные мосты над трещинами становятся ненадежными.
При сплаве по рекам обеспечение безопасности прохождения препятствий обязательно должно начинаться с разведки. При этом необходимо просмотреть не только весь сложный участок, но и разведать все, что находится ниже предполагаемой зоны причаливания. В процессе разведки определяются места и способы страховки, действия экипажей судов и страхующих в аварийной ситуации.
Одна из наиболее распространенных причин несчастных случаев в походах — пренебрежение страховкой. Группа обязана надежно ее организовать во всех случаях, когда возможность самостраховки, самозадержания, например при срыве, вызывает сомнение.
Пренебрежение страховкой несколько лет назад привело к трагедии в группе новосибирских туристов. Двигаясь по леднику Сугран на Памире, они решили пройти его, не связываясь веревкой. В результате один из участников провалился в скрытую под снегом трещину. Попытки группы помочь ему своими силами оказались безуспешными. Было потеряно много времени, и помощь подоспела слишком поздно.
В водных походах, даже если известно, что другие группы проходили данный порог и детально разведали его, группа обязана на всех опасных местах обеспечить страховку тем или иным способом. Наиболее предпочтительны активные способы (другим судном). В отличие от пассивных (бросательные концы веревок, «кораблик» и принудительное причаливание) они позволяют забрать терпящего бедствие человека, который уже не может действовать в воде самостоятельно. Если по каким-то причинам группа не может организовать страховку, то она обязана отказаться от прохождения порога.
Переправы через реки лучше всего организовывать рано утром при малой воде и желательно там, где они разветвляются на несколько рукавов, текут более спокойно, что облегчает выбор безопасного брода. Организация навесной переправы, особенно в горах, вряд ли целесообразна. Эта трудоемкая операция займет то время, которого хватит на подход к верховьям ущелья, с тем чтобы перейти на другой берег по морене или леднику. Да и мосты на горных реках имеются.
Привалы и ночлеги следует устраивать в местах безопасных, по возможности защищенных от ветра. Иногда приходится жертвовать комфортом и разбивать лагерь в месте неудобном, но зато защищенном от возможных ла- внн, камнепадов, затопления водой. Четкая организация бивачных работ и добросовестное выполнение каждым участником своих обязанностей позволяют высвободить больше времени для отдыха, восстановления сил.
Даже при хорошей подготовке к походу группа на маршруте может потерять ориентировку. Бывает, в горах, особенно при плохой видимости, одно ущелье принимается за другое. И вот здесь нужно уметь заставить себя вовремя остановиться, оценить обстановку, вернуться, наконец.
О том, к чему может привести отсутствие таких качеств у группы и ее руководителя, говорит следующий случай. Туристы из Кирова, совершая достаточно простой поход в Фаиских горах, потеряли ориентировку и вместо нетрудного перевала Полтава поднялись по легкому с одной стороны перевалу Седло Москвичей. С другой стороны этот перевал очень сложен: крутой снежноледовый склон, изобилующий трещинами, выводит на ледник Сарыходан. Они поняли, что не туда попали, но не остановились, не вернулись, не осознали, что у них нет достаточного опыта и умения. На спуске в результате ненадежной страховки и срыва погибли руководитель и один из участников похода.
А вот случай из собственной практики. Наша московская группа на Центральном Тянь-Шане подошла к озеру Мерцбахера. Попасть на ледник Северный Иныльчек в те времена можно было только обойдя это озеро по крутым, местами отвесным берегам. За два года до того мы обходили его, но тогда уровень воды в нем был ниже. Другая наша группа ждала нас на Баянкольском леднике. Мы могли не пройти, потерять напрасно время и нарушить установленные контрольные сроки. Вернулись двумя легкими перевалами в хорошем темпе и вовремя пришли на встречу с друзьями.
Риск может быть только тогда оправдан, когда нет другого выхода из создавшейся ситуации.
Такая ситуация возникла в нашей группе на тем же Тянь- Шане за год до предыдущей истории. Озеро Мерцбахера мы прошли, заметили, что вода быстро поднимается — такое удивительное озеро. Назад пути не было, а впереди практически неизведанный Северный Иныльчек (до нас туристы на нем были 30 лет назад). Намеченную в Москве по скудным материалам седловину в Сарыджазском хребте напротив Хан-Тенгри найти из-за плохой погоды не удалось. Встреча с другой московской группой (Б. Коновалова), которая должна была разведать и пройти этот перевал с Баяпкольского ледника, не состоялась — она его разведала, но не прошла. Кончались продукты, возвращаться некуда. Здесь риск был оправдан. Мы прошли перевал, о котором не имели никаких сведений, не знали, даже куда он приведет (перевал Опасньш, ледник Семенова), п выбрались ив этой «мышеловки». Хватило, правда, и опыта, и знаний, и умения.
Организации походов по всем видам туризма, решению тактических и технических задач, безопасности их проведения посвящено много книг (их список прилагается). С ними можно ознакомиться в библиотеках туристских клубов. Обязанности участников и руководителя похода четко изложены в Правилах проведения туристских спортивных походов.