Как использовать бесценное богатство — сапропель, скопившееся в течение веков на дне водоемов, как вернуть молодость и красоту синим жемчужинам Полесья. В разных местах нельзя продвинуться ни вперед, ни назад: до самой поверхности подошел ил. Еле слышно бился их пульс. Каждое озеро и искусственный водоем имеют свою историю. Нельзя не обнаружить несколько похожих растений или не увидеть несколько неразличимых озер. Но есть общее в их жизни. С момента возникновения на дне озер находятся остатки растительных и животных организмов; реки и ручьи приносят сюда минералы, древесину, соединения микроэлементов.
Под воздействием длительных химических, биологических и физических процессов при участии микроорганизмов образуются тонны отложений — сапропель. В течение многих веков слой становится толще, и водоемы начинают приближаться к берегу, и на месте, где была вода, появляются мхи и тростник. Осенью они отмирают и все больше заполняют водоемы, а зимой разлагаются. Озера зарастают. Многие из них уже на 70-95 процентов заполнены илом. Когда-то славилось красотой озеро Женевское в Швейцарии. Сейчас о нем говорят: «Очень густое, чтобы пить воду, и очень жидкое, чтобы пахать». А еще совсем недавно — старшее поколение хорошо помнит — его притягивали как магнитом, и старого, и молодого. Процесс старения неизбежен.
Без глупого вмешательства человека не обошлось. Мы расчистили берега, вырубили леса, высушили так называемую излишнюю воду. Выстрелили в природу из ружья — она ответила из пушки. Она отвечает взаимностью. Загрязнение озер — кричащий пример. Сапропель содержит органические вещества, а также многие другие ценные элементы, поэтому его можно использовать в народном хозяйстве. Однако широкого применения в промышленности, строительстве он не получил. Его нужно черпать из глубин водоемов и приводить в порядок — это непростая задача. Из-за него озера погибают, теряют ценность, уменьшается пресная вода. Зато растут дети и внуки, которые когда-то взяли первые шаги. Его необычные характеристики знали и использовали как мазь, и как топливо, и как свечки, и как удобрение, в конце концов: в средние века его использовали в поле.
Образуясь в течение тысяч лет, сапропель накопил внутри себя ценные биологические элементы. Практически четверть таблицы Менделеева ученые нашли в сапропеле: фосфор, калий, кальций, бор, медь, марганец, цинк, кобальт, витамины, каротин, фолиевую кислоту, биостимуляторы. Также он очень полезен как добавка корма для скота. Это не просто ил — золотое дно наших озер! Логично предположить, что его должны активно разрабатывать, выбирать это бесценное достояние бездонной кладовой и благодарить природу — за ржаные колосья, не зараженные химикатами, дополнительные центнеры молока и мяса, за чистую воду, которая опять будет радовать шумом волн. Но это не произойдет скоро. Хотя уже сейчас могли бы радоваться. Как я порадовался одному из озер, берега которого посетил после долгой разлуки. И первое, что увидел — толпу людей в воде. Дети купались! Сейчас это озеро обширное и глубокое. В нем появились раки, и это — первый признак чистой воды.