Охотничьи лыжи разделяются на две группы – голицы и камусные лыжи. Плюс еще одна – снегоступы, хотя лыжами их назвать трудно. На лыжах можно и шагать и катиться, а на снегоступах только шагать. Что такое голицы, ясно из самого названия – голое дерево со всех сторон. О камусных лыжах вроде бы и слышали и знают все, кто читает охотничью литературу, но далеко не каждый охотник стоял на них.
Камусные лыжи, форма и особенности изготовления камусных лыж, крепления для обуви, лыжная палка каек.
Камусные лыжи называются так потому, что с нижней, ходовой стороны они подбиты или подклеены камусом. Шкуркой, снятой с ног (с голени) северного оленя, лося или лошади. Упоминание в некоторых источниках о том, что где-то камусные лыжи подбивают не камусами, а просто шкурками зверей, верно лишь отчасти.
Иногда употребляют шкуру нерпы (Прибайкалье), кабана-подсвинка (Дальний Восток). Утверждение иных авторов, что на подбивку лыж идет шкурка выдры, кажется вымыслом. В отличие от шкуры зверя камус никогда не забивается снегом и в этом его огромное преимущество.
Форма лыж разная в разных районах и это зависит от характера снегового покрова и условий охоты (равнина, захламленная тайга, горы, насколько плотен снеговой покров). В горах Алтая или Саян лыжи не очень широкие, около 13 см, а длина – в свой рост. Они довольно сильно тонут в глубоком и рыхлом снегу, когда он еще не слежался, но катиться с горы и при этом управляться, поворачивать много удобнее, чем на широких.
В равнинных местах Западной и Восточной Сибири ширина лыж 18-20 см, и чем дальше на восток, тем они шире. У коренных жителей Камчатки встречаются лыжи шириной до 35 см при длине 125 см. Это уже почти снегоступы. Чтобы ходить на них, надо обладать особой сноровкой. При этом неукоснительно соблюдается одно важное правило. В одной местности у всех охотников ширина лыж должна быть практически одинакова. Ходить одной лыжней на лыжах разной ширины просто невозможно.
Особенности изготовления камусных лыж.
При изготовлении лыж обязательно условие – чем лыжа шире, тем она короче. При этом удельное давление лыжника на снег остается практически всегда неизменным – 25-35 г/см. Если считать, что вес лыжника в походном снаряжении равен 90-100 кг.
Камусные лыжи, понятно, делают из дерева и в разных районах из разных пород. Для камусных лыж рекомендуют ель. Эвенки, например, выстругивают еловые заготовки почти до прозрачности. Однако перед наклеиванием камуса еще «армируют» их, обклеивая тяжами из спинных сухожилий лося или оленя, что значительно укрепляет лыжу. Вообще надо сказать, что камус несет на себе большую часть нагрузки, а поэтому сама лыжа, деревянная заготовка, может быть и тоньше голицы.
Форма камусных лыж:
а – алтайские зимние камусные лыжи с конским камусом.
б – алтайские весенние камусные лыжи (вид сверху).
в – верхне-печорские камусные лыжи с лосиным камусом (экономный раскрой).
г – верхне-печорские камусные лыжи (вид сверху, виден падлас).
д – восточносибирские камусные лыжи (наиболее правильный раскрой камуса).
В Горном Алтае на камусные лыжи идет черемуха. Хотя это довольно плотное и тяжелое дерево. К тому же трудновато найти ствол подходящей толщины. Из расколотого по центральной линии бревешка вчерне вытесывают будущую лыжину. Иногда сушат срубленное дерево, не раскалывая его. Но это для тех, кто не торопится жить.
Прочность черемуховой лыжи удивительна. Можно стоять на одной, которая двумя концами держится на двух валежинах, и она ни за что не сломается, и, тем не менее, упругость эта не беспредельна. При морозе ниже 40°С дерево становится хрупким и испытывать лыжу на упругость в такие морозы не стоит, как не стоит это делать просто так, для забавы. Сломанная лыжа вдали от зимовья – очень большая проблема для охотника.
На Верхней Печоре лучшим материалом для лыж считается осина. Заготовку выкалывают из колоннообразного прямослойного дерева, срубленного поздней осенью, и сушат не меньше года. Древесина получается, как там говорят, что твоя кость. Светлая, плотная, хотя и не очень гибкая. Однако наклеенный лосиный камус делает лыжу очень прочной.
Некоторые руководства рекомендуют красить камусные лыжи сверху белой краской, дабы зверь ее не заметил – зимний, так сказать, камуфляж. Да зверь лыжину и так не увидит, даже если она будет выкрашена красным. Камусные лыжи, на которых стоит охотник, всегда погружены в снег и прикрыты им. Масляная же краска, высыхая, может «повести» лыжину винтом, глазу, может и незаметным. Однако ходить на таких лыжах будет трудно. Впрочем, это относится скорее к самодельным лыжам-голицам.
Охотничьи камусные лыжи могут быть сделаны не только под определенного человека – под его вес, комплекцию, но и для определенного сезона года.
Например, у северных алтайцев, тубаларов, две формы лыж. Одна с одинаковой шириной от носкового загиба до пятки – для зимы и пушистого снега. Другая для весны, когда снег становится более плотным, на солнцепеках тает и сыреет. Тогда на лыжу наваливается большая тяжесть, и вытянуть ногу из осевшей лыжни довольно трудно. Для того чтобы облегчить ходьбу по весеннему снегу, переднюю часть «весенних» лыж делают более узкой.
Она почти от самого крепления начинает сужаться, словно наконечник стрелы. При этом задняя часть лыжи нагружается осыпавшимся сырым снегом больше передней, и та словно сама собой выходит на поверхность.
Крепления камусных лыж.
Немалую роль играет и крепление. Есть только два его типа – мягкое и полумягкое. При этом обувь практически всегда мягкая и кожаная. Настоящий, бывалый таежник не сунется на лыжню в валенках или сапогах с каблуком. Очень широко распространенный тип мягкого крепления – так называемая юкса. Крепится такое крепление к лыже через четыре просверленных насквозь отверстия. Юкса такое же совершенное и практически неизменяемое многие века изобретение как конская упряжь или конструкция саней.
Она позволяет стать на лыжи и, не расстегивая самого крепления, закрепить в нем ногу или наоборот вынуть ее, не дотрагиваясь до крепления. Стоит ли говорить насколько это важно, если охотник вдруг провалился под лед на глубоком месте. Делают такие крепления обычно из работанного сыромятного гужа (он уже вытянулся, насколько возможно, и больше тянуться не будет, даже слегка намокнув). Да еще прокапчивают его какое-то время в печной трубе на самом выходе из нее или в вершине аила (чума).
Форма крепления камусных лыж.
Если ремень слишком толст и крепок, его на всякий случай слегка надрезают. Это для того, чтобы при падении лыжника, когда он мчится с горы, ремень лопнул, и нога осталась бы целой. На Верхней Печоре и в Северном Прикамье охотничья лыжа, образно говоря, этнографическая примета этого края. Делается она так, чтобы нога стояла не на плоской площадке, а на особом возвышении, так называемом падласе. Это очень удобно, потому что снег сразу сваливается на стороны и не мешает ноге.
Сам падлас для большей прочности просверливается вертикально в двух местах, а в отверстия на клею забиваются деревянные пробки. В передней его части, чуть впереди центра тяжести просверливаются два горизонтальных отверстия, которые служат для установки крепления. В переднее отверстие пропускается так называемое кольцо, а в заднее – пяточный ремень, который также охватывает кольцо в нижней его части.
Устройство падласа.
В старину кольцо делали из узкой и тонкой еловой дранки. Сворачивая ее до требуемого размера и пропуская в переднее отверстие, а потом снаружи обшивали кожей. Кожу предварительно увлажняли, чтобы она, высыхая, плотнее охватила кольцо и не скрипела. Нынче «технический прогресс» достиг и этой области человеческой деятельности, и кольцо теперь делают из вентиляторного ремня от автомобильного или тракторного мотора. Однако обшивать его кожей все равно надобно. Иначе сильно потрешь обувь.
Диаметр кольца должен быть таким, чтобы обувь входила в него только носком, до второй фаланги большого пальца. Впрочем, это принцип всех лыжных креплений. Крепить обувь к лыже носком, а не за подъем ноги. Под ногу на поверхность грузовой площадки, падласа лучше всего наклеить бересту. Надо соблюсти одно условие – наклеивать внутренней стороной вверх, к подошве, а слои, их хорошо видно, должны располагаться вдоль оси лыжи.
Лыжные палки.
Это ведь только дань традиции – упираться в снег двумя палками. Чтобы прочно стоять на земле или катиться по крутому склону, вполне достаточно трех точек опоры – двух ног на лыжах и одной палки. При этом опереться двумя руками на одну палку всегда легче, чем одной на одну. Сил требуется в два раза меньше. Да и вторая рука иногда должна быть свободной – при случае может понадобиться. Охотники называют такую палку, помогающую управляться с лыжами и при ходьбе и при спуске в горах – каек.
Каек – это палка, применяемая охотниками при ходьбе на лыжах, в основном на камусных. Длина – от земли до конца пальцев вытянутой вверх руки, то есть та самая косая сажень. На нижнем конце кайка – ложко- или лопатообразное расширение. На верхнем – металлическое копьецо, койбедь, у коми-охотников, или кольцо из ивового прута у амурских,. Либо без всяких ухищрений у алтайских и саянских. Однако «ложка» на нижнем конце кайка, видимо встречается только у них.
Каек служит не только надежной опорой при спуске с гор, но и как лопатка для постановки капканов и даже как упор при стрельбе из нарезного оружия по дальним целям, когда необходимо особо прочное положение оружия.
По материалам книги «Про тайгу и про охоту. Воспоминания, рекомендации, извлечения».
Дмитрий Житенев