Незадолго до начала первой мировой войны, в 1909 г. на прилавках книжных магазинов Петербурга и Москвы появилась книга Поля Седира «Магические растения». Трудно было поверить, что ее издали в нашем веке. Автор учил своих читательниц, какими мазями натираться, чтобы в качестве ведьмы улететь на шабаш, сообщал множество рецептов, выброшенных за негодностью в мусорную корзину еще в конце средневековья. Между прочим, он писал о том, что среди всех растений, которыми пользуется дьявол для извращения чувств своих рабов, первое место занимают мак, белладонна, мандрагора и белена, потому что они позволяют видеть адские тени и злых духов. Тут он был прав. Если отбросить суеверия, эти растения действительно извращают чувства, психику. Но в малых дозах их вещества — различные алкалоиды — представляют собой интереснейшие лекарства.
Вот два средневековых рецепта, приведенных в книге П. Седира, касающихся белены, из которых видно, какими «ценными» сведениями обогатил он своих читателей:
«Если смешать сок белены с кровью молодого зайца и налить в кожаный мешок, к нему сбегутся зайцы со всех окрестностей.
Семена белены помогут от зубной боли, если их положить на раскаленный кирпич или сковородку и наклониться над ними так, чтобы дым попадал в рот. Но его не надо вдыхать. Тогда червячки из гнилого зуба попадают на сковородку».
А если случайно вдохнуть, или дышать дымом семян и листьев белены? Произойдет то «извращение чувств», о котором говорят в народе «белены объелся». Свойства белены изменять сознание были знакомы людям с незапамятных времен.
Белена красива. Ее крупные, желтоватые с темно-фиолетовыми жилками и таким же пятном в глубине цветки собраны на верхушках стеблей в многоцветковые завитки. Она стройна — на второй год жизни (белена растение двулетнее) ее стебли иногда достигают 1,5 метра высоты; в первый год белена дает только розетку прикорневых листьев.
Все растение покрыто железистыми волосками, выделяющими липкую, неприятно пахнущую жидкость. Действие белены на человека зависит от дозировки. Малые количества ее «действующих начал» успокаивают, большие — вызывают безумие. В безумии человек стремится бежать, сам не зная куда, возникает обманчивое чувство полета, появляются галлюцинации, усиливается внушаемость, а затем может наступить смерть.
Белену часто можно встретить на сорных местах, опушках леса, близ жилья, на выгонах, паровых полях и залежах почти по всей нашей стране, кроме пустынь и Крайнего Севера; сравнительно редко она встречается в Приморском крае.
Когда белена отцветает, на верхушках ее стеблей появляются плоды: кувшинчатые, двухгнездные, многосемянные коробочки, открывающиеся крышечками. Семена мелкие, круглые, желтовато-серые, очень похожие на семена мака. Они-то и привлекают детей, среди которых часто случаются отравления беленой. Иногда эти семена жуют, чтобы успокоить зубную боль, и взрослые, с большим риском отравиться.
Лекарственные свойства этого растения были известны и Египте, Греции, Риме; в средние века белену и мандрагору применяли для обезболивания во время хирургических операций.
В современной медицине белена и препараты из нее применяются как успокаивающее, болеутоляющее и противосудорожное средства. В настоящее время она входит в Фармакопеи* многих стран, но прописывается в весьма малых дозах.
* Фармакопея — книга-перечень лекарственных средств, официально принятых медициной данного государства.
В чем же тайная сила этого растения?
Главнейшими «действующими началами» сока белены являются алкалоиды гиосциамин, атропин и скополамин. В терапевтических дозах они снимают боли, возникающие при почечных и печеночных коликах, расслабляют гладкую мускулатуру, тем самым прекращая спазмы.
Впервые атропин был выделен из корня белладонны (Atropa belladonna) в 1833 г., тогда же из белены черной (Н. niger) получили гиосциамин. Затем эти же алкалоиды обнаружили в других видах белены, в том числе в белене крохотной, растущей в горах Средней Азии, а также в скополии, дурмане, мандрагоре и в австралийских растениях рода дюбоизия, принадлежащих к этому же сем. Пасленовых.
Атропин и гиосциамин служат лекарствами при всех заболеваниях, которые сопровождаются спазмами гладкой мускулатуры: язве желудка и двенадцатиперстной кишки, пилороспазмах, хронических гастритах с повышенной кислотностью, спазмах кишечника, бронхиальной астме, холециститах и т. д. Атропин показан при стенокардии и инфарктах миокарда. Характерно, что этот алкалоид подавляет секрецию потовых, слюнных и других желез, учащает сердцебиение, оказывает блокирующее действие на холинреактивные системы ретикулярной формации (сетчатого подкоркового образования головного мозга). В больших дозах он вызывает двигательное и психическое возбуждение, тяжелые отравления и смерть. Смертельная доза атропина для человека — 0,1 грамма.
В терапевтических дозах атропин служит противоядием от многих ядов. Его применяют при отравлении морфином (для возбуждения дыхательного центра) и мускарином. Он полностью снимает действие пилокарпина — алкалоида южноамериканских кустарников рода Pilocarpus, усиливающих секреторную деятельность желез. Атропин является также противоядием при отравлениях наркотиками и снотворными.