Форма одежды — штормовой костюм, рукавицы, защитная каска, высокогорные ботинки, головной убор.
Снаряжение личное — ИСС, репшнур (5 м), петля самостраховки, универсальная страховочная петля, рюкзак, беседка, 3-5 карабинов.
Снаряжение групповое — веревка основная (1 x 40 м), веревка вспомогательная (1 x 40 м), 6 — 10 скальных крючьев, 6 -10 карабинов, 3 молотка, набор веревок для работы с чуркой, чурка 80 кг.
Во время повторения приемов организации страховочной цепи создать условия для отработки приема задержания падающего груза, закрепления страховочной веревки и самостоятельных действий страхующего по оказанию помощи пострадавшему.
В дальнейшем повторяют комплекс всех ранее изученных приемов. Работают на одинарной или двойной веревке в зависимости от поставленной задачи. Выполнять урок может связка из двух человек или две связки, имитирующие действия группы по с»мощи сорвавшемуся.
После того как будет проложена страховочная цепь, а первый выйдет наверх по маршруту, сбрасывается груз. Страхующий в связке и участники второй связки выполняют весь комплекс действий по его удержанию, закреплению веревки, подходят к «пострадавшему», снимают нагрузку с верхнего крюка и переносят ее на другую точку страховки, транспортируют «пострадавшего», исходя из условий стенда (рельефа).
Оценивая выполнение задания, учитывают теоретические знания, умение самостоятельно ставить и решать задачи по организации страховки и самостраховки и коллективных мер безопасности для группы.
Набор снаряжения, которым группа будет пользоваться, должен соответствовать набору снаряжения, необходимого для восхождения ЗБ-4А категорий сложности, а действия группы на стенде — их действиям во время восхождения (руководитель распределяет обязанности между участниками группы).
После задержания груза и закрепления страховочной веревки следует восстановить устойчивое положение (самостраховку) страхующего, если она была нарушена. Он организует подход к «пострадавшему» оставаясь при этом на самостраховке или же воспользовавшись страховкой, организованной для него другими участниками группы. Оказать помощь, подтянуть, спустить на полку и т. д., вернуться на место страховки, освободить закрепленную веревку. Порядок действий может быть иным, но он должен предусматривать постоянную страховку для всех, кто находится в зоне выполнения учебного задания.
Потеря самостраховки одним или несколькими участниками должна рассматриваться как срыв. Выполнение немедленно прекращают, снимают участников с маршрута, проводят разбор действий, приведших к «аварии», и только после этого возобновляют работу или назначают для выполнения задачи другую связку, группу участников,
Проводя занятия на стенде, прежде всего, следует объяснить ученикам общую схему срыва, чтобы они правильнее выбирали приемы страховки, позволяющие правильно удержать груз при срыве. Любое из отрабатываемых упражнений или их комплекс необходимо объяснять с учетом овладения динамической страховкой. Все сомнительные или просто неправильно выполненные в процессе работы приемы разбираются.
Инструктор (тренер) может создать на стенде условия, приводящие к разрушению слабого звена, т. е. ситуацию срыва, наглядно демонстрируя последствия неправильно организованной страховочной цепи, выполненного приема страховки, использования ненадежного снаряжения, неправильного положения страхующего по отношению к связочной веревке, уходящей наверх к партнеру.
Рис. 56. Схема срыва при нижней страховке: А — при подъеме прямо вверх над крюком: 1 — глубина падения до точки страховки; 2 — глубина падения до уровня страхующего; 3 — суммарная глубина падения; 4 -амортизация веревки; 5 — общая глубина падения. Б — при подъеме-траверсе в сторону отточки страховки: 1 -полумаятник; 2 — суммарная глубина падения; 3 -амортизация веревки и глубина маятника. В — срыв при траверсе на уровне точки страховки: 1 — полный маятник; 2 -глубина падения на длину пройденной при траверсе веревки.