Форма одежды — штормовой или спортивный костюм, рукавицы, головной убор, высокогорные ботинки, защитная каска (шлем).
Снаряжение личное — ИСС, 3 карабина, репшнур (5 м), петля для спуска, беседка.
Снаряжение групповое — веревка основная (3 x 40 м), веревка вспомогательная (1 x 40 м), скальные крючья — 5, карабины — 5 — 6, молотки скальные — 3, рюкзак на двоих, аптечка, набор веревок для работы с чуркой, чурка весом 75 — 80 кг.
Для создания страхующему более широких возможностей для маневра на станции страховки, для него желательно иметь, как минимум две самостраховочные петли различной длины, причем ни одна из них не должна выходить за внешний край площадки, с тем чтобы в случае срыва страхующего он остался в пределах площадки.
Если в районе действия АМ нет подготовленного скального полигона или страховочного стенда, это не должно означать, что тему данных занятий можно отложить до лучших времен. Заранее выбранный участок скал, оборудованный крючьями и петлями, вполне может способствовать отработке большинства учебных вопросов данной темы.
На примере ранее разученных приемов организации страховки и самостраховки на стенде повторить основные требования к этим видам. Затем переходить к отработке новых приемов. Все требования по организации урока остаются теми же, что и в период начальной подготовки.
На данном этапе обучения следует отработать приемы, которые позволяют корректировать усилие торможения в страховочной цепи зигзагом через два-три крюка -карабина. Вначале определить усилие на верхнем крюке (навесить динамометр и записать его показания). Затем постепенно вводить дополнительные точки страховки (крючья-карабины), изменяющие перегибы веревки и снова замерить усилие рывка. Для наглядности сразу после каждого броска груза проводить разбор выполненного упражнения, отмечать правильные и неправильные действия страхующего, ошибки в организации страховочной цепи. Хорошим наглядным материалом на таком разборе послужат замеры усилий на динамометре.
Показав работу страховочной цепи на коротких отрезках за счет изменения углов трения веревки в карабинах, ввести в страховочную цепь петли-удлинители, спрямив цепь, а на нижнем крюке организовать страховку через страховочное приспособление -восьмерку, два-три карабина (треугольник).
Цель данного упражнения — показ работы петель, спрямляющих углы в страховочной цепи, их работу по амортизации нагрузки на веревку при срыве груза, отработка приемов страховки через тормозное устройство. Причем главенствующим должно быть не «моментальная остановка» («глухой рывок»), а правильное соотношение расстояния падения груза и протравливания страховочной веревки.
В ходе занятия объяснить понятие «фактор рывка» (коэффициент падения) и зависимость запаса веревки на протравливание при срыве.
Основные ошибки при выполнении данного упражнения:
— очень жесткое закрепление страховочной веревки в страховочном приспособлении, что может привести ситуации глухого рывка. Если это произойдет, то надо привести наглядный пример отрицательного действия — создать ситуацию разрушения верхней точки, на которую воздействует большая нагрузка при падении груза;
— спрямляя страховочную цепь петлями-оттяжками, делают их меньшей длины, чем углы, которые они должны спрямить. В случае срыва не все петли включаются в работу. Это означает: нагрузка распределяется на крючья неравномерно.
Следующее упражнение — отработка приема закрепления веревки под нагрузкой (после задержания груза) рифовым узлом. Показать его достоинства, объяснить, в каких случаях он вяжется напрямую, а когда ему необходима подстраховка вторым рифовым или контрольным узлом.
После отработки всех указанных приемов работа на стенде завершается показом приемов передвижения в одиночку после удержания груза и закрепления веревки, без потери самостраховки или страховки для подхода к пострадавшему и оказания ему помощи.