В данном случае разговор может идти только о вынужденной мере передвижения в одиночку, когда один из партнеров не может продолжить самостоятельное движение по маршруту. Для чистоты вопроса, желательно не проводить аналогий с соло-альпинизмом. Это совсем другое. Здесь же будет рассмотрен лишь один аспект передвижения по рельефу в одиночку: подход к пострадавшему партнеру в связке (в случае совершения восхождения в двойке), оказание ему помощи и транспортировка к удобному месту для организации ему удобного положения. Существует более сложный вариант — это когда в одиночку необходимо будет отправляться в базовый лагерь за помощью спасателей. Этот способ передвижения мало, чем будет отличаться от действий соло — альпиниста.
Именно поэтому, альпинистам выходящим на восхождение в двойке, обязателен минимум навыков по технике одиночного движения. Обеспечение собственной безопасности будет иметь огромное значение для пострадавшего. Если из-за невнимательности или халатности дееспособный участник связки допустит ошибку, в результате которой и он выйдет из строя, то их положение будет многократно сложнее и опаснее. Все действия и передвижения второго участника группы должны предвосхищаться тщательной страховкой и самостраховкой и лишь потом — все остальное.
Характер одиночного передвижения по горному рельефу значительно отличается от привычных нам приемов, и даже подготовка снаряжения и экипировки самого альпиниста являют определенный контраст. Поэтому заслуживает внимания порядок подготовки снаряжения для обеспечения при этом страховки самого альпиниста.
Приведем один из вариантов страховочной цепи соло.
Рис.80. А — крепление конца веревки узлом проводника на отдельном крюке; Б — станция нижней страховки на узлах UIAA; В -на промежуточных крючьях крепятся карабины в которых веревка вяжется только узлами UIAA (ни в коем случае их нельзя затягивать в карабинах!); Г — на каждом участке страховочной цепи обязательно оставляется слабина (провис веревки), не более 0,5 м. При срыве узлы UIAA в карабинах (они сразу станут небольшими тормозными устройствами) поочередно воспринимая нагрузку, снижают силу рывка.
Как показал опыт тренировочных занятий (с отработкой срывов), каждый раз в зависимости от глубины падения, срабатывают 3-5 подобных тормозных участков.
Рис. 81. Очередность организации собственной страховки альпинистом, вынужденным двигаться в одиночку по сложному рельефу: А -нижняя точка закрепления страховочной веревки; Б — при изменении направления веревки, на последнем крюке вяжется полустремя; В — веревка для вытаскивания рюкзака (баула); Г — подвеска рюкзака на скай-хуке.
Техника спуска в одиночку ничем не отличается от обычных приемов организации и проведения спуска, повторим — лишь повышается ответственность за совершаемые действия. Кроме этого соло-альпинист должен уметь надежно спускаться по скалам лазанием.
Совершение траверса, характерно тем, чтобы в движении не допускались большие промежутки между точками страховки (при срыве гарантировано глубокое падение вниз). Траверс лучше делать с двумя страховочными петлями.
Альпинист, вынужденный в силу обстоятельств, передвигаться в одиночку, должен постоянно помнить, что все его действия должны сопровождаться более внимательной страховкой, ибо от его безопасности будет зависеть и то, как скоро (и споро) он подойдет к пострадавшему напарнику по связке и то, что от сохранения его личной работоспособности будет зависеть, как быстро он сможет оказать помощь товарищу и начать его транспортировку.