Пользуясь нартами, при благоприятных условиях можно пройти по равнине и пологим горным долинам расстояние, гораздо большее, чем если тащить груз на спине.
Рассчитывая на глубокий рыхлый снег, высоту нарт приходится увеличивать до 30 см (как предел), ширина колеи при этом должна соответствовать ширине лыжни. Но при таких соотношениях размеров нарты получаются неустойчивыми: на ходу они часто опрокидываются на бок. На подобных нартах груз необходимо располагать как можно ниже (тонким слоем). Чтобы груз при этом уместился, нарты приходится делать длинными — 2 м и более.
Увеличения устойчивости нарт достигают уменьшая их высоту. А чтобы грузовая площадка не тормозила о снег, ограничивают ее снизу парой лыж. Это могут быть запасные лыжи для ходьбы.
Подпрыгивая на неровностях из-за большой жесткости, нарты обычно переворачиваются. Таежные охотники, стараясь максимально увеличить устойчивость нарт, используют в качестве полозьев гибкие цельнотесаные лыжи, а все соединения стоек и грузовой площадки нарт делают мягкими, податливыми (ременные, веревочные крепления). Такие нарты «обтекают» бугры, амортизируют толчки и удары.
Есть опыт применения легких волокуш. В простейшем виде это — корыто из фанеры, тонкого дюралюминия и пр. Такие волокуши просты в изготовлении и легки по весу, но груз поднимают небольшой. Поэтому их приходится иметь в походной группе несколько штук. Если волокуша не перегружена, она легко «плывет» по снегу в углублении лыжни, но при благоприятной погоде нарты на лыжах все-таки скользят легче.
В походах по плотному снегу проблема нарт сильно упрощается. Здесь колея может быть любой ширины, а сами нарты — низкими (15 см). Устойчивость нарт теперь обеспечить легко, но требования к их прочности возрастают: испытывая резкие удары на застругах жесткого снега, нарты расшатываются.
Жесткие нарты приходится делать очень прочными, плотно затягивая все соединения болтами. Особенно трудно закрепить стойки нарт на лыжах-полозьях: места креплений расшатываются, расщепляя лыжу. Часто отламывается носковой загиб лыж, втыкаясь в крутой гребень заструга. Этому также способствует жесткость нарт.
У нарт большой грузоподъемности (50 кг и более) носковой загиб лыж желателен не менее 15—18 см. Можно, как и у лыж, для ходьбы поднять его при помощи «шишечек» (см. «Лыжи»). Иногда носки нартенных лыж укрепляют укосинами.
На рис. 27 показана одна из конструкций нарт. Основу их составляют две пары обычных (равнинных) лыж, П-образные стойки согнуты из дюралюминиевых трубок (в простейшем варианте — трубки от лыжных палок). Стоек не менее трех. Передняя и средняя крепятся к левой лыже как можно ближе друг другу. Так же максимально должны быть сближены на правой лыже точки крепления средней и задней стоек (см. рис. 27). При таком расположении стойки вместе с участками лыж образуют два жестких треугольника и лыжи жестко закрепляются одна относительно другой, хотя стойки могут крепиться к лыжам при помощи шарниров. Так это и делается трубки надеваются на уголки, согнутые из полосы дюралюминия (толщиной не менее 3 мм).
Чтобы соединение не разбивалось и не расшатывалось, сторона уголка, на которую надевается стойка, обматывается клейкой лентой, пластырем или полоской резины и плотно загоняется внутрь трубки (см. рис. 27). Другая сторона уголка крепится к лыже при помощи винтов с потайными головками и гаек.
Винты загоняются со стороны скользящей поверхности лыжи, головки их несколько утапливаются в лыжу и заливаются эпоксидным клеем, БФ-2 и пр. Если лыжа профилированная, то сторона уголка выгибается в соответствии с формой ее поверхности и плотно подгоняется. Уголок крепится к лыже через тонкую резиновую прокладку двумя или тремя винтами. Винты должны располагаться все на одной линии вдоль лыжи, в противном случае отверстия для них могут значительно снизить прочность лыжи.
Груз на этих нартах опирается на две лыжи, положенные поверх стоек (или на две тонкие жерди). Их нужно расположить по бокам стоек, что резко уменьшит нагрузку, изгибающую стойки нарт, и значительную часть ее воспримет сам нартенный груз, благодаря своей жесткости (ящики, коробки, предметы снаряжения).
Лыжи, создающие грузовую площадку нарт, крепятся шнурами. Удобнее всего для этой цели капроновый шнур толщиной 4—6 мм. Требуется всего 3 м шнура. К нижним лыжам-полозьям шнур крепят в двух точках к каждой лыже, прочно привязывая к специальным петлям на отогнутых концах уголков. К верхним лыжам шнур крепят в трех местах к каждой лыже, обвязывая только вокруг лыжи (стойку не захватывают). Шнур туго натянут, всюду он идет почти параллельно стойкам нарт и так же, как стойки, обеспечивает неподвижность лыж-полозьев, фиксирует положение верхних лыж. Стойки наверху ничем не связаны друг с другом. Верхние лыжи могут перемещаться относительно стоек при изгибе лыж-полозьев. Нарты остаются гибкими. Они обтекают бугры и амортизируют удары на застругах. Лыжи, трубки-стойки, капроновый шнур, резиновые прокладки работают как рессоры.
В этих условиях и носки лыж-полозьев становятся прочнее, потому что удар о препятствие амортизируется не только носковым загибом, но и всей лыжей.
Установив на лыжах-полозьях три добавочных уголка, можно быстро менять ширину колеи нарт (на лыжню и на плотный снег).
Главный недостаток конструкции — отсутствие плотного настила на грузовой площадке и ограничивающих бортиков. Груз поэтому приходится упаковывать в ящики, коробки или в специальный нартенный мешок и привязывать к верхним лыжам.
Стойки из трубок согнуть довольно трудно. Проще изготовить их из дюралюминиевого равнобокого уголка (например, 20X20). Он удобно гнется путем расплющивания молотком одной стороны. Из такого профиля можно изготовить стойки и уголки (крепления к лыже) целиковые.
Три стойки из дюралюминиевого угольчатого профиля и некоторое количество винтов с гайками стоит иметь в походе в качестве аварийного снаряжения. При наличии их соорудить из лыж нарты для транспортировки пострадавшего — дело получаса.
Часто возникает вопрос: что лучше — тащить одни тяжело груженные нарты или несколько легких? Тяжелые нарты на плотном снегу, как правило, тормозят продвижение группы. При движении же по глубокому снегу они не помеха, так как скорость и так мала, а наличие нескольких легких нарт затрудняет организацию тропления лыжни. При движении по плотному снегу нарты могут быть даже на каждого лыжника — для его рюкзака. Но удобнее всего тащить по 15 кг груза в рюкзаках и по двое тащить 30-килограммовые нарты (имеется в виду общий вес груза по 30 кг на человека). При такой расстановке сил и расположении груза удобно с нартами преодолевать спуски и подъемы. Каждый из буксирующих лыжников тащит нарты за свою независимую лямку и тягу. Тяги — одинаковые по длине, и лыжники идут рядом (это удобно и приятно). На спусках, когда нарты начинают разгоняться, лыжники разъезжаются в разные стороны, пропускают нарты между собой и удерживают их за тяги уже сзади. Таким же способом удобно управлять нартами при спуске с поворотами.
При подъеме на крутой склон удобно по очереди, стоя на месте, подтягивать нарты. Пока один подтягивает нарты, другой поднимается сам и т.д.