Основное требование, предъявляемое к лыжам,— прочность.
Испытание их происходит во время тренировочных походов. Кроме того, каждая лыжа, опертая лишь пяткой и носком, должна выдерживать статический вес лыжника.
Вес лыжного снаряжения должен быть минимальным. Особенно важно это при троплении глубокой лыжни.
В зависимости от характера похода к лыжам предъявляются специфические требования.
В таежные походы по глубокому рыхлому снегу нужно брать широкие лыжи (80—100 мм): они меньше проваливаются. Часто на поверхности снега или в толще его бывает слой морозного наста, который держит человека на широких лыжах, а под узкими, беговыми, продавливается.
Лыжи для движения по рыхлому снегу, для спусков со склонов должны быть гибкими, особенно в передней части, перед носковым загибом — иметь «мягкий» носок. Под давлением набегающего снега лыжа должна отгибаться, «выплывая» носком на поверхность снега, а не уходить вглубь.
При троплении лыжни в глубоком снегу гибкость лыжи (и в носковой и в пяточной части) экономит много сил. Изгибаясь в снегу, она запасает энергию, а в следующий момент, распрямляясь, отдает ее при поднимании ноги. Напротив, жесткая лыжа запасает мало энергии, она тратит ее, сильно продавливая снег и под пяткой и под носком. В результате после тропящего лыжня остается более «рваная» — на перемещение снега затрачивается большая работа.
Если в горно-таежном районе вы хотите для удобства спусков закреплять пятки ботинок и загружать переднюю часть лыж,
«мягкие» носки лыжам необходимы. Загруженный «жесткий» носок в рыхлом снегу настолько уходит вглубь, что лыжник резко останавливается даже на крутом склоне. Обеспечивая мягкость носка, приходится его утонять до 5 мм, и при этом только путем увеличения ширины лыжи можно сохранить необходимую прочность ее.
Очень хороши для сложных горно-таежных походов лыжи, которые в носковой части значительно шире, чем по всей длине. Именно такую форму имели старые горные лыжи еще во времена, когда горнолыжники спускались не только по специально подготовленным трассам.
Для движения по лесу через полузасыпанные снегом валежины и кустарник лыжи должны иметь носковый загиб высотой не менее 12 см. Еще встречаются старые лыжи, у которых носки заканчиваются узкими выступами — «шишечками». Это
не старомодное украшение лыж, и спиливают их, придавая лыжам современный вид, зря. Шишечки увеличивают высоту носка, помогая лыжам въезжать на жесткие препятствия. К сожалению, сейчас такие походные лыжи не выпускаются.
В горно-тундровых походах, где движение происходит по плотному ветровому насту, а часто и по наледям, удобны лыжи с металлической окантовкой, хотя бы по внутреннему ребру. Для спусков по твердому плотному снегу (особенно если крепления позволяют закрепить пятку) нужны жесткие лыжи. Это легко объяснить на примере косого спуска или поворота к склону (рис. 24). Врезаясь в твердый склон только металлическим кантом, загруженный «мягкий» носок скручивается вокруг продольной оси лыжи, и кант соскальзывает.
Любые современные горные лыжи значительно жестче походных. Они хороши для путешествий в северных горах
(Полярный Урал, Хибинские тундры и пр.), но вес их велик.
Мягкие лыжи лучше «держат» на плотном снегу, если носковая часть у них шире средней. Задники лыж должны быть также шире средней части.
Вот ширина лыж, хорошо зарекомендовавших себя на разнообразном снегу: в носковом загибе — 90 мм, в средней части —
68 мм, у задников — 78 мм. Очевидно, эти соотношения — результат большого практического опыта, но таких лыж, к сожалению, наша промышленность не производит.
Лыжи, скользящая поверхность которых облицована пластмассой, обязательно требуют в походе умелого применения лыжных мазей, так как иначе не обеспечивают упора для толчка ногой при ходьбе (сильная отдача).
Если рельеф маршрута прост, а снег плотный, можно идти на беговых лыжах, но качество их (прочность) должно быть самым высоким.
Ремонт лыж в походе сложен и отнимает много времени. К нему нужно подготовиться до выхода на маршрут.
В таежном походе сломанную лыжу удобно склеивать при помощи эпоксидных смол и стеклоткани. Материал, создаваемый из этих компонентов, известен под названием фиберглас, или стеклопластик. Для ремонта лыж годятся смолы только холодной полимеризации (ЭД-5, ЭД-6 и др.), т.е. затвердевающие при температуре 30—50° в течение нескольких часов после соединения с полимеризатором (обычно полиэтиленполиамин). Стеклоткань необходима чистая (стеклолакоткань не годится). Если ткань пропарафинена, необходимо ее прожечь.
Обломки лыж, промазанные свежеприготовленным клеем (отношение смолы и полимеризатора обычно 10:1), тщательно складываются.
Быстрый ремонт лыж («на ходу») требует заранее подготовленных металлических шин с готовыми отверстиями под гвозди (шурупы).