Многочисленные конструкции тормозящих устройств страдают одним недостатком — они съемные. Заставить лыжи плохо скользить — дело нехитрое. Можно намазать их в мороз мазью для оттепели, подвязать снизу альпинистские кошки, навязать на скользящую поверхность веревок, ремней, лент. Но все это придется делать на морозе, на ветру, а потом в такой же обстановке снимать.
Практически при чередовании спусков и подъемов, даже не чаще одного раза в 2 часа, «переоборудованием» лыж не занимаются — поднимаются обычными способами.
«Легкосъемные тормозящие устройства» **, конечно, лучше «трудносъемных», но и их приходится надевать и снимать, нагибаясь с рюкзаком, или, задирая лыжу, возиться с ними на заснеженной лыже голыми руками, сняв рукавицы. Кроме всего прочего, тормозилы нужно носить в карманах одежды или рюкзака (последнее еще более затрудняет пользование ими).
** См. Шимановский В. Горнолыжный туризм. ФиС, 1965.
Закрепленные постоянно на охотничьих лыжах шкурки с жестким мехом (камосы) — тормозящее устройство. В практику спортивных походов камосы вошли странным образом — в виде съемных шкурок, и идея лишилась смысла. Применить постоянно закрепленные камосы в спортивных походах в горах непросто: на плотном снегу они быстро вытираются, трудно закрепить на лыже одновременно и шкурки и металлические канты. Но, тем не менее, иметь лыжи, которые бы постоянно тормозили «задний ход» и свободно ехали вперед, настолько заманчиво, что об этом стоит подумать. Камосные лыжи в сухую погоду скользят хуже деревянных, но это компенсируется гарантированным отсутствием отдачи. В оттепель камосные лыжи вне конкуренции.
Были попытки создать автоматическое тормозящее устройство в виде дверной петли. Пока они не достигли успеха.
Занимаясь конструированием тормозил, следует стремиться закрепить их на лыже постоянно. Они должны работать автоматически (кроме камосов, пока ничего не создано) или, в крайнем случае, приводиться в рабочее положение одним движением руки.
На рис. 25 изображена металлическая тормозила, постоянно закрепленная (шурупами) на лыже. Основу ее составляет готовая петля, одна из половин которой надставлена, изогнута по лыже в виде буквы «П» и снабжена тормозящей пластиной — «зацепом». В нерабочем положении устройство поднято и удерживается трением в шарнире петли (петля туго поджата).
Тормозила ставится на лыже сразу за пяткой ноги (по одной на каждую лыжу). Опыт показал, что такое ее расположение наиболее удобно при ходьбе вверх по склону. Зацеп несколько скошен по ходу. Угол его отличается от прямого на 15—20°, но не более, иначе при ходьбе по плотному снегу зацеп можно согнуть. Высота пластинки зацепа 35—40 мм, ширина — во всю лыжу. Зацеп удобно изготовить из дюралюминиевого угольчатого или таврового профиля. Подвижная часть замка должна быть сделана из пружинящей стальной пластины. Она отогнута так, чтобы при давлении на тормозилу снизу замок сам защелкивался.
Для приведения тормозилы в рабочее положение достаточно повернуть ее рукой или ударом лыжной палки. Чтобы защелкнуть замок, нужно наступить тормозилой на другую лыжу, на камень, поддеть ее штычком лыжной палки в отверстие 2. Чтобы открыть замок (убирая тормозилу), нужно отогнуть подвижную часть штыком лыжной палки (не наклоняясь) через отверстие 1.
|
Аналогичную тормозилу можно сделать значительно проще (рис. 26). Дело в том, что на зацеп тормозящая сила действует посредине его ширины и вдоль лыжи. Поэтому тормозила может не охватывать лыжу замкнутым кольцом, а нагрузка, передаваемая ею на лыжу (через крепящие шнуры), останется симметричной относительно продольной оси лыжи. Сил, выворачивающих тормозилу и расщепляющих лыжу, не возникнет.
Удерживается тормозила в рабочем положении потому, что ось вращения петли не совпадает с ребром лыжи. Но для того, чтобы тормозилу можно было опускать и поднимать, П-образная скоба должна быть достаточно гибкой. К ней приклепывается жесткий уголок зацепа.
Скоба на участке между двумя сгибами испытывает скручивающее усилие. При изготовлении ее из стальной пластины толщиной 0,8 мм ширина должна быть не менее 60 мм.
Тормозящие устройства предназначены для подъема в гору. Иногда их рекомендуют для спусков, «чтобы помедленнее ехать». Пользоваться на спусках тормозилами — далеко не лучший вид лыжной техники. Если же вы все-таки собираетесь спускаться на тормозилах, укрепите их в передней части лыжи, примерно посредине, между носком лыжи и ногой. Тогда легко при спуске выполнять поворот к склону — пятки лыж будут обгонять тормозящий участок.