Группа, оказавшаяся в экстремальной ситуации автономного существования, принимает решение самостоятельно выходить к населенному пункту. Это ответственное решение. Принимать его надо только в случае, если:
— район местонахождения группы никому не известен;
— если есть возможность правильно сориентироваться и определить направление выхода;
— состояние здоровья всех членов группы позволяет осуществлять движение.
Перед выходом необходимы тщательная подготовка одежды и обуви, упаковка для транспортировки всего имеющегося снаряжения, продуктов питания, воды.
До выхода надо решить первоочередную задачу — определить направление выхода. Такая же задача возникает при потере ориентировки группой на маршруте, при отставании от группы одного из ее членов, при потере ориентировки во время прогулки в лесу.
Успешное решение задачи зависит от умения членов группы определять стороны света и ориентироваться на местности. Но главное при этом — определить направление, в котором наиболее вероятна встреча с людьми. При наличии карты и компаса сложность будет только в определении места нахождения группы. Если отсутствуют и карта и компас, то задача существенно осложняется. В таком случае определение направления выхода, сохранение этого направления во время движения будут целиком зависеть от умений членов группы.
Для определения направления выхода необходимо предпринять разведку для изучения окрестностей местонахождения группы, несмотря на то что она отнимет некоторое время. Полученная информация может значительно сократить время движения к населенному пункту, дороге. В период разведки и после выбора направления выхода в группе должна быть спокойная, деловая обстановка. Недопустимы паника и разделение группы. Это лишь увеличит время принятия решения, может повлиять и на правильность выбора направления.
Какими же соображениями надо руководствоваться, выбирая вероятное направление выхода? Наиболее рационально для группы, не имеющей достаточного количества продуктов, компаса и карты, — идти до первого ручья, реки. Направление к ним укажут понижения местности, овраги, звериные тропы к водопою. Ручеек неизбежно приведет к реке. Чем больше река, тем больше вероятность встретить на ее берегах жилье. Ведь населенные пункты, промышленные предприятия, постоянные и временные сельскохозяйственные постройки нередко строятся у источников воды — рек и озер. Вдоль рек и ручьев часто прокладывают тропы, приводящие в населенные пункты. Идти по ним легче, чем напрямую, по бездорожью.
В малонаселенной, удаленной местности, имеющей слабую дорожную сеть, реки используются местным населением для передвижения и перевозки грузов. На крупных реках осуществляется регулярное судоходство (об этом скажут створные знаки, буи, бакены). Можно подать сигналы бедствия проходящим судам. Если есть возможность, то передвигаться по реке со спокойным течением можно и на плоту, изготовленном из сухих бревен.
К тому же возле реки легче обеспечить себя продуктами питания. Вблизи водоемов произрастают питательные съедобные растения, в воде можно поймать рыбу. В прибрежных зарослях водится водоплавающая дичь, к реке на водопой приходят животные.
Двигаясь вдоль реки, надо внимательно осматривать берега, пытаясь найти следы пребывания человека. Для этого во время движения организуется наблюдение, изучение местности с целью обнаружения каких-либо признаков близкого присутствия людей. В этом могут помочь навыки следопытства, умение читать и расшифровывать встретившиеся следы, результаты хозяйственной деятельности человека.
При движении по лесу надо обращать внимание на затесы на деревьях. Они могут вывести к лесной сторожке, дороге, населенному пункту.
Если есть возможность, то для обзора местности можно использовать особенности рельефа — возвышенности. С них можно значительно увеличить сектор и дальность обзора. Но не стоит это делать в равнинном лесу, забираясь на деревья. Как правило, деревья в таком лесу примерно одинаковой высоты и достаточного обзора, не рискуя упасть с самой вершины дерева, получить невозможно.
На близкое расположение населенного пункта указывают видимые ночью огни, столбы дыма, высотные сооружения (вышки, трубы), взлетающие и идущие на посадку самолеты, постоянный гул промышленных предприятий.
При дневных наблюдениях можно определить и примерное расстояние до объектов, используя таблицу 5.
Гораздо больше и дальше можно увидеть при ночных наблюдениях (табл. 6).
Кстати, следует иметь ввиду, что летчик может увидеть костер ночью за 20 — 25 км.
Учитывая тот факт, что ночной воздух значительно прозрачнее дневного (сказывается понижение температуры воздуха, уменьшение его влажности), расстояние при ночных наблюдениях скрадывается, источники кажутся ближе, чем на самом деле.
Определение расстояния до объектов ночью
Объект | Расстояние, км |
Зарево от большого города | 70 и более |
Маяки на возвышении | До 50 |
Фары автомобиля | 10 |
Костры | 8 |
Электрический фонарь | 1,5-4 |
Присутствие человека можно обнаружить прослушиванием, так как около 7 % информации мы получаем с помощью звуковых сигналов. К тому же звуки поступают практически со всех сторон, тогда как при наблюдении человек охватывает лишь небольшой сектор обзора. При некоторой тренировке точность звуковой пеленгации может быть доведена до 5°. При обнаружении звуков следует остановиться и, соблюдая полную тишину, постараться как можно точнее (используя местные предметы) засечь направление на источник звука (табл. 7).
Слышимость звуков усиливается в тумане, над водой и другими открытыми пространствами. Значительно уменьшается слышимость и искажается направление распространения звука в лесу. Зачастую грибник лишь приблизительно может определить направление, откуда прозвучало «Ау!» его товарища.
Значительную информацию о присутствии человека, наличии населенных пунктов могут дать следы. Совершенства в чтении следов достигают охотники, разведчики, т.е. люди, которые, не обнаруживая своего присутствия, хотят знать об окружающем пространстве, людях, зверях как можно больше. Обычному человеку такого совершенства достичь сложно, да и нет в этом необходимости. Достаточно определить направление следов, к жилью они ведут или наоборот.
Направление движения определяется по отпечатку подошвы. Отпечатки хорошо видны на мягком, влажном грунте, на снегу. Если отпечатки оставлены «непоходной» обувью: туфлями, кедами, то, значит, вблизи находится жилье. Ведь в такой обуви далеко не ходят. Хорошо видны следы на траве, покрытой росой. На сухой траве при внимательном рассмотрении также можно определить следы человека. При этом трава примята в сторону его движения. Направление движения можно определить возле лужи, где грунт влажный и мягкий. Там наиболее отчетливо видны и дольше сохраняются следы прошедшего человека.
Отчетливость, сохранность отпечатков может помочь определить и «возраст» следа. Обычно отпечаток теряет свою рельефность через один-два дня. После дождя следы значительно размываются. Однако, зная, когда прошел дождь, также можно определить примерное время прохождения человека. Комочки грязи, упавшие в след, подсыхают примерно через 3 —4 ч, а спрессованный грунт под подошвой дольше сохраняет влагу и отличается по цвету от этих комочков.
В лесу можно обнаружить обломанные при ходьбе человеком ветки кустарников и нижние ветви деревьев. Если листва на них не отличается от листвы на необломанных ветках, значит, человек прошел недавно. Чем суше и жарче погода, тем быстрее тускнеет и подсыхает листва на обломанных ветках, темнеет при этом и место излома ветки.
Зимой можно определить направление движения человека без лыж или животного по выволоке и поволоке следа. Поволока образуется при опускании ноги в снег. Она начинается тем раньше, чем глубже снег (рис. 125). Выволока образуется при вытаскивании ноги из снега. Она короче и круче, чем поволока. Это позволяет определить направление движения (даже если след присыпан свежим снегом).
Как и летом, зимой след с течением времени теряет свои четкие очертания. У свежего следа поволока и выволока имеют по краям пушистую бахрому, которая очень быстро исчезает, выравнивается. Отпечаток следа затвердевает на морозе. При прикосновении свежий след рассыпается, а старый — нет.
При определении «возраста» следа надо учитывать все обстоятельства: температуру и влажность воздуха, время суток, наличие ветра и осадков — и стараться использовать максимальное количество признаков.
Зимой может помочь и встретившаяся лыжня. Здесь также важно определить направление, в котором прошел лыжник, — от дома он шел или возвращался домой. Направление движения проще всего определить по отпечаткам лыжных палок (рис. 126). Бороздка, прочерченная острием палки, длиннее в сторону движения лыжника. На лыжне часто остается отпечаток задника лыжи в виде буквы П, образующийся при движении лыжи назад при отталкивании. Открытой стороной этот отпечаток укажет в сторону движения лыжника (рис. 127). Однако направление движения лыжника еще не говорит о направлении к жилью.
Ведь это может быть след охотника, только что вышедшего на охоту; след туристской группы, идущей по маршруту. Для определения принадлежности следа надо внимательно изучить лыжню. Широкий отпечаток лыж говорит о том, что это лыжня туристов или охотников. Отсутствие следов от палок — о том, что прошел охотник (они часто ходят без палок, держа в руках ружье). Плотная, утрамбованная лыжня, частые отпечатки лыжных палок, следы остановок, обертки от конфет говорят о лыжне туристов.
Лыжня, оставленная узкими беговыми лыжами, принадлежит спортсменам или отдыхающим местным жителям. Значит, населенный пункт близко. Направление к нему можно определить, принимая в расчет то, что утром отдыхающие идут от жилья, а во второй половине дня возвращаются к нему. О том, случайная ли это лыжня одиночного лыжника или хорошо накатанная, говорит плотность снега под ней. Накатанная лыжня, даже занесенная свежим снегом, хорошо держит лыжника. Стоит сойти с нее, и можно провалиться довольно глубоко. Таким образом, можно контролировать направление движения после снегопада, при передвижении по полям, где лыжня быстро переметается.
Выход на тропу или дорогу еще не гарантирует успеха, ведь надо знать, в каком направлении по ней идти. Для этого следует отличать тропы, протоптанные человеком, от звериных. Обилие звериных следов, помета, клочков шерсти на ветках, отсутствие обломанных над тропой веток говорят о том, что это звериная тропа. Она также имеет неудобные для человека повороты.
Иногда вдоль слабозаметной, редко посещаемой тропы местные жители, охотники, лесорубы делают на деревьях затесы. По ним можно контролировать направление движения. На незалесен-ных участках тропу помечают специальными конусообразными турами, сложенными из подручных материалов (камней, валежника и др.).
Во многих посещаемых туристами районах тропы маршрутов маркируются специальными табличками (рис. 128), которые прибивают на деревья с правой стороны по ходу движения. Они имеют на белом фоне полосу:
красную — на сложных категорийных маршрутах;
синюю — на многодневных маршрутах, но не таких сложных, как с предыдущей маркировкой;
зеленую — на маршрутах двух-трехдневных;
желтую — на простых маршрутах с 1 — 2 ночлегами.
Признаком приближения тропы к населенному пункту служит ее расширение. Тропа становится более натоптанной, появляется множество ответвлений, по краям тропы увеличивается количество мусора. Ответвления (мелкие тропы) с основной тропой образуют «стрелку», направленную в сторону населенного пункта (рис. 129).
Главное правило при выходе на тропу — не сходить с нее! В любом случае она приведет к жилью.
Еще большая удача ждет группу, если тропа вышла на дорогу. Появляется возможность доехать до населенного пункта на автотранспорте или хотя бы сообщить о своем местоположении. При выходе на дорогу надо также решить задачу — в каком направлении она ведет к населенному пункту. В противном случае можно лишь удалиться от него на неопределенное расстояние и время.
На лесовозных дорогах, на обочине, могут лежать потерянные при перевозке стволы деревьев. Комлем (нижней частью ствола) они направлены в сторону жилья. Съезд автотранспорта с дороги на делянку, поля обычно, как и тропа, образует стрелку в сторону поселка (рис. 130). Кроме того, ближе к жилью дорога становится шире, вдоль нее становится больше мусора, учащаются съезды с основной дороги.
Труднее осуществлять выход к населенному пункту в горах. Всегда есть опасность уйти в ущелье, в котором нет жилья, где имеются опасные участки. Как и в перечисленных выше ситуациях, надо искать тропы, выводящие к жилью или временным расположениям пастухов. Если имеется возможность, двигаться лучше по гребню хребта. В этом случае улучшается обзор местности. Сверху бывают хорошо видны тропы, навесные мосты через реки, населенные пункты. Большая часть троп в горах проложена по дну ущелья, по берегам рек и ручьев. Поднимается тропа обычно только к перевалу для перехода в другое ущелье. Поэтому можно спуститься к реке и, двигаясь вдоль нее, искать тропу. Но при этом надо помнить, что иногда река входит в узкое ущелье, теснину, где возможны водопады. Обход таких мест может занять много времени и небезопасен.
Сложнее приходится человеку, заблудившемуся в лесу, потерявшему тропу, прежде всего в психологическом плане. Ему не с кем посоветоваться, не от кого услышать одобрительное слово. Кроме того, человек, выходящий в лес за грибами, ягодами, редко берет с собой что-либо, кроме лукошка, перочинного ножа и бутербродов.
Первое и непременное условие в такой ситуации — остановиться и успокоиться. Лихорадочный поиск тропы, частая при этом смена направления движения лишь усугубят положение. К тому же возбуждение от происшедшего достигнет наибольшего предела, и человек может попросту потерять контроль над своими поступками.
Надо помнить, что человек, вышедший за грибами, ягодами находится обычно недалеко от своего населенного пункта. Вокруг жилья много троп, проселочных и полевых дорог. Основная задача заблудившегося — выйти на одну из них.
Поэтому, остановившись, успокоившись, насколько это возможно, надо постараться вспомнить свои предшествующие действия, отметить время и смену направления движения, какие-либо заметные, характерные ориентиры. Стоит припомнить наличие в данной местности хорошо заметных линейных ориентиров — дорог, линий электропередачи, просек газо- и нефтепроводов, границы леса, берега озера, моря. На такие ориентиры легче выйти, даже имея приблизительно правильное направление движения. Точечные ориентиры — лесные сторожки, кордоны — найти значительно сложнее.
Если есть уверенность, что, например, на западе имеется достаточно хороший линейный ориентир, то необходимо двигаться в этом направлении. Вначале надо определить направление сторон света любым удобным способом и затем двигаться на запад, стараясь сохранить выбранное направление.
Сохранять направление движения в лесу, не имея компаса, двигаясь без дорог и троп, довольно сложно. Всем известно, что без фиксации направления движения в лесу, в густом тумане одна нога (у правшей — правая) делает шаг несколько больший, чем другая. При этом, двигаясь по лесу, человек описывает круг и возвращается примерно в то же место. Поэтому, определив направление выхода, надо выбрать в данном направлении ориентир. Дойдя до него, выбрать следующий и т.д. Надежнее использовать два ориентира, лежащих на одной прямой. Средний ориентир между глазом и дальним ориентиром будет помогать надежнее выдерживать выбранное направление (рис. 131). Если есть возможность, то следует использовать надежные, хорошо видные ориентиры-маяки: вышки, вершины холмов и др.
В остальном действия заблудившегося аналогичны описанным выше.
Нередки случаи отставания одного из членов группы. Как поступать в этом случае? Обычно такие ситуации оговариваются в период подготовки к походу. Единственно правильный вариант — остановиться и ждать возвращения своих товарищей из группы. Руководитель, увидев, что кто-то отстал, обязательно пошлет 2 — 3 членов группы выяснить обстановку и найти отставшего, помочь ему догнать группу. Можно, конечно, и самому двигаться, догонять группу. Но как только отставший член группы окажется у развилки троп, дорог, он должен остановиться. Ведь не всегда он сможет правильно определить, по какой из них пошла группа.