Международная космическая система поиска аварийных судов и самолетов (КОСПАС‑САРСАТ) используется в практике мирового спасения с 1982 года. За это время с ее помощью было спасено около четырех тысяч человек, оказавшихся в бедственном положении (рис. 4).
В нашей стране выпускается и используется несколько типов аварийных спутниковых радиобуев, работающих в системе КОСПАС‑САРСАТ на частотах 121,5 МГц и 406,025 МГц.
Буй «АРБ‑406» имеет абсолютно герметичный, обладающий положительной плавучестью корпус диаметром 100 мм и длиной 700 мм. Вес буя – 4,5 кг. Время непрерывной работы – не менее 24 ч. Включение осуществляется вручную или автоматически при погружении в воду. Буй сохраняет работоспособность при температуре воздуха от – 40 до +50°С, погружении в воду, в том числе морскую, на глубину до 100 м и падении на воду с высоты до 15м. Через каждые 50 с буй передает сигнал, позволяющий определять координаты места аварии с точностью до ±15 км. Кроме того, с помощью съемного пульта можно набирать и передавать в автоматическом режиме специальную информацию о типе и названии терпящего бедствие объекта, характере аварии, требуемой помощи, времени, прошедшем с момента аварии, и т.п. Предусмотрена возможность подачи сигнала на бортовые авиационные радиостанции для точного приведения поисковых самолетов (рис. 5).
Рис. 5
Для обнаружения факта бедствия достаточно двухминутного приема сигнала бедствия. Однако время от оповещения об аварии до момента получения раскодированной информации службами поиска и спасения, в наихудшем из всех возможных случаев, может достигать 5 ч.
Для сравнения достаточно сказать, что при использовании традиционных радиосредств время оповещения (фактически установления факта аварии) составляет 13 – 72 ч, и это без определения точных координат и гарантии, что сигнал вообще услышат.
В системе КОСПАС‑САРСАТ на частоте 121,5 МГц работает ряд радиобуев, используемых в гражданской и военной авиации и иногда применяемых самодеятельными путешественниками. Точность определения координат подобными радиобуями составляет 20 – 25 км. «Поиск‑Б» («АРБ‑121») – автоматический буй, корпус цилиндрический плавающий, масса 2,2 кг. Время непрерывной работы – 48 ч (рис. 6).
Рис. 6
«Поиск‑Р» («АРС‑121») – автоматический буй, по характеристикам аналогичный «Поис‑ку‑Б», но в отличие от него в конструкции предусмотрена возможность ведения связи с поисковыми службами. Масса – 1,8 кг. Ресурс работы – 48 ч (рис. 7).
Рис. 7
Авиационная аварийная радиостанция «Р‑855 УМ» по характеристикам близка к бую «АРС‑121». Работает в режиме маяка и связи со спасательными службами. Масса – 600 г. Время непрерывной работы в режиме маяка – 24 ч. Источником питания служит съемная батарея «Прибой». Наверное, поэтому аварийную радиостанцию иногда называют станцией «Прибой». Батарея рассчитана на 10 – 20 ч непрерывной работы, а в режиме двухсторонней связи – 30 – 60 ч. Существует модификация радиостанции, работающая только в режиме маяка. В этом случае дальность привода самолета составляет 60 – 70 км при высоте его полета 3000 м. В радиотелефонном режиме дальность связи снижается до 25 – 50 км, в зависимости от мощности бортовой принимающей радиостанции (рис. 8).
Автоматический радиомаяк «Комар‑2М» подобен радиостанции «АРС‑121». Состоит из надувной оболочки складной антенны батареи «Прибой» и баллончика с углекислотой (рис. 9).
При использовании аварийных авиационных радиостанций необходимо помнить, что чем выше расположен передатчик (точнее, его передающая антенна), тем дальше его слышно. Прикрепляемые к радиостанциям внешние батареи не любят низких температур, поэтому хранить их следует под одеждой, как можно ближе к телу. Изолятор антенны нужно держать всегда сухим и чистым.
Инструкции по использованию аварийных радиостанций и буев обычно нанесены несмываемыми красками на корпусе. Ознакомиться с ними следует заранее.
Первое включение радиостанций, работающих в ручном режиме, должно продолжаться не менее 3 ч, с тем, чтобы их сигнал могли принять как минимум два спутника системы КОСПАС‑САРСАТ (один фиксирующий сигнал и определяющий место бедствия, другой – подтверждающий прием и уточняющий координаты). После этого радиостанцию достаточно включать на десять минут, в начале каждого следующего часа.
Выбирая радиостанцию, следует помнить, что на сегодняшний день наиболее надежны из всех средств аварийной радиосигнализации – буи КОСПАС‑САРСАТ. На западном рынке, который сегодня стал более доступен, предлагаются буи различных модификаций, вплоть до переносимых в кармане. Собираясь в рискованное путешествие, наверное, имеет смысл «выкинуть» несколько сот долларов на подобный прибор с перспективой сохранить в случае бедствия жизнь.
При возможности переговоров со спасателями в радиотелефонном режиме надо постараться сообщить им:
· о предположительном местонахождении потерпевших бедствие и их количестве, а в море – о скорости и направлении дрейфа судна или коллективного средства спасения;
· об опознавательных знаках места аварии: наиболее заметных с воздуха и земли ориентирах, используемых потерпевшими знаках‑сигналах и других способах привлечения внимания. Для судна или любого другого транспортного средства – его тип, цвет корпуса, флаг, название;
· о виде требуемой помощи;
· о наличии средств связи и сигнальных средств;
· о местных метеорологических условиях;
· о состоянии потерпевших бедствие (количестве раненых, нетрудоспособных и т.п.);
· возможности подготовки посадочной площадки.
При работе в радиотелефонном режиме необходимо заранее и возможно более коротко сформулировать сообщение и изложить его в спокойной манере человеку, обладающему наиболее разборчивой дикцией. Засорять эфир стенаниями, жалобами, проклятьями, призывами о помощи и т.п. эмоциями не стоит. Информация должна быть сжатой, конкретной и однозначно толкуемой. От этого зависит, как быстро смогут спасатели найти и оказать помощь потерпевшим бедствие.
При использовании радиотехнических средств необходимо учитывать время подачи сигнала бедствия. Для более действенного приема аварийных радиосигналов в мировой практике предусмотрена так называемая минута молчания или международный период молчания. Это трехминутный промежуток времени от 15 до 18 мин и от 45 до 48 мин в течение каждого часа, когда радиотелеграфные станции на судах, самолетах и вертолетах спасательных и ледовых служб, буровых платформах в море, а также береговые радиостанции прекращают передачу и работают на прием аварийных сообщений. Соответственно для радиотелефонных станций период молчания установлен с 0 до 3 мин и с 30 до 33 мин каждого часа.
В указанные периоды разрешено передавать только сигналы бедствия и тревоги. Кроме того, существует ряд специальных указаний, регламентирующих работу судовых и береговых радиостанций в данный период времени, обеспечивающих наибольшее благоприятствование приему сигнала бедствия.
Небесполезными с точки зрения передачи сигнала бедствия могут оказаться довольно распространенные сегодня мобильные телефоны. Особенно если человек заблудился в близком от города лесу. Или оказался там в результате падения самолета, затопления прогулочного судна, аварии машины и пр.
При использовании в качестве средства аварийной радиосвязи мобильных телефонов следует обратиться за помощью по телефонам «Скорой помощи», милиции, спасательных сил, гражданской обороны и пр. И максимально кратко и точно объяснить свое положение. Вести долгие беседы по телефону не рекомендуется ради сохранения энергоресурсов, которые могут понадобиться для получения дополнительных консультаций по выживанию, передачи сигнала бедствия в режиме радиомаяка наведения и в качестве инструмента ориентирования.