Сели – это грязекаменные потоки, характерные для горной местности. Образуются они в результате прорыва моренных озер, переполненных водой от стаявшего снега, льда, осадков. Перемычка, перекрывающая ущелье поперек от склона до склона и состоящая из камней, щебня, льда, не выдерживает напора и сползает вместе с водой вниз по руслу реки, ручья. Высота потока в узких ущельях может достигать десятков метров, скорость приближаться к скорости течения горных рек.
Защититься от селя практически невозможно, поэтому особое значение приобретает профилактика селевой опасности. В весенне‑летнее время, особенно при выпадении высотных дождей, резком замутнении воды в реках, усилении шума реки от перекатывающихся по ее дну камней и других признаках возможного схода селевого потока, для передвижения следует предпочитать гребни и другие возвышенные формы рельефа, избегая речные долины, дно ущелий.
! При нарастающем шуме, свидетельствующем о приближении селевого потока, надо быстро покинуть дома и взобраться на возвышенности. При этом надо избегать теснин, ущелий и других сужений, в которых зажатый с боков селевой поток может подняться высоко вверх.
При приближении селевого потока надо как можно быстрее вскарабкаться вверх по склону, взобраться на скалу, бросив все тяжелые, препятствующие быстрому движению вещи и одежду.
В самом крайнем случае залезть на мощное, стоящее в стороне от основного потока дерево.
! Неустойчивые скалы, крутые склоны и «слабые» деревья могут быть опасными, так как селевой поток может их подмыть.
Шансы выжить в грязекаменном потоке невелики. Плавать в нем невозможно, перемещающиеся, сталкивающиеся камни травмируют человека. Поэтому помощь должна быть максимально быстрой.
Нужно подать потерпевшему длинный шест, веревку, лестницу, доску и пр. Но не пытаться его тянуть к себе, потому что несущиеся камни могут его раздавить. А двигаясь по течению, постепено подводить пострадавшего к берегу.
В случаях, когда селевой поток зальет жилые строения, не разрушив их, необходимо организовать раскопки, так как существует вероятность, что внутри домов могли остаться живые люди.