Кефаль — рыба осторожная, более того, пугливая, и взять ее подводному охотнику с подхода удается крайне редко. Самый эффективный метод охоты на нее -залежка. То есть охотник прячется за каким-нибудь валуном или скалой, на поверхности или под водой у самого дна, и ждет появления рыбы. Александр именно так охотился на кефаль вблизи родного Баку.
Прятался наш герой за железные арматурины, оставшиеся в море после сноса старых нефтевышек. На кукане, притороченном к поясу, уже висело две рыбины. Александр находился в тот момент на поверхности и придерживался свободной левой рукой за торчащую из воды железяку. Никаких движений, но напряженное внимание и натянутые нервы. И вдруг что-то падает охотнику на спину.
Крупная морская чайка, которую местные называют мартыном, совершала обычный облет своих владений, когда высмотрела далеко под собой у самой поверхности пару «дохлых» рыбин. А рядом — удобный, черный «камень» на котором и отдохнуть, и пообедать можно. Птица быстро спикировала и плюхнулась. на спину охотнику.
Александр от неожиданности дернулся, изогнулся всем телом и, буквально, взвился над поверхностью, едва не закричав от испуга. Мартын ошеломлен был не меньше: чуть не свалился в воду, бешено замахал крыльями и заорал «диким голосом». Говорят же: «На чужой каравай рот не разевай».
В среде каспийских тюленей про эту пословицу, похоже, тоже ничего не знают. Поэтому, когда на одной из охот Александр подранил кефаль, и та сорвалась с наконечника, ее тут же сцапал, невесть откуда взявшийся, тюлень. Этот зверь и намного крупнее мартына, и намного нахальнее, поэтому он и не подумал бросать свою добычу, несмотря на вопли обворованного и обиженного охотника.
Пословицы — это сама народная мудрость, тонко подмеченный и четко сформулированный опыт многих поколений людей. Люди, в частности, подводные охотники, уже много десятилетий впрямую общаются с рыбами, и, надо сказать, многому их научили. Но некоторые особи рыбьего племени, видимо, плохо учились и сами же от этого страдают. Сом, о котором я вам расскажу, кроме того, что был неучем (по-нашему — двоеш-ником), так еще и большим нахалом. Все это и привело его к закономерному, то есть трагическому, исходу.
Андрей получал истинное наслаждение от охоты. Все было здорово: тепло, яркое солнце, прозрачная вода и успешная, увлекательная охота! На кукане уже две щучки и два сазанчика. Пусть не очень крупные, но для начинающего охотника, каковым он тогда являлся, и это замечательно.
Вот очередная рыба забилась на стреле — теперь килограммовый карась. Было это на мелководье, и Андрей занимался с новой добычей, стоя по пояс в воде. Неожиданно он почувствовал, как его что-то тянет назад. Обернулся и… ахнул. Метровый сом схватил одну из его щучек, что висела на веревке кукана, и тянет ее в ближайший тростник!
Первая, вполне естественная реакция собственника — отобрать свое, и Андрей потянул кукан на себя. Сом не стал разжимать свою широченную пасть, по бокам которой торчали лишь голова и хвост многострадальной щуки, а применил собачий прием: резко изгибаясь всем телом, начал мотать головой и дергать «свою» добычу.
Неизвестно чем бы закончилось это перетягивание каната, не приди Андрею в голову (все-таки «хомо-са-пиенс» — человек разумный) простая мысль: подстрелить сома. К счастью, ружье к этому моменту было уже заряжено и охотнику оставалось только опустить его в воду, почти приставить к сому-нахалу и нажать на спуск. Только, пробитый стрелой, похититель-неудачник выпустил свою добычу и попытался улизнуть. Однако спасти свою шкуру ему не удалось, и, в конце концов, он занял свое заслуженное место на кукане. Рядом с изрядно пожеванной щучкой.
С точки зрения правил подводной охоты Андрей поступил противозаконно: он стрелял рыбу, сам, находясь при этом, пусть только наполовину, но вне воды. Так нельзя. Ну, а сому среди бела дня грабить начинающего охотника можно?! Лично я считаю — все правильно, и такому глупому, но наглому сому просто не место в водоеме. Он ведь потомство даст, и дети его вырастут такими же. Не зря же люди говорят: «Яблоко от яблони не далеко падает».