Только попадание пули (любого калибра) в головной или спинной мозг, как отмечалось, тут же останавливает медведя. Но в голову легче промахнуться, поэтому стреляют обычно в грудную клетку или в основание шеи. Предпочтительнее тяжелая пуля весом около 15 г и диаметром не менее 9 мм с небольшой начальной скоростью. Из охотничьих гладкостволок для стрельбы по медведю более других пригодны ружья 12 калибра. Прошитый пулей малого калибра медведь и с простреленным сердцем способен пробежать до двухсот метров и растерзать стрелявшего. Стрелять в медведя даже крупной дробью бесполезно, так как дробины, попавшие, например, в голову, просекают лишь кожу и плющатся о кости черепа. Однако выстрел дробью в упор (в том числе и мелкой) может быть смертельным и для медведя.
Следует помнить, что, угрожая человеку, медведь в большинстве случаев все-таки не решается напасть, поэтому стрелять в медведя нужно лишь в том случае, когда станет ясно, что столкновение неизбежно. Чтобы не промахнуться, стрелять надо, не имея автоматического оружия, с предельно близкого расстояния, допустив зверя метров на пять. Первый выстрел — самый важный. Но, если у вас многозарядное ружье, не останавливайтесь, чтобы проверить, каков эффект выстрела — продолжайте стрелять, пока зверь движется, хотя бы в предсмертных судорогах: немало случаев, когда медведи, казавшиеся мертвыми, вскакивали и калечили охотников.
Для защиты от медведей и других хищников в экспедиции должно быть оружие с достаточным количеством пулевых патронов, и все члены экспедиции без исключения должны знать, где оно хранится, уметь обращаться с ружьем и стрелять из него.
Оружие должно быть в исправном состоянии, его необходимо регулярно чистить и смазывать, беречь от попадания влаги и песка, от снежных и земляных «пробок» в стволах.
Не испытывайте судьбу, не пытайтесь добыть медведя с подхода, если вы не очень опытный охотник и нет надежной собаки. Для вас пригодна охота с использованием лабаза (на овсах и у привады). А вообще избегайте стрелять но медведю без острой необходимости: это всегда связано с риском*.
Случалось немало историй, когда лесник или крестьянин убивал топором напавшего медведя. Однако следует учитывать, что топор — не лучшее оружие для отражения атаки этого хищника. Для нанесения им удара необходим замах, реакция же медведя и его действия так быстры, что он успевает или выбить топор, или увернуться, или ударить человека раньше, чем тот рубанет. При этом глаз человека даже не улавливает движения медвежьей лапы.
Кроме того, мощные кости мешают глубокому проникновению лезвия: далеко не всякий удар по голове может быть для этого зверя смертельным. Медведь, ‘которому в схватке вонзили в бок острие топора, убежал-таки, унеся с собой и глубоко засевший топор. Топор можно использовать для иной цели: воткнуть в ствол гладкого дерева, что даст возможность быстро взобраться на него.
Эффективно колющее холодное оружие типа применявшейся ранее «рогатины» или винтовки с примкнутым штыком. Один из опытных охотников имел нож, рукоятка которого состояла из двух стержней (обделанных кожей), для того, чтобы при необходимости их можно было воткнуть в концы стволов своего дробовика, а затем использовать его как пику.
Следует иметь в виду, что медведь обращает внимание на предметы в руках человека и ведет себя более осторожно, а в схватках накоротке старается выбить ударом лапы предмет — будь то ружье, топор, кинжал или что-либо другое. Поэтому в старину охотники с рогатиной, напуская медведя, прятали ее за собой, стоя вполоборота.
Колоть таким оружием надо сильно,, без размаха, подпустив зверя на 2—3 шага, в переднюю часть тела, то есть в грудь, под лопатку, в зависимости от положения зверя. И, вонзив пику, не вытаскивать ее, если медведь при этом не может дотянуться до вас лапой.
Известен случай, когда в безвыходном положении охотник, схватив пустое ружье за концы стволов, ударил им, его казенной частью по голове зверя, и тот отступил. Уязвимым местом для удара у медведя является основание носа. Однако вступать в подобные сражения без необходимости не следует, так как шансы на успех малы.