Чтобы завершить рассмотрение вопросов, связанных с ориентированием, необходимо рассмотреть еще один вопрос. В предыдущем изложении мы исходили из того, что направление на север, показанное на карте, и направление на север, определяемое с помощью компаса на местности, является одним и тем же. В действительности это совсем не так, поэтому необходимо сделать соответствующее уточнение. (Суть описанных способов ориентирования от этого не меняется, к ним лишь добавляется одна простая вычислительная операция, знать которую туристу необходимо). Речь идет о переводе истинных азимутов в магнитные и обратно.
Выше мы определили азимут как угол между направлением на север и направлением на нужный нам местный предмет. С направлением на нужный предмет все ясно, и тут никаких вопросов не возникает. Но что такое направление на север? Это направление на Северный полюс. И определяем мы это направление на местности по компасу. Дело заключается в том, что компас на Северный полюс не указывает! Магнитная стрелка компаса указывает на магнитный, а не на географический полюс.
Понятие о географическом, или, иначе, истинном, полюсе связано с представлением о форме Земли и характере ее вращения: Северный и Южный полюсы — это точки, через которые проходит ось вращения земного шара.
В то же время Земля обладает свойствами магнита, и вокруг нее существует магнитное поле. Как всякий магнит, она имеет два полюса, не совпадающие с географическими. Северный магнитный полюс находится под 74° северной широты и 100° западной долготы. Южный магнитный полюс лежит под 69° южной широты и 144° восточной долготы. (Магнитные полюсы с течением времени медленно перемещаются; правда, перемещения эти не настолько значительны, чтобы учитывать их для практических целей в турпоходе.)
Итак, существуют истинный и магнитный полюсы, не совпадающие между собой. Соответственно этому есть истинный и, магнитный меридианы. И от того и от другого можно отсчитывать направление на нужный предмет. В одном случае мы будем иметь дело с истинным азимутом, в другом — с магнитным. Истинный азимут — это угол между истинным (географическим) меридианом и направлением на данный предмет. Магнитный азимут — угол между магнитным меридианом и направлением на данный предмет. Понятно, что истинный и магнитный азимуты отличаются на ту же самую величину, на которую магнитный меридиан отличается от истинного. Эта величина называется магнитным склонением. Если стрелка компаса отклоняется от истинного меридиана к востоку, магнитное склонение называют восточным, если стрелка отклоняется к западу, склонение называют западным. Восточное склонение часто обозначают знаком «+» (плюс), западное — знаком «—». (минус). Величина магнитного склонения неодинакова в различной местности. Так, для Московской области склонение составляет +7, +8°, а вообще на территории СССР оно меняется в более значительных пределах.
Возвращаясь к случаю, когда надо, имея карту и компас, выйти на какой-либо пункт, который не виден с точки стояния, мы сталкиваемся со следующей трудностью. Измеряя азимут по карте, мы узнаем истинный азимут. Когда на местности мы определяем по компасу то же самое направление, то мы узнаем магнитный азимут. Отсюда возникает необходимость уметь переводить истинные азимуты в магнитные и обратно.
Что же нужно сделать, чтобы, зная магнитное склонение, истинный азимут перевести в магнитный? Обратимся к рис.16 (слева).
Рис. 16. Перевод истинных азимутов в магнитные и обратно: слева — восточное, справа — западное склонение.
Пусть ОМ — истинный меридиан, угол NOA — истинный азимут. Если мы имеем восточное склонение (3, то очевидно, стрелка компаса покажет нам не строго направление ON, а отклонится от него к востоку на угол, равный δ, и займет положение ON¹.
Соответственно этому, если мы возьмем нужный нам азимут, приняв линию ON¹
за направление на север, то мы пойдем не по направлению ОА,
а отклонимся от него на ту же величину, на которую стрелка компаса отклонилась от истинного меридиана, т. е. тоже на угол р. Иначе говоря, пойдем по направлению OA¹.
Для того чтобы внести в свои действия поправку; очевидно, надо взять левее на тот же угол р. Тогда движение будет происходить по требуемому направлению ОА.
Значит, в случае восточного склонения истинный азимут надо уменьшить на величину склонения, чтобы получить магнитный:
Ам=Аи-β.
В случае западного склонения (см. рис. 17 справа) стрелка компаса вместо направления ON, соответствующего истинному меридиану, будет показывать направление ON¹,
отклоняясь от истинного меридиана влево на угол δ. Соответственно этому, если мы не внесем поправки в свое движение, то будем двигаться не по нужному для нас OA¹ направлению ОА, а уклонимся от него влево на угол δ и пойдем по направлению. Чтобы этого не произошло и несмотря на то, что стрелка компаса вместо направления ON показывает направление ON¹, мы шли
все-таки по направлению ОА, нужно будет взять правее на угол δ.
Значит, в случае западного склонения истинный азимут надо увеличить на величину склонения, чтобы прийти в нужное место:
Ам=Аи+β.
С помощью аналогичных рассуждений нетрудно понять, каким образом от магнитного азимута перейти к истинному в случае восточного и западного склонения. Впрочем, это можно определить и чисто математическим путем. Если при восточном склонении Ам==Аи—β, то, очевидно, что Аи==Ам+β. Если при западном склонении Ам=Аи+β, то Аи==Ам—β. Надо только помнить, что если юные туристы встретят в литературе обозначения восточного и западного склонения как «+β» и «—β», то здесь знаки «плюс» и «минус» не имеют математического смысла и при вычислениях во внимание не принимаются.
В каких же типических ситуациях приходится переводить истинный азимут в магнитный и магнитный в истинный?
Случай, когда необходимо перевести истинный азимут в магнитный, фактически уже был рассмотрен. Это приходится делать, если мы определили по карте азимут на невидимый с точки стояния предмет и требуется учесть магнитное склонение при движении по компасу. Иными словами, это требуется сделать при переходе от карты к местности.
Иной случай будет, если мы, заметив на местности какой-либо предмет, хотим нанести его на карту. Определив по компасу направление на этот предмет, мы узнаем, конечно, магнитный азимут. Если мы не внесем поправки, откладывая его на карте, то мы ошибемся на величину магнитного склонения. Чтобы не допустить такой ошибки, необходимо определить истинный азимут и только этот угол откладывать на карте. Иными словами, найти истинный азимут по величине магнитного азимута и величине магнитного склонения бывает необходимо при переходе от местности к карте.
Возвращаясь теперь к рассмотренному ранее первому способу ориентирования, нетрудно понять, что для точного выдерживания направления по азимуту необходимо учитывать величину магнитного склонения. На топографических картах она указывается снизу в зарамочном оформлении. На туристских картах она может и не быть указана, поэтому величиной магнитного склонения для данной местности надо поинтересоваться заранее. Приближенные значения его берут из справочника. Таким образом, для большинства районов страны к описанным ранее приемам прибавляется еще один — перевод истинных азимутов (полученных при измерении на карте) в магнитные (которыми надо будет пользоваться на местности). В таблицу и схему, которые составляются перед началом движения, выписываются, естественно, магнитные азимуты. Выше, в разделе, посвященном сопоставлению двух способов ориентирования, этого сделано не было, как будто наш маршрут проходит в западной части Союза или, напротив, на востоке, где-нибудь в районе Иркутска (в этих районах магнитное склонение равно или близко к нулю, и, таким образом, истинный и магнитный азимуты практически можно считать совпадающими).
При использовании второго способа ориентирования магнитным склонением можно во многих случаях просто пренебречь. Действительно, если для Московской области оно составляет примерно 7—8°, то нет смысла принимать его во внимание, так как при выдерживании направления по компасу для нас обычно является приемлемой заметно большая погрешность, например порядка 15°, как в рассмотренном выше примере.
Закончив изложение вопросов ориентирования, перейдем теперь к технике и тактике движения по маршруту, иными словами, речь пойдет о том, как надо ходить туристу.