Разбор похода и педагогический отчет

Разбор однодневного похода в принципе ничем не отличает­ся от разбора отдельного дня в многодневном походе, о кото­ром уже говорилось (см. гл. 4). Единственное, что здесь допол­нительно обсуждается, — это качество подготовки к походу. Ра­нее было сказано также и о том, в каких случаях проводить разбор однодневного похода нецелесообразно.

Что касается многодневных походов, то итоговый разбор их, как правило, целесообразен. Для обсуждения на таком разборе можно порекомендовать четыре группы вопросов:

1. Был ли интересен маршрут? Соответствовал ли он уровню подготовки группы: не слишком ли труден или, наоборот, ле­гок? Оправдались ли ожидания, возлагавшиеся на поход, или хотелось чего-то другого? Каковы пожелания на будущее?

2. Что было сделано правильно и что неправильно в походе?. Какие из мероприятий оправдали себя, а какие — нет? Что мешало и что способствовало успеху похода? Что следует сде­лать, чтобы в будущем походы проходили лучше?

3. Как проявил себя каждый из участников при подготовке и проведении похода? Что он показал в смысле владения турист­скими навыками, исполнения обязанностей в группе, отноше­ния к товарищам? Что является его сильной, что слабой сторо­ной? Оправдал ли возлагавшиеся на него надежды? Отдельно (ввиду важности вопроса) следует оценить: искал ли он само­стоятельную работу на биваке? Правда, формально этот вопрос является частным случаем исполнения обязанностей.

4. Что удачно и что неудачно делал руководитель группы? Нетрудно видеть, что первая группа вопроса касается выбо­ра маршрута и целей, поставленных перед походом. Вторая сводится к оценке организации жизни группы, правильности тактических решений в походе, результативности учебного про­цесса (если таковой осуществлялся). Третья особенно важна для воспитания и самовоспитания ребят. Она помогает каждо­му сопоставить собственное мнение о себе с мнением товарищей по группе. В сильной туристской группе перед ребятами можно ставить еще вопрос о рекомендациях для каждого на будущее. Ребята довольно тонко определяют, кому следовало бы еще раз пойти в подобный же поход, кому — в более труд­ный, кому можно поручить более ответственную должность, а кому еще раз побывать рядовым участником. Разбор этих вопро­сов требует от руководителей особой чуткости и внимательно­сти; не следует забывать о повышенной впечатлительности ре­бят подросткового возраста. Нужно заранее взвесить, на каких поступках или чертах характера того или иного участника по­хода можно заострить внимание при разборе, а какие лучше обойти деликатным молчанием или упомянуть о них лишь вскользь. Ошибки, вытекающие из незнания или неумения, под­лежат, конечно, разбору и разъяснению, но в деловом и спокой­ном тоне. Проявление эмоций со стороны руководителя допусти­мо лишь при обсуждении неблаговидных поступков, совершенных умышленно. Насколько глубокому обсуждению подвергнутся на разборе личные особенности участников похода, выясняется обычно лишь в ходе самого разбора. Во всяком случае, руково­дителю не следует непременно стремиться к такому углубленно­му разбору. Например, в однодневном походе обычно достаточ­но отметить, кто как выполнял свои обязанности. Ведь за один день туристский коллектив в группе еще не смог сложиться, и над оценками, которые дают ребята, почти неизбежно будут довлеть сформировавшиеся в школьных условиях симпатии и антипатии.

Несколько слов об оценке действий руководителя. Для мно­гих педагогов сама мысль о том, чтобы поставить такой вопрос на обсуждение ребят, кажется недопустимой. Вместе с тем нет ничего более ошибочного, чем убеждение руководителя в том, что само его положение ограждает от критики. К сожалению, педагоги, впервые проводящие поход, нередко пытаются настаи­вать на том, что все их решения являются верными уже потому, что они приняты ими. Такая линия поведения обычно приводит к дискредитации педагога в качестве руководителя группы и полной потере им авторитета у ребят. Гораздо правильнее по­ступают те, кто, понимая свою туристскую неопытность, пытает­ся привлечь ребят к обсуждению и выработке решений, сохра­няя за собой лишь право окончательного выбора одного из предложенных вариантов. Однако, для того чтобы такие обсуждения были действенными, надо обсуждать также и последст­вия принятых решений, а значит, в том числе и действий руко­водителя.

Разумеется, ставить четвертый пункт разбора на обсуждение группы имеет смысл только тогда, когда у руководителя сложи­лись с группой нормальные деловые отношения. Если поход, как это, к сожалению, случается, вылился в сплошную цепь ребячь­его баловства, а руководитель занимался исключительно тем, что делал замечания и одергивал ребят, если он к концу похода мечтает только о том, чтобы этот поход поскорее закончился, тогда, конечно, незачем выносить этот пункт на разбор. Впро­чем, в этих случаях надо хорошо подумать, нужно ли вообще устраивать разбор. Но, во всяком случае, не следует уклоняться от разбора только, из-за опасения, что в разговоре будет упо­мянута туристская неопытность руководителя. Не надо бояться признать ее.

Предполагается, что с педагогическим отчетом руководитель группы выступает на педсовете, однако на практике это соблю­дается далеко не всегда. Нередко форму этого отчета и основ­ные вопросы, которые должны быть в нем освещены, руководитель похода просто согласовывает с директором школы.

При подготовке педагогического отчета нужно иметь в виду следующее. Как правило, и директора, и коллег-учителей, да, пожалуй, и родителей интересует в первую очередь воспита­тельный аспект. И это не случайно. Туризм представляет собой одно из важных средств коммунистического воспитания. Дейст­вительно, воспитание, например, патриотизма начинается с углубленного познания Родины, это отмечал в свое время еще М. И. Калинин. Понятно, что в познании своей страны туризм вне всякой конкуренции стоит на первом месте. В этом смысле с ним не может сравниться не только ни один другой вид спор­та, но, пожалуй, и вообще никакой другой вид общедоступной деятельности. Занятия туризмом знакомят человека с природой родной страны, ее историческим прошлым, памятниками культуры, природными богатствами, с жизнью ее городов и сел, раз­витием промышленности и сельского хозяйства, культуры и науки. Даже такая, казалось бы, простая вещь, как установле­ние близкого контакта с природой, несет в себе огромный вос­питательный заряд. Вспомним, как говорил поэт, признаваясь в свой любви к Родине:

 

Но я люблю, за что не знаю сам,

Ее степей холодное молчание,

Ее лесов дремучих полыхание,

Разливы рек ее, подобные морям.

 

Чтобы все это запало в душу, надо познакомиться и с могу­чим колыханием лесов, и с холодным молчанием степей, и с безбрежными разливами рек не на экране кино или телевизо­ра, не из окна вагона или мчащегося мимо всего этого автобу­са, а непосредственно лицом к лицу. Многие горожане забыли о таких встречах. Туризм возвращает им эту возможность. Тес­ный контакт с природой оставляет в душе человека очень глу­бокий след. И когда пытаешься осознать это, всплывает такое же глубокое, как у поэта, неподвластное разуму чувство; «Но я люблю, за что не знаю сам…»

Очень большое значение в воспитании имеет непосредствен­ное знакомство и общение туристов с людьми разных, часто не­знакомых ранее профессий, другого уклада жизни, несколько иных по сравнению с привычными обычаев. Так, короткое за­мечание, сделанное во время похода опытным туристам, о том, что нельзя идти напрямик через засеянное поле, а необходимо обойти его краем, пусть даже потеряв на этом какое-то время, нередко дает для воспитания у школьников-горожан уважения к  сельскому труду больше, чем иная лекция.

Нельзя забывать и о глубокой воспитательной силе самого походного уклада жизни, складывающегося в туристском кол­лективе. При правильно построенных взаимоотношениях жизнь в таком коллективе строится на основе самоуправления и само­обслуживания. А это развивает у ребят активность и любозна­тельность, инициативу и самодеятельность, способствует формированию многих важных навыков, которые пригодятся в даль­нейшей жизни. Многие из знаний, полученных на уроках в школе, вновь оживают в туристском походе, подчас в довольно неожиданном преломлении. Это способствует более глубокому усвоению знаний, связи их с реальной жизнью и в целом содей­ствует задачам политехнического обучения.

Не будем специально останавливаться на таких вопросах, как физическая закалка, воспитание коллективизма, способ­ность быстро принимать решения, чувство ответственности за порученное дело и т. п., здесь роль туризма признается всеми. Обратим внимание на следующее обстоятельство.

Туризму органически присуща многообразная воспитательная роль, которая была охарактеризована выше. Участие в по­ходах всегда оказывает воспитательное воздействие на челове­ка, хотя порой замечается это далеко не сразу. (Имеются в виду, конечно, правильно проведенные походы; если туристский поход, как это, к сожалению, иногда бывает, превратился в обыкновенный пикник на лоне природы или в «детский визг на лужайке», то о воспитательном воздействии такого похода го­ворить не приходится.) Если ребята активно готовили поход, если поход прошел нормально, без каких-либо «ЧП», если после похода у его участников возникло желание снова сходить в поход, то можно быть уверенным, что такой поход внес добрую лепту практически во все направления воспитания. Между тем приходится встречаться с непониманием этого некоторыми учи­телями, директорами школ и самими руководителями детских турпоходов. Это непонимание нередко всплывает при проведе­нии отчета. Мощный воспитательный заряд, органически при­сущий правильно проведенному походу, в таких случаях не принимается во внимание, а вместо этого начинается рассмот­рение похода как суммы проведенных мероприятий: посетили могилу павших бойцов или музеи боевой славы — проводилось патриотическое воспитание, не посетили — не проводилось; от­читали кого-то на вечернем разборе за нарушение дисципли­ны — велось воспитание коллективизма, обсуждали только пройденный маршрут и никого не разбирали — воспитанием коллективизма не занимались и т. д. Нет ничего более ошибоч­ного, как попытка оценить воспитательное воздействие похода по числу проведенных мероприятий.

Бывает, что руководитель группы соглашается с подобной оценкой похода, просто не зная, что можно ей противопоставить. Между тем возьмем то же патриотическое воспитание. Чувство личной сопричастности к родной земле, к успехам своей страны не обязательно возникает при запланированном посещении му­зея или места захоронения героев-воинов. Все зависит от того, как проведешь такое посещение. С другой стороны, это чувство нередко возникает, как уже говорилось, под влиянием тесного общения с природой, но это ни в какие разделы отчета не зане­меешь. В группе, где на разборе можно было сосредоточиться на пройденном маршруте и не пришлось никого обсуждать, дело с воспитанием коллективизма, скорее всего, обстоит вполне бла­гополучно. В группе же, где случаются нарушения, дело воспи­тания коллективизма, вероятно, хромает — почти всякое нару­шение в той или иной мере связано с пренебрежением интере­сами коллектива.

Ни директорам школ, ни руководителям походов не следует сводить воспитательный эффект похода к количеству проведен­ных мероприятий: в плане трудового воспитания сделано то-то и то-то; в плане эстетического воспитания — то-то и то-то и т. д. Необходимо помнить о внутренне присущей туризму воспитательной силе: если поход был проведен хорошо, то свою воспи­тательную роль он просто не мог не сыграть. К выявлению того, прошел поход хорошо или плохо, и должен сводиться отчет.

Логическим центром отчета должен быть вопрос о цели по­хода, как она изложена в главе 1: насколько удачно была вы­брана цель похода, и если неудачно, то что именно не было учтено при ее определении; была ли достигнута цель похода, и если нет, то что этому помешало.

Если цель похода была намечена удачно, если поход прошел во всех отношениях успешно и цель была достигнута, значит, можно быть уверенным и в том, что воспитательный эффект такого похода был положительным, хотя, может быть, этот эф­фект и не слишком заметен и вообще, как это чаще всего быва­ет, обладает отсроченным действием. Если же цель похода была выбрана неудачно или не была достигнута или сам поход ока­зался омраченным какими-то нежелательными происшествиями, то из этого еще не следует, что воспитательный эффект похода обязательно негативен. Очень часто именно какой-то неуспех, неудача помогают руководителям и участникам похода заду­маться, критично отнестись к себе, осознать допускаемые ошиб­ки. Поэтому и неудачный поход порой может сыграть в воспи­тательном плане положительную роль. Каждый раз в этом надо разбираться конкретно.

 

 

Содержание книги Азбука туризма

  1. Азбука туризма. Введение
  2. Организация похода: цель похода
  3. Комплектование группы
  4. Организация группы
  5. Выбор и разработка маршрута
  6. Составление сметы
  7. Составление рациона
  8. Закупка продуктов
  9. Упаковка и хранение продуктов
  10. Приготовление пищи
  11. Личное снаряжение: обувь
  12. Личное снаряжение: носки, стельки, портянки
  13. Личное снаряжение: одежда
  14. Личное снаряжение: спальные принадлежности
  15. Личное снаряжение: рюкзак
  16. Личное снаряжение: мелочи
  17. Групповое снаряжение: палатка
  18. Групповое снаряжение: компасы
  19. Групповое снаряжение: посуда для приготовления пищи
  20. Групповое снаряжение: медицинская аптечка 
  21. Групповое снаряжение: ремонтный набор
  22. Групповое снаряжение: мелочи
  23. Что такое ориентирование и как ему обучать?
  24. Погрешности при ориентировании
  25. Первый способ ориентирования
  26. Второй способ ориентирования
  27. Сопоставление двух способов ориентирования
  28. Азимут истинный и азимут магнитный 
  29. Правильная организация движения
  30. Первая помощь
  31. Опрелости, потертости, пузыри
  32. Раны
  33. Нагноения
  34. Ушибы, растяжения, вывихи, переломы
  35. Ожоги
  36. Простудные заболевания, ангина, грипп
  37. Тепловой и солнечный удар
  38. Отравления
  39. Острый живот
  40. Укачивание
  41. Носовые кровотечения
  42. Ожог кожи
  43. Снежная слепота
  44. Помощь утопающему
  45. Устройство бивака
  46. Выбор места для бивака
  47. Организация бивачных работ
  48. Работа с палаткой
  49. Свертывание лагеря
  50. Разведение костра
  51. Поддержание костра
  52. Выбор и заготовка дров
  53. Разведение костра под дождем
  54. Костровое хозяйство
  55. Меры предосторожности
  56. Подведение итогов похода
  57. Разбор похода и педагогический отчет
  58. Финансовый отчет
  59. Сдача снаряжения
  60. Написание отчета и составление паспорта похода
  61. Оформление материалов на значки и разряды
  62. Фотостенды и фотоальбомы
  63. Туристский вечер

Добавить комментарий

Метки: , , , , ,

Сайт «Выживание в дикой природе», рад видеть Вас. Если Вы зашли к нам, значит хотите получить полную информацию о выживании в различных экстремальных условиях, в чрезвычайных ситуациях. Человек, на протяжении всего развития, стремился сохранить и обезопасить себя от различных негативных факторов, окружающих его - холода, жары, голода, опасных животных и насекомых.

Структура сайта «Выживание в дикой природе» проста и логична, выбрав интересующий раздел, Вы получите полную информацию. Вы найдете на нашем сайте рекомендации и практические советы по выживанию, уникальные описания и фотографии животных и растений, пошаговые схемы ловушек для диких животных, тесты и обзоры туристического снаряжения, редкие книги по выживанию и дикой природе. На сайте также есть большой раздел, посвященный видео по выживанию известных профессионалов-выживальщиков по всему миру.

Основная тема сайта «Выживание в дикой природе» - это быть готовым оказаться в дикой природе и умение выживать в экстремальных условиях.

Яндекс.Метрика
SQL - 43 | 0,165 сек. | 14.72 МБ