Современный охотник — человек, прежде всего любящий природу. Насущная потребность в добыче таким способом себе пропитания у человечества почти повсеместно отпала, и охотник берет в руки ружье скорее, как предлог к тому, чтобы лишний раз пообщаться с девственным лесом, ароматным лугом или сказочно красивыми горами. В этом смысле охотник подводный — не исключение.
Спросите у десятерых подводных охотников, зачем они лезут в воду. Едва ли хоть один из них скажет: «За рыбой!». Мне известно много братьев по оружию, которые, как и их семьи, вовсе не едят рыбу, но при этом регулярно отправляются на охоту. А загадка на первый взгляд нелогичных действий решается просто: эти люди попали в плен той красоте, которая их встречает сразу под поверхностью воды. Подводный мир -сказочный мир! И это не преувеличение. Посмотрите на работы подводных фотографов, разве таких удивительных рыб, всяческих моллюсков, кораллов и странных растений таких необыкновенных форм и окраски мы в нашей повседневной жизни видим? Да никогда, хоть сто лет проживи! Вот и получается: то, что под водой реальность, для большинства «сухопутных» людей — сказка.
Российская подводная охота, как известно, имеет существенные отличия от такого же хобби в тех странах, которые считаются ведущими в данной сфере. Обусловлено это географически, а точнее тем, что подавляющее большинство нашего населения живет вдали от морей. Наш подводный охотник вынужден охотиться в пресных водоемах. Впрочем, слово «вынужден» не совсем удачное, так как охота в реке или озере буквально по всем своим составляющим не хуже, а зачастую и лучше охоты в море.
Не будем много говорить о разнообразии охотничьих трофеев и их размерах, которые в пресных водоемах почти всегда выигрывают в сравнении с морскими трофеями. Лишь один пример. Помнится трехкратный чемпион мира по подводной охоте Педро Карбонелл на вопрос какую самую большую рыбу ему удалось подстрелить, ответил: «На 28 килограммов». У нас в России такими результатами (и больше!) могут похвастать сотни и тысячи совсем не титулованных «пресноводных» охотников.
Не последнюю роль в привлекательности подводной охоты в реках и озерах играет живописность их подводного пейзажа. Взгляду охотника предстают десятки видов мягкой водной растительности. Их цвет меняется от бурого, до ярко зеленого, но есть и красный, и фиолетовый, и даже белый. А форма может быть самая разнообразная. Некоторые растения, похожие на небольшие пальмы, придерживаются дна, другие укрывают его ковром полностью или почти полностью. Ковер может быть 20-30-сантиметровой толщины, а может быть и метровым. Другие растения тянутся до самой поверхности, создавая под водой причудливые сады и средневековые замки. Попав в царство жесткой водной растительности, ощущаешь себя пленником подводного леса. Тростник и камыш могут создать такие дебри, что с помощью рук проломившись вглубь него, начинаешь задумываться: «А развернуться-то и выбраться отсюда мне удастся?»
Совсем особенная красота в горной реке: нагромождение скал с промытыми в них пещерами и гротами, хариусы, которые, распустив свой красивый «парус», в исключительно прозрачной воде, словно птицы, парят над всем этим. А, когда из завесы воздушных пузырьков, которая висит под шумным порогом, вдруг появляются серебристые, в ярких пятнах лососи.? Да мало ли еще чудесных картин предстает перед взором подводного охотника?! И лично я в такие моменты всегда страдал от того, что не могу всю эту красоту показать своим родным и близким, а впоследствии не смогу достойно передать ее даже словами. Вот тут-то и появляются мысли о фотоаппарате или видеокамере.
Впервые я взял с собой на охоту подводный фотоаппарат лет 15 назад. Это была небольшая японская об-резиненная мыльница. Подводные фото были совершенно не годящимися, а вот из надводных, в частности, снятых с воды зимой, кое что получалось не плохо. Однако прожила у меня эта камера не долго: после первого залива ее удалось отремонтировать, а после второго — нет. Потом немного поснимал «Зенитом» в отечественном боксе КПФ-1. Тут немного стали получаться и подводные фото. Однако появилась серьезная проблема, которая, в конечном счете, и отвернула меня от подводной фотографии. В то время я полагал, что навсегда. А дело было в том, что во мне очень крепко, возможно на генетическом уровне, сидит ох о т н и к. Плавание же с громоздким КПФ-1 напрочь исключало использование ружья. Я разрывался между тем и другим не долго. Победило ружье. Два своих «Зенита» и бокс я подарил подводникам, которые, как мне показалось, больше настроены на подводную фотоохоту.
После первых, в общем-то, неудачных опытов запечатлеть подводную красоту, прошло десять лет активных охот. Выбор был сделан, и он оказался для меня правильным. И все же некая неудовлетворенность все это время меня не покидала. Я стал много ездить по стране, охотиться в самых разных водоемах, и соответственно видеть много нового, удивительного и красивого. Пределом желаний было и оставалось каким-то образом совместить охоту и фотоохоту. И вот технический прогресс, похоже, дал мне такую возможность.
По совету крупного специалиста в области подводной фотографии Владимира Гудзева я купил маленькую цифровую фотокамеру Olimpus m 725. Камера размером меньше пачки сигарет позволяет погружаться с ней на 5 метров, не требует для этого бокса, имеет 4 подводных режима, большой 2,5-дюймовый дисплей и матрицу в 7,1 активных мегапикселей. Для любительской съемки, осуществляемой вблизи поверхности, этих характеристик вполне достаточно.
Для того, чтобы фотокамера с одной стороны была всегда под рукой, а с другой — не мешала плавать и не цеплялась за траву и подводные ветки, я спереди на лямку грузовой системы пришил для нее кармашек с клапаном на липучке. Грудь выбрана еще и потому, что это наиболее безопасное место для самого фотоаппарата, например, при лазании по тростникам или сплаве по горной реке.
Предположим, я увидел что-то интересное под водой, например, рака или черепаху. Втыкаю ружье в дно, вынимаю свой Olimpus и щелкаю объект в разных режимах. Затем убираю фотик на место, беру ружье и плыву дальше. У охоты это отнимет 3 минуты и ничуть ей не повредит. Спящий режим у камеры целых 15 минут, за это время очень вероятно встретить еще что-то интересное и вновь обратиться к его услугам. Вылезая после охоты из воды, вы имеете, как теперь говорят, «два в одном», то есть за один заплыв получаете двойной результат в виде рыбы на кукане и запечатленных подводных картинок в фотокамере.
Наступила зима. У меня есть задумка поснимать не столько подводный мир, который в это время года как раз наиболее бедный и неприглядный, сколько природу у самой воды. В прошлые годы я с воды наблюдал такие красивые «хрустальные» ветки, такие сосульки, которые нигде больше не увидишь. Теперь надеюсь это запечатлеть и показать всем тем, кто никогда не сможет в живую такое лицезреть. Едва ли кто из профессиональных подводных фотографов рискнет в минусовые температуры лезть в речку со своей дорогостоящей аппаратурой. Даже мой маленький аппаратик, выходя из воды, надо будет немедленно защищать от мороза, иначе замерзшая вода, находящаяся в различных узких местах, может его повредить.
Мой опыт эксплуатации данной фотокамеры еще слишком мал, но какие-то непреложные истины я уже усвоил. Например, встроенную вспышку почти всегда надо блокировать, иначе в воде, где много мельчайшей взвеси, эти самые мелкие частицы засвечивают все и вся. Очень важно выставить баланс белого на солнце или тучи. При ясной погоде я устанавливал ISO 400, а при пасмурной — ISO 800. Если снимаю что-то над водой, то делать это следует, быстро подняв аппарат из воды. В этом случае на объективе не успеют образоваться капли, а на снимке не будет белесых пятен.
Даже, выполнив все эти рекомендации, у вас еще масса кадров пойдет в брак по той причине, что подводная фотография — дело очень не простое и порой непредсказуемое. Например, я делаю два снимка, не меняя никаких параметров, лишь чуть-чуть подвернув фотоаппарат, а разница получается просто удивительная. Распространение света в воде, его преломление из-за каких-то факторов до конца познать едва ли удастся. Хорошо, что цифровая техника позволяет нам бесконечно (и что не маловажно — бесплатно) ошибаться. Главное, как мне кажется, такая фотография, которую я предлагаю, не должна судиться строго. Безусловно, это не художественное фото, а любительское, у которого задача — просто дать представление об увиденном.
На выставке Дайвинг-2006 уже по традиции была развернута фотовыставка «Золотой дельфин» с лучшими работами наших подводных фотохудожников. Я прошел все стенды и…расстроился. Нет, качество фотографий, насколько я могу судить, отменное, но почему российские мастера в своих произведениях прославляют заморские красоты? Что, у нас нечего снимать? Или мы так не любим свою природу и не желаем привить эту любовь своим детям?! Короче, не удержался, и такое свое впечатление оставил в книге отзывов.
Очевидно, я был не одинок, и аналогичное отношение к тематике подводной фотографии созрело не только в моей голове. В конце сентября 2006 года был проведен Кубок Белого моря-2006, в котором приняли участие не только российские фотографы. Еще в том же году журнал «Нептун» в третий раз провел конкурс на лучшие фотоработы по теме «Реки, моря и озера России». Данный конкурс плавно перетек на следующий год. Я эти работы с удовольствие разглядывал в фойе редакции журнала. Но, опять же, как подводный охотник был несколько разочарован тем, что среди массы фотографий практически не было изображений рыб. Может быть наши пресноводные рыбы не столь красивы, как голожаберный моллюск в свете юпитеров, зато в них есть динамика, есть активная жизнь. Я понимаю, что отснять стаю лососей в «полете» или сцены охоты щуки, жереха или сома, посложнее будет, чем запечатлеть тот же прекрасный цветок. Ну, так на то вы и мастера! Мы, подводные охотники, можем только на стреле или на кукане, то есть уже добытую рыбу запечатлеть для истории. Но с нас — какой спрос? Тут уж карты в руки уважаемым коллегам — фотоохотникам!