Энциклопедия выживания на море. Водообеспечение

Организм человека почти на 70 % состоит из жидких сред. Большая их часть (до 50 %) находится внутри клеток, а остальная — приходится на долю внеклеточной жидкости. Больше всего жидкости содержится в клетках серого вещества мозга, почек, сердечной мышцы.

Вода участвует в многообразных и непрерывных процессах обмена веществ.

Потеря воды организмом всего на несколько процентов приводит к расстройству его жизнедеятельности, а обеднение более чем на 10 % вызывает серьезные расстройства в функциональной деятельности органов и систем, являясь причиной смерти человека.

В районах с умеренной температурой при относительно ограниченной мышечной деятельности потребность в воде составляет 1,5 —2,0 л в сутки. При высокой температуре воздуха, особенно в тропиках, она превышает 4 — 6 и более литров в сутки.

Сколько времени человек может обходиться без «сока жизни», как образно назвал воду выдающийся итальянский ученый Леонардо да Винчи? По данным американского физиолога Е. Ф. Адольфа, максимальная продолжительность пребывания человека без воды в значительной степени зависит от температуры окружающего воздуха и режима двигательной активности. Так, в состоянии покоя в тени, при температуре 16 — 23 °С, человек может не пить в течение 10 дней. При температуре воздуха 26 °С этот срок сокращается до 9 дней, при 29 °С — до 7 дней, при 33 °С — до 5 дней, при 36 °С —до 3 дней. И, наконец, при температуре воздуха 39 °С в покое человек может не пить не более 2 дней. Мышечная деятельность сокращает указанные сроки.

Известны случаи и более длительного пребывания человека без воды.

В 1821 году во Франции один человек обрек себя на смерть от жажды. Он прожил 17 дней.

В феврале 1947 года в городе Фрунзе был найден 53-летний мужчина, который, получив травму головы, в течение 20 суток находился без воды и пищи в неотапливаемом помещении. В момент обнаружения у него не проявлялось дыхание и не прощупывался пульс. Единственным признаком, свидетельствующим о сохранении жизни пострадавшего, было изменение цвета ногтевого ложа при надавливании. На следующий день после оказанной помощи он уже мог разговаривать.

После землетрясения в Мехико в 1985 году под обломками здания был найден 9-летний мальчик, который ничего не ел и не пил 13 суток и, тем не менее, остался жив.

Эти поражающие воображение примеры неспецифической устойчивости человека свидетельствуют о том, что у попавшего в экстремальные условия всегда есть шанс не только спастись, но и выжить.

Самым страшным испытанием для потерпевших бедствие на море и оказавшихся на спасательных средствах было и остается отсутствие пресной воды. Действительно, с голодом человек еще как-то может бороться: даже без специальных снастей всегда есть надежда поймать несколько рыбешек или найти плавающие водоросли. Однако пища только усиливает жажду.

С незапамятных времен среди мореходов бытует мнение, что соленая вода вызывает помешательство и ускоряет гибель. Оно настолько прочно вошло в сознание людей, что многие из них умирали в безбрежных водных просторах, даже не пытаясь утолить жажду океанской влагой. Тех же, кто нарушил табу, по свидетельству английского врача М. Кришли, ожидает кошмарный конец. «Когда сходящий с ума от жажды начинает пить морскую воду, она, хотя в первый момент и утоляет жажду, но вскоре начинает мучить его еще сильнее, и он вынужден снова пить ее, и пить много. Затем он затихает и впадает в апатию, глаза стекленеют, взгляд его неподвижен. Губы, рот и язык высыхают, и, по показанию большинства опрошенных очевидцев, изо рта появляется специфический неприятный запах. Часа через два у человека начинается бред, сначала тихий, потом буйный. Сознание затемняется, цвет лица меняется, в уголках губ появляется пена. Смерть наступает тихо, но агония, как правило, протекает бурно. Часто человек с криком бросается за борт и погибает» [49].

Вот как описывает смерть от морской воды двух своих товарищей кадет немецкого учебного судна «Памир» Фолкер Андерс.

В сентябре 1957 года в Южной Атлантике после гибели четырехмачтового барка 8 молодых моряков нашли свое спасение в полузатопленной шлюпке. Когда кончились запасы пресной воды, 2 из них стали пить морскую воду. К утру следующего дня у них начался бред.

Фолкер Андерс пишет: «Майн внезапно встал на ноги. Ему показалось, что он на борту «Памира».

— Эй! Где судовой врач? —спросил он ребят. — Я искал его в каюте, но там его нет. Я промерз до костей. Я буду жаловаться! Когда заболеете, как я, вам наверняка нужно будет лежать в койке.

Другие ребята схватили его, но Майн сопротивлялся со страшной силой, крича: «Я на вас пожалуюсь! Вы не даете мне пойти к врачу!» Он отчаянно взывал к первому помощнику капитана. Через некоторое время он успокоился. Потом неожиданно, когда за ним никто не смотрел, вскочил на ноги и патетически произнес: «Теперь я пошел к капитану! » Он громко захохотал, прыгнул за борт шлюпки и исчез в волнах. Больше мы его не видели. Потом это же началось с Питером Фредериксом. «Я сбегаю на твиндек к стюарду, — сказал он и поднялся. — Хочу достать что-нибудь попить». Он согнулся и стал искать пробку в днище шлюпки. Питер думал, что он в душевой на «Памире». Вдруг он отчаянно закричал: «Смотрите! Здесь все затопило, нужно вынуть пробки и спустить воду». Через несколько секунд он бросился за борт. Ганс Георг Вирт, сидевший в шлюпке у планширя, схватил Фредерикса за плечо, но не удержал его. «В тот момент я почувствовал прикосновение смерти», — вспоминал после Вирт. Когда погиб Фредерикс, в шлюпке нас осталось всего шесть человек…»

Один из первых, кто опроверг укоренившийся постулат о том, что питье морской воды — верный путь к самоубийству, был уже упомянутый ранее советский военно-морской врач П. Ересько. Он утверждал, что морская вода вполне пригодна для питья. Врач исходил из того, что в сутки человек потребляет 8— 10 г соли. Поэтому, если терпящий бедствие на море будет выпивать около 1 л соленой воды в день, он имеет шансы остаться в живых [8].

В пользу питья морской воды свидетельствует и случай, происшедший с лейтенантом ВВС США Д. Смитом. В июле 1943 года он был сбит японцами над Тихим океаном и оказался на одноместном резиновом плоту в районе Гуадалканала. Моряк продержался без пресной воды 20 дней и был подобран американским военным транспортом в удовлетворительном состоянии. В течение 5 дней он ежедневно выпивал по одной пинте (0,473 л) морской воды. Для того чтобы не чувствовать ее неприятного вкуса, Смит смазывал слизистую рта жиром убитой им птицы.

Добровольный эксперимент, проведенный французским врачом А. Бомбаром на самом себе, тоже свидетельствует в пользу питья морской воды. В своей книге «Naufrage volontaire» (»Добровольное кораблекрушение»), изданной в 1953 году в Париже, он утверждает, что питье соленой воды в малых количествах (500 — 600 мл за 10 приемов) в течение 5 — 6 дней может быть полезным для потерпевшего кораблекрушение.

Следующим был американец Ульям Уллис. В 1954 году на бальсовом плоту «Семь сестричек», преодолев 6700 миль от берегов Перу до острова Самоа, он пересек Тихий океан. В своем дневнике отважный мореплаватель написал: «Я выпивал не меньше двух кружек морской воды и не испытывал от этого ни малейшего вреда».

Наконец, один из последних экспериментов по голоданию и питью морской воды в натурных условиях провел в 1982 году преподаватель кафедры физ- воспитания Ленинградского Высшего инженерного училища им. Адмирала Макарова В. Сидоренко. Во время соревнований крейсерских яхт на кубок Балтийского моря он проголодал 21 день, потребляя до полулитра морской воды в день [ 17].

В 1954 году под руководством главного врача военно-морского флота Франции профессора Ж. Ори, был поставлен ряд интересных экспериментов. И хотя испытания длились не более 3 — 5 дней, ученые пришли к выводу: лучше пить морскую воду, чем совсем ничего не пить. Употребление ее «обманывает психику человека» [59].

Несомненно, моральный фактор — могущественная сила, но существуют еще и объективные законы физиологии. Медицинский исследовательский совет Великобритании изучил результаты 448 кораблекрушений в Британском флоте за период с 1940 — по 1944 годы и установил: питье морской воды во многих случаях явилось причиной смерти. Из 143 моряков, оставшихся без пресной воды, умерло 57 человек, то есть примерно 33 %. Из 684 человек с суточным рационом пресной воды 120 г умерло 165, то есть 24%. Из 1314 моряков с суточным рационом до 2230 г погибло 96 человек — 7 %. Увеличение суточной нормы до 340 г снизило смертность до 1 %.

Эксперты пришли к заключению, что морскую воду пить нельзя. На шлюпках, где моряки употребляли ее, смертность достигала 38,8 %, в то время как на спасательных средствах, где морской воды не пили, она составила всего 3,3 % [56].

Где же истина? После появления в открытой печати рекомендаций А. Бомбара и Ж. Ори среди моряков стало распространяться убеждение, что вредность питья морской воды сильно преувеличена. В связи с этим в 1959 году Комитет ИМКО* по безопасности мореплавания обратился к Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) с просьбой дать компетентное заключение по данному вопросу.

Видные специалисты по проблеме выживания в океане, приглашенные в Женеву биологи и физи-

ИМКО — Межправительственная морская организация, которая в числе прочих вопросов занимается разработкой международных норм безопасности судоходства. С 1983 года — ИМО ологи Р. А. Макенс и Ф. Б. Баскервиль из Великобритании, швейцарец Ж. Фабр, француз Ш. Лабо- ри и американец А. В. Вольф, наконец вынесли окончательный приговор: морская вода разрушительно действует на организм человека. Она вызывает глубокие расстройства многих органов и систем [61]. В самом деле, человеческий организм содержит обычно около 1 % минеральных солей. Концентрация их в теле регулируется работой почек, а так как океанская вода имеет солей примерно 3 — 4 %, то вместо вымывания из организма вредных, отработанных веществ морская вода засоряет его еще и своими солями. Для того чтобы удалить последние, почки используют «водяное депо» организма, обезвоживая его. Такой процесс очень опасен, и тяжелее всего на него реагирует головной мозг. У людей, не выдержавших жажды и начавших пить океанскую воду, наблюдаются расстройство психики, галлюцинации, бред. В конце концов, непосильная нагрузка на почки может полностью вывести их из строя, что приведет к смерти.

 

Однако какже тогда объяснить случаи с П. Ересь- ко, Д. Смитом, А. Бомбаром, У. Уллисом и В. Сидоренко? Не опровергают ли они грозных выводов экспертов ВОЗ? Оказывается, нет! Известно, что в различных частях Мирового океана соленость воды неодинакова. В Атлантическом океане содержится приблизительно 3,5 — 3,58 промилле солей, в Тихом океане — несколько меньше — 3,46 — 3,51 промилле. Более «пресная» вода в Черном море — 0,7 — 0,85 промилле, а в Балтийском — всего 0,2 — 0,5 промилле. Отсюда даже непосвященному ясно — воду Черного и Балтийского морей можно пить (конечно, только в экстремальных ситуациях) без особого вреда.

Кроме того, медицинские специалисты США вторично проанализировали происшествие с Д. Смитом и установили, что летчик остался жив отнюдь не благодаря морской воде. Оказалось, он перед боевым вылетом выпил много пресной воды, и содержание жидкости в организме у него было выше нормы. К тому же, на 5-й день после того, как он начал пить морскую воду, над океаном прошел сильный дождь, и Д. Смит вдоволь напился пресной воды. Обследовавшие летчика врачи пришли к выводу, что если бы не выпала небесная влага, то дальнейшее употребление морской воды завершилось бы для лейтенанта трагическим исходом.

А. Бомбар, как следует из его книги «За бортом по своей воле», во время плавания также пил не только морскую воду. Каждое утро он вытирал губкой поверхность своей резиновой лодки и получал таким образом пресный конденсат. Кроме него он утолял жажду кровью дельфинов, птиц и соком, выжатым из рыб. Начиная с 23-го дня путешествия, над его «Еретиком» ежедневно выпадали дожди.

Таким образом, было убедительно показано, что опыт Д. Смита, А. Бомбара, У. Уллиса и других при всех своих достоинствах не доказывает возможности длительного выживания на море за счет питья морской воды, а свидетельствует лишь о возможности собирать достаточное для питья количество дождевой воды.

Океанскую воду с большим содержанием солей пить нельзя даже в исключительных случаях. Здесь уместно привести высказывание X. Линдемана: «С тех пор как существует человечество, всем известно, что пить морскую воду нельзя. Но вот в Европе появилось сообщение об исследовании, утверждающем обратное, при условии, что организм еще не обезвожен. В газетном лесу оно расцвело пышным цветом и получило горячий отклик у дилетантов. Конечно, морскую воду можно пить, можно и яд принимать в соответствующих дозах. Но рекомендовать пить морскую воду потерпевшим кораблекрушение — по меньшей мере, преступление» [55].

В условиях автономного плавания водный рацион можно считать определяющим фактором выживаемости людей, использующих коллективные спасательные средства.

Самое продолжительное плавание без питьевой воды длилось 15 суток [56].

Но это своеобразный рекорд, обычно люди погибают гораздо раньше. Поэтому для потерпевших первостепенное значение имеет рациональное нормирование водного пайка. При разовом употреблении 1 л воды значительная ее часть (от 16 до 58 %) выделяется через почки. Между тем, если столько же ее выпить порциями по 85 г, то суммарная потеря ее через почки составит всего от 5 до 11 %. Отсюда очевидно, что при ограниченных запасах воды необходимо суточную норму разделить на четыре — восемь порций. Пить воду в этих случаях рекомендуется небольшими глотками.

Однако как бы экономно ни расходовалась пресная вода, наступит момент, когда ее запасы иссякнут. Питье морской воды на спасательных плотах и лодках, как уже отмечалось, категорически запрещено. Возникает вопрос, каким же образом утолить жажду?

Инструкции и памятки для терпящих бедствие на море, изданные у нас в стране и за рубежом, рекомендуют собирать в ночное время росу и пополнять запасы пресной воды небесной влагой, утверждая, что дожди в тропиках не редкость. Но возможно ли это осуществить практически? Обратимся к достоверным фактам, ни у кого не вызывающим сомнений.

А. Бомбар смог начать собирать дождевую воду лишь на 23-и сутки своего плавания. Американский путешественник У. Уллис только на 76-й день воспользовался небесной влагой. За 2,5 месяца пребывания французских путешественников Э. Де Бишопа и А. Брэена в Тихом океане на плоту «Таити-Нуи» не выпало ни одного приличного дождя. Эти свидетельства ясно дают понять, что дождь и роса — источники, на которые нельзя полагаться с уверенностью.

Каков же должен быть выход из положения ? При плавании в низких широтах эксперты ВОЗ рекомендуют:

1)  не пить воду в первые сутки после аварии;

2)  пить в сутки не более 500 мл воды — этого количества хватит на 5 — 6 дней плавания и не вызовет вредных последствий для организма;

3)  снизить ежедневную норму до 100 мл, если запасы воды подходят к концу;

4)  никогда, ни при каких обстоятельствах не пить морскую воду.

В последние годы у нас в стране среди широких слоев населения распространилось лечение различных заболеваний мочой (уриной). Авторы метода убеждают в его абсолютной безопасности. Так ли это, покажет время. Однако считаем своим долгом предупредить: в условиях автономного плавания утолять жажду уриной — прямой путь к самоубийству! В данном случае она может быть полезной лишь при наружном применении как средство от ожогов медуз и других умеренно ядовитых морских обитателей.

Для того чтобы сохранить внутренние резервы жидкости в организме, можно рекомендовать следующие мероприятия: сделать из подручного материала тканевую защиту от солнечных лучей, смачивать одежду забортной водой, по возможности свести до минимума физическую работу в жаркое время дня.

В комплект некоторых спасательных плотов входит солнечный дистиллятор. В тропиках дневная производительность такого устройства достигает 1 л. Согласно инструкции, с первых же часов пребывания на плоту необходимо начать использование этого прибора.

Вместо питьевой воды может быть использован сок, выжатый из рыбы. Но получить его без специальных приспособлений (на отечественных автономных средствах их нет) чрезвычайно трудно. Надежнее, проще и удобнее при наличии свежей рыбы этот сок просто высосать.

При катастрофах в высоких широтах хорошим источником для получения питьевой воды может служить старый, менее соленый морской лед, который отличается от молодого соленого по цвету и консистенции. Старый лед имеет голубоватый цвет и легко раскалывается (крошится).

Комментарии закрыты.

Сайт «Выживание в дикой природе», рад видеть Вас. Если Вы зашли к нам, значит хотите получить полную информацию о выживании в различных экстремальных условиях, в чрезвычайных ситуациях. Человек, на протяжении всего развития, стремился сохранить и обезопасить себя от различных негативных факторов, окружающих его - холода, жары, голода, опасных животных и насекомых.

Структура сайта «Выживание в дикой природе» проста и логична, выбрав интересующий раздел, Вы получите полную информацию. Вы найдете на нашем сайте рекомендации и практические советы по выживанию, уникальные описания и фотографии животных и растений, пошаговые схемы ловушек для диких животных, тесты и обзоры туристического снаряжения, редкие книги по выживанию и дикой природе. На сайте также есть большой раздел, посвященный видео по выживанию известных профессионалов-выживальщиков по всему миру.

Основная тема сайта «Выживание в дикой природе» - это быть готовым оказаться в дикой природе и умение выживать в экстремальных условиях.

SQL - 63 | 0,179 сек. | 16.59 МБ