Если бы сегодня провели конкурс на наиболее употребимое в обиходе научное понятие, то чемпионом, наверное, признали бы «стресс». Каждый испытывал его, все говорят о нем. Однако почти никто не задумывается над тем, что такое стресс.
В 1936 году в английском научном журнале «Nature» от 4 июля в разделе «Письма к редактору» была напечатана краткая заметка, состоящая всего из 74 строк, под заглавием «Синдром, вызываемый разными повреждающими агентами». Автором заметки был молодой канадский исследователь Ганс Селье. Именно отсюда и берет свое начало концепция стресса.
Само же слово «стресс» известно с незапамятных времен и происходит, вероятно, от латинского stringere — затягивать. А впервые оно появилось в произведениях английского поэта Роберта Маннинга (1303). Он писал: «И эта мука была манной небесной, которую Господь послал людям, пребывавшим в пустыне сорок зим и находившимся в большом стрессе». Термин stress — английский, и в переводе означает «нажим, давление, напряжение». Он был введен в медицинскую науку для обозначения состояний, возникающих в результате действия чрезмерно сильных, необычных, представляющих угрозу для нормальной жизнедеятельности человека событий. Хотя по своему содержанию или значению эти состояния могут значительно отличаться друг от друга, все они имеют ряд общих черт. Руководствуясь именно этим, выдающийся физиолог Ганс Селье, которого справедливо называют «Эйнштейном медицины», экспериментально разработал представления о стрессе как неспецифической адаптационной (приспособительной) реакции на воздействие экстремального фактора. Проявляется она в стремительной мобилизации защитных сил организма для того, чтобы нужным образом отреагировать на непредвиденную трудную ситуацию или найти рациональный способ ее преодоления. Пока такой способ не будет обнаружен, организм функционирует в режиме сверхзатрат. Именно этим опасны частые и продолжительные стрессовые переживания. Нередко они приводят к деформации личностных качеств человека и развитию целого ряда заболеваний.
Факторы, вызывающие стресс, получили название стрессоры. Они могут представлять угрозу как биологической целостности организма человека, так и его психологическому статусу. В связи в этим различают две наиболее общие группы стрессовых состояний — физиологический и психологический стресс.
Физиологический стресс вызывают самые разнообразные физические воздействия, например высокая и низкая температура воздуха, яркий свет, вибрация, сильный звук и т. д. Они нередко наблюдаются и в экстремальных условиях пребывания на море.
Психологический стресс возникает при действии стрессоров психологической природы. В данном случае экстремальность ситуации задается отношением человека к создавшемуся положению и оценкой ее сложности. Отсутствие необходимой подготовки, внезапное изменение задания, дефицит времени — вот типичные ситуации, в которых по психологическим причинам деятельность затруднена.
Перечисленные ситуации могут в значительной степени осложняться, если человек осознает высокую значимость своей работы и личную ответственность за успех ее выполнения. Действительно, бывает так, что даже легкая задача может оказаться непреодолимой, если ее необходимо решить в чрезвычайной обстановке. Часто подчеркиваемые окружающими факторы значимости и ответственности предстоящей деятельности задают выраженную эмоциональную окраску состояниям психологического стресса. Она передается целой гаммой чувств волнения, неуверенности, боязни и др.
Если человек не может организовать свое поведение и добиться успеха в сложных ситуациях подобного рода, значит, у него возникли состояния так называемого дистресса*, или эмоциональной напряженности. Проявляются они в полном нарушении всего процесса деятельности человека.
Выделяют три формы состояний дистресса: импульсивная форма, тормозная (торпидная) форма и генерализированная форма.
Импульсивная форма характеризуется тем, что человек проявляет максимум активности, постоянно двигается, суетится, много говорит, хватается за выполнение нескольких дел сразу и не доводит их до конца. Он не способен сконцентрировать свое внимание, и оно перескакивает с одного объекта на другой. Обычно терпящий бедствие повторно выполняет отдельные элементы известных действий без нужной последовательности и логической завершенности.
Подобным же образом ведут себя и его мысли. Они часто застревают на какой-нибудь мелочи, совершенно не имеющей отношения к делу. Дополняют картину этого неупорядоченного и нецеленаправленного поведения сильная неуравновешенность настроения (человек может засмеяться и тут же заплакать), возбуждение, нервозность и агрессивность.
Тормозная (торпидная) форма характеризуется заторможенностью двигательной активности, трудностью восприятия и запоминания новой информации. Человек, даже пользуясь подсказкой со стороны, не может переключать свое внимание, он не способен выполнять простые умственные действия.
В таком состоянии от него трудно добиться даже слова. На фоне неожиданно нахлынувшей апатии и вялости основными эмоциями являются страх, испуг, беспомощность. Пассивно переживая неприятность, человек как бы замирает, а исправить положение должен кто-то другой, со стороны.
Генерализированная форма иногда может наступить при действии очень сильных стрессоров. Характеризуется эта форма почти полным отсутствием внешней активности. Даже если человек и производит движения, то они выполняются очень медленно. Адекватное восприятие ситуации и сознательный контроль над ней отсутствуют. Поле сознания предельно сужено. Иногда даже наблюдается феномен «раздвоенности сознания». При этом человек ощущает, что все, что происходит, происходит не с ним. Он занимает позицию вне ситуации, при этом окружающее оценивается самым мрачным образом, а перспективы — с полной безысходностью, а иногда и с полным безразличием.
Как видим, крайние формы эмоциональной напряженности влияют на деятельность оказавшегося в экстремальных условиях. Отсюда задача попавшего в беду заключается в том, чтобы не допустить их возникновения. Для этого перед возникновением чрезвычайной ситуации необходимо отрегулировать психическое состояние человека (уменьшить чрезмерный уровень стресса), а в случае появления дистресса привести его в рабочее состояние. Иными словами, перед воздействием экстремальных условий необходимо отрегулировать психическое состояние человека, то есть снизить чрезмерное нервно-психическое напряжение при импульсивной форме или несколько повысить его при тормозной форме до оптимального уровня.