Каких только приспособлений нет у рыб для защиты и нападения! Острые зубы, колючие плавники, маскировочные окраски… Но щедрая на выдумки природа не ограничилась этим и снабдила некоторых представителей водной фауны специальным ядовитым аппаратом. Это так называемые активно-ядовитые рыбы, причиняющие отравления уколами колючих плавников, острыми накладными костями черепа и особыми шипами на хвосте, связанными с железами, вырабатывающими токсины. По характеру действия их яд напоминает змеиный и представляет реальную угрозу для здоровья, а порой и жизни человека.
Научный интерес к этим организмам возник очень давно, еще во времена классической древности.
Аристотель (384 — 322 гг. до н. э.) писал о скате- хвостоколе и ядовитых скорпеновых рыбах. Греческий врач и поэт Никандр, живший во II столетии до н. э., сообщал, что укол хвостокола вызывает «гангрену пораженной плоти». Греческий врач Ди- оскрид, состоявший при римской армии в I веке н. э., коллекционировал ядовитых животных, обитающих в европейских водах.
Плиний Старший писал в своей «Естественной истории»: «Нет ничего страшнее, чем шип, который торчит из хвоста хвостокола… Это грозное оружие может пронзить дерево, и дерево умрет: оно может также пронзить броню, как железная стрела, а к силе железа в нем добавлена еще и сила яда». Несомненно, что Плиний преувеличивал: шип ската не пронзает ни броню, ни деревья, но наносит очень болезненные, а иногда и смертельные раны человеку.
В настоящее время биохимиками, биологами, экологами многих стран мира изучаются токсины, выделяемые ядовитыми рыбами, однако до сих пор эта область знаний мало исследована.
Известный американский зоолог и токсиколог, автор изданного в США трехтомного руководства «Ядовитые и ядообразующие морские животные нашей планеты» доктор Брюс У. Холстед заявил: «Фармакологические и химические аспекты морских ядов по большей части не исследованы, и этот факт является прискорбным свидетельством низкого уровня наших знаний в данной области. Приходится признать, что мы сейчас не знаем даже основ химической структуры ни одного из морских ядов».
В Мировом океане насчитывается около 350 видов активно-ядовитых рыб. Наиболее опасной среди них является бородавчатка, получившая за свою сильную ядовитость особые названия у разных народов. В Австралии — бородавчатый вампир, на острове Ява — рыба-дьявол, а на Малайе — рыба, вызывающая проказу. Нередко бородавчатку называют еще рыбой-камнем: когда она лежит, полузарывшись в ил либо песок на дне какой-нибудь расщелины или среди коралловых рифов, отличить бородавчатку от камня, находящегося на грунте, почти невозможно.
Внешность рыбы-камня весьма непривлекательна: ее голое тело покрыто многочисленными бородавками, а на большой уродливой голове располагаются глаза, которые бородавчатка может втягивать в глубокие глазничные ямки. Широкие грудные плавники с твердыми крепкими лучами служат ей не столько для плавания, сколько для разрывания грунта и передвижения по дну. Окраска бородавчат- ки изменчива и бывает грязно-бурого, красноватого, желтоватого или светло-серого цветов — в зависимости от расцветки окружающих ее предметов. Спинной плавник с 13 жесткими лучами-колючками снабжен мощными, видимыми простым глазом, валикообразными ядовитыми железами. Помимо этого, железы, вырабатывающие токсины, имеются у нее еще на трех колючках анального плавника и двух — брюшного.
Бородавчатка — малоподвижная рыба, обитающая на мелководье среди рифов и скал. При малейшей опасности она растопыривает свои плавниковые колючки, которые настолько прочны и остры, что способны проткнуть даже толстую подошву. Стоит только нажать чем-нибудь на иглу бородавчатки, и специальные мешочки выплескивают ядовитую жидкость молочного цвета в канавки, проходящие по обеим сторонам иглы. Это настоящий шприц: игла легко пронзает тело человека и впрыскивает яд. Нередко при этом пострадавший тут же теряет сознание. Если укол пришелся в крупный кровеносный сосуд, смерть может наступить через 2 — 9 ч.
Рыба-камень достигает длины 40 см, встречается в Индийском океане и на юге доходит до Полинезии.
Помимо описанного вида известны и другие, принадлежащие к роду синанцея. Среди коралловых отмелей Индийского океана обитает эроза, а в водах Тихого океана — страшная бородавчатка (рис. 25). Эти рыбы также снабжены ядовитыми колючками-плавниками, которые они используют для защиты от акул, скатов и других хищников.
Токсикологи из университета Южной Калифорнии и из Государственных серологических лабораторий Австралии установили, что яд бородавчаток
нарушает кровообращение и функционирование нервной системы. В 1958 году была создана надежная сыворотка-противоядие.
Близкий родственник бородавчатки — рыба-зебра, или полосатая крылатка (рис. 26). В отличие от уродливой бородавчатки она красива и грациозна, однако также щедро снабжена ядовитыми приспособлениями. Эта рыба, достигающая в длину 30 см, не оправдывает своего названия «крылатка». Она не способна летать и даже не может выпрыгнуть из воды. Целыми днями рыба-зебра неподвижно стоит, притаившись в какой-либо расщелине или коралловых зарослях. Ее длинные плавники похожи на побеги экзотических растений. Но стоит рыбешке подплыть к ним на близкое расстояние, как она тут же становится добычей крылатки.
При подводном наблюдении за этой рыбой итальянский исследователь Ф. Квиличи описывает ее дви-
|
жения следующим образом: «Рыба двигалась медленно и величественно, шевеля длинными и тонкими лучами парных плавников, которые своей легкостью и воздушностью напоминали страусовые перья. Остальные плавники, тоже длинные и тонкие, веером, как у индюка, расходились из-под хвоста, и вся спина была усеяна шипами, прямыми и острыми, как стрелы». Это ярко расцвеченное создание имеет 12 — 13 отравленных шипов в спинном, три — в анальном и два — в брюшном плавниках, постоянно готовых поразить жертву. Даже слегка уколовшись о колючки, человек испытывает резкую боль и может потерять сознание. Считается, что рыба-зебра способна
убить человека, однако случаев отравления человека с летальным исходом не описано.
Столь же ядовиты и рыбы-жабы, обитающие в теплых водах у берегов Америки, Европы, Африки и Индии. Это небольшие донные рыбы, имеющие широкую уплощенную голову, большой рот и отвратительную внешность (рис. 27). Обычно они прячутся в расщелинах, норах, под камнями, обломками скал, среди водорослей или лежат на дне, почти полностью зарывшись в грунт. Рыбы-жабы умеют прекрасно маскироваться — способны менять окраску на более светлую или более темную, а из-за пятнистой расцветки кожи их трудно заметить.
Ядовитыми органами у этих рыб являются: шип жаберной крышки и два первых луча спинного плавника. Они окружены толстой ядовитой железой. Костный шип, как и ядовитый зуб змей, имеет канал, по которому стекает токсин. Укол этих шипов вызывает очень болезненную реакцию, но яд все же не смертелен.
С древних времен рыбаки остерегались колючек скорпиона, или морского дракона. Он приобрелуних дурную славу намного раньше, чем были обнаружены другие ядовитые рыбы. Скорпион был известен и ученым. Так, Плиний Старший упоминал о том, что он может наносить серьезные раны. Эта самая ядовитая рыба, обитающая в морях Европейского континента. Существует четыре вида дракончиков, однако в пределах нашей страны встречаются только два из них.
В Черном море обитает морской дракончик (рис. 28), достигающий в длину 40 см, а в Балтийском водится его родственник — малый дракончик, или гадюка, обычно не превышающий 12—15 см. Часто эти рыбы зарываются в песчаный грунт так, что видна только голова, нередко они остаются в песке и в полосе отлива. Если человек случайно наступит на дракончика босой ногой, он вонзает в ступню острые колючие плавники. Почти сразу же появляется сильная боль, которая нарастает и через час становится невыносимой, возможна даже потеря сознания.
Ядовиты шесть лучей переднего спинного плавника и шипы жаберных крышек. Как правило, выздоровление наступает через 7—10 дней. В месте укола ткани нередко омертвевают, и образуется плохо рубцующаяся язва. В отдельных случаях возможен смертельный исход. Токсин дракончиков, как и некоторых змей, действует подобно нейро- и гемотоксинам.
Несколько слов об орляковых скатах, чей мощный костяной зазубренный шип, венчающий хвост, нередко наносит людям болезненные раны. И не потому, что эти рыбы так агрессивны, просто зачастую они лежат, зарывшись в песок, там, где много купающихся и рыболовов. Число жертв, пострадавших от скатов, исчисляется тысячами. Только в США каждый год регистрируется 1500 случаев ранений, нанесенных ими.
Оружие ската, как уже было сказано, представляет собой острый зазубренный шип, имеющий две бороздки, в которых находятся полоски губчатой ткани, вырабатывающие яд.
Удар «кинжала» хвостокола легко пронзает мякоть руки или ноги насквозь. Но такой удар может прийтись и в более опасное место. Известен случай, происшедший у берегов Южной Америки, когда огромный скат ударом шипа длиной около 80 см на-
|
смерть поразил 18-летнюю девушку, случайно наступившую на него. Шип вошел в тело на бедре и достиг сердца.
В наших морях такие большие экземпляры не встречаются. Скат морской кот (рис. 29), населяющий Черное, Азовское и южную часть Балтийского морей, и гигантский хвостокол, обитающий на Дальнем Востоке в заливе Петра Великого, лишь изредка достигают 2,5 м в длину. При поражениях, нанесенных этими рыбами, пострадавший сразу же чувствует острую боль, учащение сердцебиения. Очень редко возможен смертельный исход.
Поэтому при занятиях рыбной ловлей в тропических и субтропических широтах необходимо очень осторожно обращаться с рыбами, имеющими шипы и колючки, не снимать с крючка голой рукой тех, которые имеют необычную форму и окраску [23].