Состояние психического стресса непосредственно перед катастрофой на море возникает у подавляющего числа потерпевших бедствие. Оно во многом обусловлено особенностями переживания человеком своей будущей судьбы. Возникающий стресс сопровождается рядом ответных реакций организма, направленных на его ослабление или предотвращение. По своей природе они подразделяются на физиологические и психологические.
Рассмотрим только физиологические ответные реакции на стресс, так как физиологические функции являются базовым субстратом его психологических характеристик.
В практике научных исследователей, благодаря классическим работам Г. Селье и его последователей, прочно утвердилось положение о том, что ведущими критериями стресса любой природы служат изменения в крови и моче уровня гормонов гипофиза и надпочечников, обратное развитие вилочковой железы и изъязвление слизистой оболочки желудочно-кишечного тракта. В настоящее время представления об эмоциональном стрессе как первичной реакции организма на конфликтные ситуации позволили по-новому посмотреть на природу стресса и перенести акцент с гормональных механизмов в сторону реакций центральной и вегетативной (растительной) нервных систем.
Каким же образом основные вегетативные, не зависимые от воли человека, физиологические функции (частота пульса и дыхания, электрокожное сопротивление, артериальное давление, температура кожи пальца руки) реагируют на эмоциональный стресс ? Чтобы ответить на этот вопрос, мы обследовали в ситуации экзамена группу студентов высшего учебного заведения [30]. Экзаменационная ситуация — уникальная модель для изучения влияния стресса на организм человека, поэтому она применима и к другим областям его экстремальной деятельности.
Замеры указанных вегетативных параметров проводили в условиях покоя за час до экзаменов, а затем еще дважды перед и сразу после их проведения.
В среднем перед экзаменами все исследуемые показатели у студентов относительно исходных значений оставались повышенными, за исключением электрокожного сопротивления и температуры кожи пальца руки. Однако после их завершения наблюдалась тенденция некоторых параметров к понижению или еще большему их повышению.
Полученные результаты свидетельствуют, что эмоциональный стресс вызывает различные физиологические сдвиги в организме, объективно регистрируемые в процессе обследования испытуемых.
Наиболее выразительными индикаторами (маркерами) эмоционального стресса, возникающего в период экзаменов, в наших исследованиях были: частота пульса, электрокожное сопротивление и температура кожи пальца руки (рис. 53).
Особенности изменений исследуемых параметров показывают, что эмоциональный стресс сопровождается увеличением активационных процессов и напряжением деятельности ряда физиологических систем организма обследуемых. Так как все регистрируемые в ходе эксперимента показатели претерпели изменение, это дало возможность оценить эмоциональное напряжение с количественной стороны.
В подавляющем большинстве случаев изменения фиксируемых показателей были в сторону увеличения относительно фона, за исключением электро- кожного сопротивления и температуры кожи пальца руки. Между тем у ряда обследуемых индивидуальные сдвиги отдельных параметров, как уже отмечалось, были разнонаправленными. Подобная
динамика изменений при эмоциональном стрессе наблюдалась и другими исследователями. Вероятно, данные различия объясняются тем, что вегетативные функции человека по отношению к эмоциональному стрессу обладают неодинаковой степенью реактивности. Но, возможно, они обусловлены и другими причинами: вегетативной конституцией, функциональной недостаточностью органа, которая обнаруживается только в экстремальных условиях, уровнем физической подготовленности и др. Наличие такой корреляционнойсвязи позволяет использовать изменения физиологических реакций на стресс в качестве объективных показателей его распознавания.
Значение вегетативных сдвигов для диагностики эмоционального стресса несомненно. Они позволяют подойти к определению психического состояния объективным методом. А это очень важно: ведь словесные отчеты человека о переживаниях и состояниях не являются бесспорными. Действительно, он может искренне заблуждаться или сознательно (либо бессознательно) искажать свои показания.
Например, обучающийся перед экзаменом утверждает, что он спокоен, а вместе с тем показатели электрокожного сопротивления свидетельствуют о резких сдвигах в его психическом состоянии. Очевидно, налицо состояние возбуждения, волнения, а возможно, и страха, как это обычно имеет место в ситуации экзамена.