Вот решил сканировать и выкладывать статьи из хорошего справочника для юных туристов. Книга «Юный турист» 1977 года подготовлена мастером спорта по туризму А. Е. Берманом. В ней рассказывается о том, как организовать и провести пешие, водные и лыжные путешествия с детьми.
Мы собираемся в двухдневный поход с одним ночлегом. Почему именно в двухдневный?
Вообще-то начинать надо с однодневного похода без ночлега, но рассказать о двухдневном — это значит рассказать обо всех этапах путешествия. А ты сам уже легко выберешь то, что нужно для однодневного,— просто не придется брать снаряжение для ночлега. А многодневные походы? Казалось бы, то же самое, только увеличенное количественно: еще один день пути, еще ночлег, и опять в путь. Придется только подумать, где будем закупать продукты (не нести же все с собой). Нет, учти, усталость накапливается в пути. Походная тренировка — это и есть во многом привычка к накапливающейся изо дня в день усталости.
Снаряжение
Начнем сборы в поход с подготовки снаряжения. Прежде всего нам нужно составить список вещей: ничего не забыть и лишнего не брать. Так делают серьезные путешественники. Для начала можно воспользоваться уже готовым списком из книги по туризму или из отчета другой группы и приспособить его для себя. Я тебе предлагаю мой. Когда-то я по нему собирался в один из первых своих походов. Это было давно, но с тех пор со снаряжением в простых походах почти ничего не изменилось.
Личное снаряжение
Мы тогда тоже собирались в двухдневный летний поход по пересечен ной местности с переправами через реки, и погода, как и сейчас, стояла не жаркая, и дожди случались. Вот он, этот список, с моими старыми пометками.
Список личного снаряжения.
1) рюкзак (мальчикам — большой, «абалаковский», можно взять в пункте проката туристского снаряжения) ;
2) спальный мешок (тоже взять напрокат) или одеяло;
3) ботинки (пропитать смазкой для спортивной обуви, купить ее в магазине «Охотник»);
4) шнурки запасные;
5) кеды (почему-то старые кеды стали малы?);
6) стельки войлочные — 2 пары (вырезать из старых валенок);
7) носки шерстяные — 2 пары;
8) носки хлопчатобумажные — 2 пары;
9) брюки;
10) тирольки;
11) трусы;
12) плавки;
13) шапочка от солнца;
14) майка или футболка;
15) легкий свитер;
16) рубашка;
17) легкая куртка (а может, взять напрокат целый штормовой костюм?);
18) накидка от дождя (большая, чтобы поместиться под ней с рюкзаком);
19) КЛМН (кружка, ложка, миска, нож — так легче запомнить; к ножу привязать веревочку);
20) фляга (полиэтиленовая легкая);
21) полотенце, носовые платки, мыло, зубная щетка и паста;
22) спички;
23) часы (нет часов, придется одолжить у кого-нибудь; или обойдусь без них?);
24) блокнот и карандаш;
25) компас.
Рюкзак я взял тогда напрокат в клубе туристов. Он мне очень понравился: старый, но аккуратно зачиненный. Лямки прочно пришиты толстыми нитками к подложенной изнутри кожаной заплате. И на карманах — заплаты из толстого брезента, нового, еще не выгоревшего. Это был альпинистский рюкзак конструкции известного горовосходителя Виталия Абалакова — «абалаковский»,. как его называют.
Я быстро научился пользоваться автоматическими пряжками стяжных ремней и лямок: затянешь узкий жесткий ремень, пряжка сама его захватывает и не отпускает. А нужно распустить ремень, подсовываешь под пряжку палец, тянешь вверх — вот и все. И никакой тебе мелкой работы с дырочками, как у обычных пряжек. Потом во многих зимних походах, когда невозможно было ни на секунду снять рукавицы на морозном ветру, оценил я по достоинству эти пряжки.
Спальный мешок. В том первом своем походе с ночлегами я приобрел и первый печальный опыт со спальным мешком. Это был взятый напрокат старый ватный мешок, довольно потрепанный. Подумалось, старый даже лучше. Как у бывалого путешественника. Но мешок оказался наполовину «лысым»: ватная -набивка со временем сбилась, и появились пустые места — только два слоя легкой тряпочки. Убедился я в этом на первом же ночлеге, когда ко второй половине ночи сильно похолодало. Так что рассвет я не проспал, а восход солнца встречал на ногах. С тех пор я всегда прощупывал спальные мешки, когда брал их напрокат.
Ботинки. Не помню, были ли у меня. какие-нибудь сложности с ботинками в том походе, но двумя годами позже произошла такая история. Я тогда собирался на Кавказ и мечтал о настоящих горных ботинках на толстой подошве, окованных трезубыми триконями, высоких, с брезентовым плотным манжетом вокруг голени. Они стояли в витрине магазина «Пионер», и я подолгу любовался ими.
Но вот родители подарили мне такие ботинки. Я не мог наглядеться на них, днем носил на руках, ночью ставил под кровать. По городу ходить в них было трудновато: трикони вязли в размягченном на жаре асфальте. В метро на мраморном полу станции трикони скользили, я чуть не падал и оставлял на полированном камне царапины. В общем, поносить ботинки мне толком не удалось. Да и жалко было их изнашивать — берег для гор. И сберег…
В первый же день, еще по дороге от Ходжоха до Гузерипля (Северный Кавказ), я почувствовал, что натираю пятки, ботинки ерзали на ноге и давили. Я затянул их что было силы, но все равно чувствовал, что пятки трет.
В тот поход я шел с людьми, которые были старше меня и много ходили пешком по земле. Узнав о моих натертых за день пятках, они устроили в Гузерипле дневку (так называют в походах целый день отдыха).
И вот началась .работа над моими ботинками. Прежде всего аккуратно сгладили жесткие швы: их легонько били молотком на специально изготовленной деревянной «лапе». Потом ботинки замочили в бочке с водой. Потом два часа их сушил на ногах парень, ноги которого по форме и размеру были схожи с моими. А я в это время лечил пятки.
Во второй .половине дня мне тщательно залепили потертости пластырем, надели две пары шерстяных носков, туго затянули на ногах еще влажные ботинки. Я ходил в них по ровной дороге, на подъем, под гору. И так, не снимая с ног, высушил их окончательно. Уже под вечер мои ботинки начали пропитывать жиром: осторожно разогревали над пламенем примуса и мазали жировой смазкой для спортивной обуви, потом снова грели над примусом и снова мазали.
На следующий день с утра группа опять не вышла на маршрут. Я возражал, говорил, что и с натертыми пятками могу идти. Но меня не послушали и опять заставили ходить, разнашивать ботинки, которые становились все удобнее.
После обеда мы наконец ушли из Гузерипля, но дважды за остаток дня меня заставляли разуваться и проверяли пятки. Через несколько дней они совсем зажили, ботинки разносились по форме ноги, но стали такими большими, что я шел в четырех парах шерстяных носков.
Нет, совсем не обязательно покупать обувь поменьше, рассчитывая, что ока разносится. Надо, чтобы пальцы ног не упирались в носок нового ботинка: в длину он разнашивается мало. А те мои ботинки с самого начала были мне велики, но из-за узкой, неудачной по форме колодки я этого не понял, когда примерял в магазине. И вообще, разные ботинки разнашиваются по-разному, в зависимости от их конструкции и качества кожи.
В новой обуви нельзя идти в поход. Ту подготовку, которую моим ботинкам пришлось устраивать в Гузерипле. нужно было провести не спеша (по крайней мере за неделю) еще в городе, до выезда в горы.
И теперь, когда я решаю купить новые походные ботинки, то не соблазняюсь красотой, а узнаю у товарищей, кто в таких же ботинках прошел хотя бы один поход: хороши ли, сильно ли разнашиваются, прочны ли?
После ботинок в мой старый список занесены хорошие шнурки для ботинок. Казалось бы, мелочь, но слишком много хлопот в походе с плохими шнурками: быстро рвутся, наконечники с них слетают, шнурки лохматятся и не лезут в дырочки. Мы тогда делали шнурки сами из тонкой капроновой веревочки. Концы ее аккуратно заплавляли на пламени свечи: держишь веревочку над свечой, осторожно подогреваешь, тихонько растягиваешь, когда капрон начнет размягчаться, и крутишь по направлению скрутки волокон. Получается острие, и железок-наконечников таким шнуркам не нужно.
О баскетбольных кедах я тогда с недоумением размышлял: купил большие, на толстую войлочную стельку лезли, на шерстяной носок, а теперь вдруг стали малы.
Все правильно: кожаная обувь разнашивается, а матерчатая садится. Стоит новым кедам сильно намокнуть и потом высохнуть, как они, считай, на размер меньше стали. Но и тут разные кеды ведут себя по-разному. Кеды, как и ботинки, нужно покупать испытанных моделей, посоветовавшись с товарищами. Если новые кеды велики, лучше сразу постирать их в теплой воде.
Относительно стелек у меня помечено, что нужно вырезать их из старых валенок. Помню, я тогда одну пару стелек вырезал из толстого валенка, а другие из старой фетровой шляпы. И хлопот с ними в походе не было. Но лучше всего для стелек мягкий толстый войлок — иногда даже до сантиметра толщиной. Из него я вырезаю стельку, замачиваю ее в теплой воде и, положив в обувь, сушу на ходу. Тогда войлочная стелька приобретает форму стопы, становится очень удобной.
И еще о стельках: в походе они быстро засаливаются, и время от времени их нужно стирать, как и носки, но, конечно, реже.
Носки же нужно стирать как можно чаще. Достаточно один день пройти в носках, и их уже нельзя считать чистыми. Конечно, каждый день стирать не будешь, но чем чаще, тем лучше для твоих же ног.
И потом у кого как ноги потеют:’ С потливостью ног можно бороться. Существуют различные присыпки и мази, но мне хорошо помогает частое мытье ног холодной водой. А зимой я каждый вечер обтираю их снегом.
Даже в самый жаркий летний день в походе я хожу в шерстяных носках. В них мягко, можно плотно затянуть и ботинки, и кеды, а это очень важно, когда идешь с тяжелым рюкзаком по труднопроходимой местности.
И многие из моих знакомых в походы идут только в шерстяных носках. Есть у меня приятель, у которого заведен прямо-таки культ шерстяных носков. У него их целый набор, различаемых по качеству шерсти, виду нитки, способу вязки и еще но чему-то, мне уже совсем не понятному. Есть у него шерстяные носки для летних походов и есть для зимних. Самые лучшие свои носки он берет только в самые сложные дальние походы. Я его спросил как-то: «Что больше ты бережешь — собственные ноги или носки?» Он засмеялся: «Так это почти одно и то же!»
Я надеваю шерстяные носки на тонкие хлопчатобумажные, беру с собой две-четыре пары, меняю часто, а шерстяные стираю реже. Но многие надевают шерсть прямо на голую ногу.
Чтобы шерстяные носки быстро не протирались, сверху их защищают капроновым, эластичным или хлопчатобумажным носком. Некоторые туристы нашивают на шерстяные носки предохранительные накладки — куски капроновых чулок: капрон тонкий, прочный и скользкий.
Но я не люблю капрона на ногах, предпочитаю шерсть и хлопок. Конечно, это дело вкуса. Но на голое тело я и тебе не советую надевать капрон: ноге в нем хуже.