А.Е. Берман “Юный турист”. Пеший поход с картой по реке. Часть 5

А.Е. Берман “Юный турист”. Пеший поход с картой по реке. Часть 5Правильно уложенный рюкзак хо­рошо сидит на спине, но укладка должна быть тщательной, что требует аккуратности и довольно продолжи­тельного времени.

Прежде всего нужно плотно на­бить нижние углы рюкзака, к кото­рым присоединяются лямки. В них помещаются мешочки с крупами и другим плотным, но мягким грузом. Если в углы загоняются мешочки с сахаром или другой жесткий груз, то он должен находиться сбоку и не доставать до спины. Если не плотно заполнить углы, лямки вытягивают их, рюкзак укорачивается по высоте и, увеличиваясь в толщину, отходит от спины.

Вдоль    спинки   рюкзака   обычно укладывают спальный мешок, но можно уложить и жесткие предметы, лишь бы спинка приобрела вогнутую форму и не было выступающих углов. Например, можно уложить вдоль спинки большие овальные котелки или пару цилиндрических ведер.

Остальное пространство заполняет­ся возможно плотнее по принципу: тяжелые предметы — ниже и ближе к спине. Объемными вещами (одеж­да, мешок с сухарями и пр.) нужно стремиться, во-первых, максимально увеличить высоту рюкзака, а во-вто­рых, прижать тяжелый груз к его спинке.

Стремись уложить рюкзак так, чтобы он был плоским и высоким. Палатку лучше пристегнуть снизу, а веревку заложить под клапан рюкзака.

Каждое утро укладывать рюкзак приходится заново, даже если ничего из общественного груза на ночевке не понадобилось. Виной тому спаль­ный мешок, уложенный вдоль спины, вынимая который, нарушаешь всю укладку.

Содержимое рюкзака может состо­ять из множества предметов самой разной формы, жесткости, веса, и на­ивыгоднейшее расположение их — непростая задача.

В общем-то, стремление упростить укладку привело к появлению стан­кового рюкзака, в котором груз давит не на спину человека, а на легкий металлический (деревянный, пласт­массовый) каркас, опирающийся на спину широкими, туго натянутыми ремнями.

В карманах рюкзака и сверху нужно расположить предметы, кото­рые понадобятся в пути: фонари, ру­кавицы, нож, спички, продукты для перекуса на короткой остановке. Если предполагается переправа, то верев­ку удобно сразу пристегнуть под клапан. Если собирается дождь, то и плащ стоит поместить так же.

Хорошо и быстро уложить рюк­зак — целое искусство. Некоторые овладевают им сразу, а кое-кто никак не может научиться. Но жизнь в кон­це концов заставит, потому что с плохо уложенным рюкзаком не ходьба, а мучение. На первых порах не стес­няйся, попроси, чтобы тебе уложил рюкзак опытный турист, ты же смот­ри и учись.

Пеший поход с картой по реке

Встретились мы на вокзале рано, а в семь часов уже отправился поезд. Опоздавших не было. Их ни­когда не бывает, если известно, что ждать не будут.

Ровно через 1 час 55 минут поезд подошел к платформе Соть — вот она на карте в квадрате 10-74. Это ты легко найдешь: видишь сверху, на обрезе карты, цифра 10, а слева — 74. Теперь нам чуть меньше километ­ра до пристани — она на левом бере­гу реки, в квадрате 09-74. Правый и левый берега определяются, если стать лицом по течению.

Когда мы находимся на берегу, определить направление течения про­сто — по плывущим предметам. На карте же приходится ставить стрел­ку — она чуть левее пристани в квад­рате 08-74, а цифра 0,1 показывает скорость течения: 0,1 метра в секун­ду. В квадрате 14-68 та же цифра — значит, течение ровное, без резких ускорений. Во всяком случае, на этом участке. Такая скорость невелика, не спешит река.

Но нам надо поторапливаться: до пристани 1 километр, а до отправле­ния парохода — 15 минут. Вроде бы успеем: 4 километра в час — нор­мальная скорость для пешехода, од­нако и время на «разгон» необходи­мо: надеть рюкзаки, построиться, пе­ресчитаться — все ли 12 человек тут? Вот минута-другая и прошла — пока стоишь, время летит быстро.

Значит, потребуется нам скорость не 4, а все 5 километров в час. Да еще рюкзаки… Не будь до пристани хорошей дороги —не успеть…

Успели. Теперь на палубе парохо­да можно отдышаться. Пароход боль­шой, трехпалубный, старый. Собст­венно говоря, теперь это уже тепло­ход, потому что освободили его от котлов, паровой машины и поставили дизель. Но старые гребные колеса остались. Потому-то есть в нем что-то доброе, уютное, неторопливое. Тебе эти колеса, наверное, не нравятся, не­современно, а мне они напоминают детство.

Сегодня ты идешь в свой первый поход. Ты у нас новичок, поэтому тебе я буду рассказывать и о том, что другие уже знают. Впрочем, в группе у нас еще один «новичок» — руково­дитель Коля. Мне ему тоже придется помогать, но только в случае крайней необходимости. А так пусть сам ищет решение — на его счету уже около десятка небольших походов.

С палубы хорошо видна местность по обеим сторонам реки и сама река. Только что проехали под двумя мо­стами — шоссейным и железнодорож­ным, по которому ехали на поезде.

Дальше на карте через реку нане­сен пунктир, что значит перевоз: где-то тут должна быть лодка с пере­возчиком. А зачем тут перевоз? Что­бы из Ивановки, что на правом бере­гу, добираться до хуторов Иванов­ских — на левом. Ивановка — боль­шая деревня. На карте возле нее сто­ит «88 СС». Иными словами в ней 88 домов и сельсовет. На Ивановских хуторах всего 10 домов или даже просто построек — сараи, хлева. Нам они не столь и важны. А вот в Ива­новке, где сельсовет,— и телефон есть, и медпункт, по всей вероятнос­ти. Вот это — важно!

На правой береговой линии ма­ленький кружочек и синяя цифра 108,9 — высота уровня реки в метрах над уровнем моря. Если вниз по реке пробежим глазами до квадрата 14-68, то увидим цифру 108,1. Значит, на этом расстоянии уровень реки пони­зился на 80 сантиметров.

Много еще всяких цифр на карте. Мы их постепенно разберем и на­учимся таким образом читать карту.

От мостов мы удалились километ­ра на два. На глаз расстояние над водой трудно определить, а по карте легко. Вот справа от нас обрывистый берег (на карте вдоль него зубчатая коричневая линия), а слева — поло­гий песчаный (и на карте точками песок нарисован). Еще немного — и слева вольется в нашу Соть речка Тихая. Мы где-то у самого поворота. Посмотри: внизу карты указан ее масштаб 1 : 50 000. Это значит, что в сантиметре карты поместилось 50 000 сантиметров местности (то есть 500 метров). Измерим линейкой рас­стояние по карте до моста. Чуть больше 4 сантиметров получилось. Кстати, на нашей карте можно и без линейки обойтись, ведь на нее нане­сена сетка. Расстояние между линия­ми сетки 2 сантиметра, или 1 ки­лометр на местности. Но река идет наискосок, и потому расстояние чуть больше.

Нашу карту называют «пятисотметровкой», или «полукилометров­кой», кому как хочется. Но теперь, услышав такое название, ты будешь знать, что оно означает. Есть карты «километровки» (масштаб их 1 : 100 000, то есть в 1 сантиметре 1 ки­лометр), «трехкилометровки», «пяти­километровки», «десятикилометров­ки» и так далее. А в каком-нибудь небольшом атласе ты можешь даже на одной странице увидеть целое зем­ное полушарие. Тут масштаб гигант­ский — 1 : 150 000 000, то есть в 1 сантиметре 1500 километров земной поверхности.

Но пока мы с тобой рассуждали, теплоход миновал устье речки Тихой, и слева открылся берег, низкий, очень зеленый — это, конечно, болото.

А где же озеро Щучье, что в квад­рате 13-74? Озеро мы, пожалуй, не увидим, потому что высоты нам не хватает: с самолета или с вершины холма увидели бы, а с теплохода нет.

Обернись скорее — теплоход наш поворачивает вправо, и за поворотом сейчас скроется мост. Теперь мы можем точно определить, где плывем. Давай карандаш и линейку. Вот мимо этого обрыва только что видели лево­бережный край моста. Так и прочер­тим линию: от моста по касательной к правому выступу берега, а мы на середине реки.

Теперь можем и скорость теплохо­да определить. Сейчас 9 часов 35 ми­нут. А под мостом проплыли в 9.20. Получается, за 15 минут прошли 3 километра, а за час — 12. Не быстро!

Здесь обозначены ширина реки (285 метров), глубина (4,8 метра), а П — песчаный грунт дна. Глубоко, на мель не сядем.

На берегу слева — смешанный лес, а на карте в квадрате 14-72 снова формула: два топографических знака, тебе, наверное, знакомы по школьной географии; надпись уточняет породу деревьев — сосна и дуб.

Чуть ниже в том же квадрате си­няя точка (источник) и цифра высо­ты над уровнем моря — 134 метра. Мы можем кое-что узнать про этот безымянный ручеек, начинающийся здесь и впадающий в Соть чуть впе­реди. Уровень реки тут примерно 108,5 метра (помнишь: в квадрате 11-73 уровень был 108,9, в квадрат 14-68 уже 108,1, мы находимся где-то посередине). Теперь от 134 отнимем 108,5. Значит, вода примерно за 1,5 километра (посмотри на квадраты 14-72  и   13-71)  опускается  на  25,5  метра. Наверное, ручеек оживленный, но все зависит от количества воды. Если бы Соть шла с таким уклоном, то это был бы грозный горный поток, с порогами и водопадами.

Мы проплыли дальше. И опять слева высокий холм. Цифра на карте обозначает высоту — 237,3 метра. Вы­читаем из нее высоту уровня реки (приблизительно 108,3 метра) и полу­чаем 129 метров. Между этой высо­той и рекой множество извилистых коричневых линий. Внизу карты на­писано: «Сплошные горизонтали про­ведены через 10 метров». Это как раз относится к коричневым линиям.

Горизонтали — словно ступеньки лестницы. Все они одинаковой высо­ты, но расстояние между ними раз­ное. Если ступени широкие — лест­ница пологая, а если узкие — крутая. В действительности склон, как ты видишь, совсем не ступенчатый, но линии горизонталей позволяют его наглядно изобразить на плоском ли­сте бумаги, определить его крутизну, узнать высоту в любой точке. Раз уровень реки 108 метров (с несколь­кими сантиметрами), то первая ко­ричневая линия прошла там, где бе­рег поднялся на 110 метров, вторая — на высоте 120, третья — 130 и так далее. Кроме сплошных горизонталей есть еще и прерывистые, пунктирные (например, в квадрате 15-70 у самой высоты 237,3): они проведены не через 10, а через 5 метров. Благодаря им мы можем, даже не глядя на ме­стность, только по карте установить: там, где горизонтали собрались вме­сте, расположились тесно друг к дру­гу, подъем крутой, а где они далеко друг от друга — подъем пологий.

Но и холмы и впадины изобража­ются совершенно одинаково — замк­нутыми линиями одна в другой. И поди разберись, прибавляется высота или убывает. Чтобы такой путаницы не произошло, на отдельных горизон­талях проставлены маленькие штри­хи — бергштрихи (горные — в пере­воде с немецкого). Они показывают, куда потечет вода, если ее вылить на склон. Например, в квадрате 17-70 у цифры 223,7 бергштрихи проставлены на наружной стороне горизон­талей — это холм. А в самом углу карты, в квадрате 18-67, бергштрихи внутри — это впадина.

Вот тебе самые начальные сведе­ния по карте, чтобы время в пути скоротать. Водный наш путь уже кон­чается. Видишь впереди пристань Каменную, а перед нею паром. На нем мы переправимся на левый берег. Посмотри, как устроен паром. Баржа ходит по тросу, натянутому над во­дой, а когда нужно пройти судну по реке, трос опускается в воду — ло­жится на дно. Сейчас паромщик его «утопит», чтобы нас пропустить. Опустил, и на семафорном столбе поднялся знак — путь открыт. А ну-ка дружно крикнем паромщику: «По-до-жди-те нас! По-до-жди-те нас!» И с реки после молчания (пока звук долетел) доносится: «Дава-а-й!»

Пристань приближается: плаваю­щий дебаркадер, и на деревянной его стене надпись — «Каменная».

—    Слушай, Коля, это не наша остановка, нам на каменной, а эта явно деревянная. Вот и мелом смот­ри написано: «Не верь глазам сво­им»,— говорит кто-то из ребят.

—    Скорее, скорее, не забывайте рюкзаки! — кричит Коля: ему не до шуток.

Взглянем на часы: 10 часов 15 минут — прибыли точно. Мы бежим по берегу к парому. Паромщик ждет. Потом он поднимает на семафорной мачте новый сигнал. Трос натягива­ется, появляется из воды, и мы от­плываем.

Наш маршрут

Он пересекает угол глухого меж­дуречья с водораздельным хребтом между реками Сотью и Орляной.

Междуречье (само слово говорит за себя) — местность, заключенная между двумя реками. Хребет, прохо­дящий между ними, является водо­раздельным. Вся дождевая вода и вода источников в конце концов те­чет либо в Соть, либо в Орляну, в зависимости от того, с каких склонов скатывается. И потому склоны мы различаем — принадлежащие бассейну Соти или бассейну Орляны. Та вода, которая попадает в Сакмару, все равно принадлежит Орляне: Сакмара ведь в нее впадает. Но это уже за пределами нашей карты, или, как говорят, за обрезом карты.

Сам хребет пропилен вдоль узкой котловиной реки Сакмары с цепью озер: Вольное, Долгое, Холодное.

Нам предстоит подняться на за­падную часть хребта, спуститься в котловину и переправиться через Сакмару. Эта переправа может ока­заться сложной: река хоть и не ши­рокая, но глубокая, быстрая. Не при­шлось бы делать большой крюк — обходить по истокам. После пере­правы надо подняться на восточную часть хребта и через верховья рек Губановки и Семеновки (на карте не подписана, расположена к северу от Губановки) выйти к деревне Костино на реке Орляне; там есть автомо­бильная дорога, по которой мы вер­немся на автобусе завтра вечером.

лены на наружной стороне горизон­талей — это холм. А в самом углу карты, в квадрате 18-67, бергштрихи внутри — это впадина.

Вот тебе самые начальные сведе­ния по карте, чтобы время в пути скоротать. Водный наш путь уже кон­чается. Видишь впереди пристань Каменную, а перед нею паром. На нем мы переправимся на левый берег. Посмотри, как устроен паром. Баржа ходит по тросу, натянутому над во­дой, а когда нужно пройти судну по реке, трос опускается в воду — ло­жится на дно. Сейчас паромщик его «утопит», чтобы нас пропустить. Опустил, и на семафорном столбе поднялся знак — путь открыт. А ну-ка дружно крикнем паромщику: «По-до-жди-те нас! По-до-жди-те нас!» И с реки после молчания (пока звук долетел) доносится: «Дава-а-й!»

Пристань приближается: плаваю­щий дебаркадер, и на деревянной его стене надпись — «Каменная».

Слушай, Коля, это не наша остановка, нам на каменной, а эта явно деревянная. Вот и мелом смот­ри написано: «Не верь глазам сво­им»,— говорит кто-то из ребят.

Скорее, скорее, не забывайте рюкзаки! — кричит Коля: ему не до шуток.

Взглянем на часы: 10 часов 15 минут — прибыли точно. Мы бежим по берегу к парому. Паромщик ждет. Потом он поднимает на семафорной мачте новый сигнал. Трос натягива­ется, появляется из воды, и мы от­плываем.

Наш маршрут

Он пересекает угол глухого меж­дуречья с водораздельным хребтом между реками Сотью и Орляной.

Междуречье (само слово говорит за себя) — местность, заключенная между двумя реками. Хребет, прохо­дящий между ними, является водо­раздельным. Вся дождевая вода и вода источников в конце концов те­чет либо в Соть, либо в Орляну, в зависимости от того, с каких склонов скатывается. И потому склоны мы различаем — принадлежащие бассей-

Содержание книги Юный турист

  1. А.Е. Берман «Юный турист». Собираясь в путь
  2. А.Е. Берман “Юный турист”. Собираясь в путь. Часть 2
  3. А.Е. Берман “Юный турист”. Собираясь в путь. Часть 3
  4. А.Е. Берман “Юный турист”. Собираясь в путь. Часть 4
  5. А.Е. Берман “Юный турист”. Пеший поход с картой по реке. Часть 5
  6. А.Е. Берман “Юный турист”. Азимут 80°. Часть 6
  7. А.Е. Берман “Юный турист”. Дневной привал. Часть 7
  8. А.Е. Берман “Юный турист”. Простая переправа. Часть 8
  9. А.Е. Берман “Юный турист”. Вершина. Дальше — по хребту. Часть 9
  10. А.Е. Берман “Юный турист”. Размышление в пути о погоде. Часть 10
  11. А.Е. Берман “Юный турист”. Загадка водораздельного узла. Часть 11
  12. А.Е. Берман “Юный турист”. Размышления на привале о лесе. Часть 12
  13. А.Е. Берман “Юный турист”. Поиски пропавшей группы. Часть 13
  14. А.Е. Берман “Юный турист”. Ночлег в лесу. Часть 14
  15. А.Е. Берман “Юный турист”. Рассуждение об удобстве на ночлеге. Часть 15
  16. А.Е. Берман “Юный турист”. Дневник Колиной группы. Часть 16
  17. А.Е. Берман “Юный турист”. Размышление у костра: человек и комар. Часть 17
  18. А.Е. Берман “Юный турист”. Лесные штурманы. Часть 18
  19. А.Е. Берман “Юный турист”. О выборе спортивного маршрута. Часть 19
  20. А.Е. Берман “Юный турист”. О походных документах. Часть 20
  21. А.Е. Берман “Юный турист”. Зимние походы. Часть 21
  22. А.Е. Берман “Юный турист”. Прежде чем стать на лыжи. Часть 22
  23. А.Е. Берман “Юный турист”. Один зимний вечер. Часть 23
  24. А.Е. Берман “Юный турист”. Спальный мешок и коврик. Часть 24
  25. А.Е. Берман “Юный турист”. Групповое снаряжение. Часть 25
  26. А.Е. Берман “Юный турист”. Ночлег на снегу. Часть 26
  27. А.Е. Берман “Юный турист”. Береги руки и ноги. Часть 27
  28. А.Е. Берман “Юный турист”. Снежная хижина иглу. Часть 28
  29. А.Е. Берман “Юный турист”. Горный туризм — альпинизм — скалолазание. Часть 29
  30. А.Е. Берман “Юный турист”. Наши Горы. Часть 30
  31. А.Е. Берман “Юный турист”. Горный снег и горное солнце. Часть 31
  32. А.Е. Берман “Юный турист”. Снегопад в горах. Часть 32
  33. А.Е. Берман “Юный турист”. Ледники. Часть 33
  34. А.Е. Берман “Юный турист”. До встречи в горах. Часть 34
  35. А.Е. Берман “Юный турист”. Водный рельеф и водные наездники. Часть 35
  36. А.Е. Берман “Юный турист”. О выборе водного маршрута. Часть 36
  37. А.Е. Берман “Юный турист”. Байдарка. Часть 37
  38. А.Е. Берман “Юный турист”. Кто перевернулся? Часть 38
  39. А.Е. Берман “Юный турист”. Парус на байдарке. Часть 39
  40. А.Е. Берман “Юный турист”. Забывать трудно. Часть 40
  41. А.Е. Берман “Юный турист”. Учись поворачивать назад. Часть 41
  42. А.Е. Берман “Юный турист”. Не спеши в руководители. Часть 42
  43. А.Е. Берман “Юный турист”. Контролируй себя. Часть 43
  44. А.Е. Берман “Юный турист”. Настроение и сила. Часть 44
  45. Книга «Юный турист» автор А.Е. Берман

Добавить комментарий

Метки: , , , , , , , ,

Сайт «Выживание в дикой природе», рад видеть Вас. Если Вы зашли к нам, значит хотите получить полную информацию о выживании в различных экстремальных условиях, в чрезвычайных ситуациях. Человек, на протяжении всего развития, стремился сохранить и обезопасить себя от различных негативных факторов, окружающих его - холода, жары, голода, опасных животных и насекомых.

Структура сайта «Выживание в дикой природе» проста и логична, выбрав интересующий раздел, Вы получите полную информацию. Вы найдете на нашем сайте рекомендации и практические советы по выживанию, уникальные описания и фотографии животных и растений, пошаговые схемы ловушек для диких животных, тесты и обзоры туристического снаряжения, редкие книги по выживанию и дикой природе. На сайте также есть большой раздел, посвященный видео по выживанию известных профессионалов-выживальщиков по всему миру.

Основная тема сайта «Выживание в дикой природе» - это быть готовым оказаться в дикой природе и умение выживать в экстремальных условиях.

Яндекс.Метрика
SQL - 40 | 0,167 сек. | 13.97 МБ