А.Е. Берман “Юный турист”. Байдарка. Часть 37

байдаркаБайдарка — морское судно, даже океанское. Да, да, не удивляйся — байдарку изобрели гренландские и канадские эскимосы и называют ее каяк. На этой длинной, узкой лодке эскимосы плавали вдоль берегов сво­их морей, а подчас уходили даже на десятки километров между плаваю­щими льдами. Бывало, штормовой ве­тер угонял льды, и на открывшемся водном просторе начинался шторм с крупной волной. Но каяки велико­лепно выдерживали шторм, потому что с носа и кормы были закрыты во­донепроницаемыми палубами, а щели между телом гребца и краями кок­пита плотно закрывались фарту­ком.

Человек в каяке сидит на дне, ко­ленями упираясь в борта. Он как бы слит с судном и балансирует на вол­нах, как на острие ножа. А если пе­реворачивается, то не вываливается из каяка. Совершив под водой точно рассчитанный гребок, он встает вместе с судном в нормальное положение. Сверху он по пояс мокрый, но в каяк вода не прошла. Такой прием назва­ли «эскимосским переворотом».

Волны швыряют каяк, но в опыт­ных руках он непотопляем, как про­смоленная бочка.

Ветер давит на легкое судно, не пускает его вперед. Однако узкий с низкими бортами остроконечный каяк протискивается навстречу вет­ру, а человек пригибается пониже к передней палубе, которую называют декой. Тогда ветер с остервенением набрасывается на лопатки весел, ко­торые по очереди поднимаются вверх. Но гребец перехитрил стихию: лопат­ки развернуты на веретене весла пер­пендикулярно одна другой, и, когда одна лопатка загребает воду, другая, повернутая на ребро, движется вперед над головой гребца навстречу ветру. И ветер ей не помеха, он только сры­вает с нее воду и шлейф водяной пыли.

При движении по льдам эскимосы грузили легкие каяки на нарты и вез­ли их на собаках, а когда встречали трещины и разводья, каяки спускали на воду, сцепляли по два и перевози­ли на них и нарты и собак.

Эскимосы строили каркас каяка из костей морских животных, а так­же редких кусков дерева, которые мо­ре выбрасывало на их лишенную леса землю. Каркас у каяка состоит из колец и полуколец поперечного набо­ра — шпангоутов. К шпангоутам кре­пится продольный набор: длинные тонкие стрингеры и более толстые — привальные брусья, идущие по бор­там; по днищу проходит еще более мощный килевой брус, или кильсон. Кильсон, стрингеры и привальные брусья сходятся в носу и корме, где крепятся к форштевню и ахтерштевню, изогнутым по форме носа и кор­мы. Вот и весь каркас каяка, или, как его называют у байдарки, набор. Ос­талось туго обтянуть каркас тюле­ньими кожами — и каяк готов.

Набор современной байдарки сде­лан, конечно, не из костей, а из хо­рошего легкого дерева, или из полых дюралюминиевых трубочек, уголков, разных балочек фигурных профилей, или из пластмассы. Обтягивается кар­кас оболочкой из прорезиненной тка­ни либо из прочной эластичной пласт-массово-матерчатой ткани.

Современная туристская байдар­ка разборная. До воды туристы везут мешки со стрингерами, шпангоутами, сиденьями, спинками и прочими час­тями. Потом все это соединяется вмес­те на специальных замках и крепле­ниях. Готовая оболочка свернута и также упакована в мешке. Набор име­ет специальное устройство для натя­гивания оболочки. Обычно это киль­сон, выполненный в виде рычага на шарнирах. Он раздвигает внутри обо­лочки кормовую и носовую части на­бора, и оболочка сильно натягивает­ся. При этом она сжимает весь набор и придает ему добавочную проч­ность.

У некоторых байдарок (типа «Неп­тун») оболочка имеет еще и пневма­тическое натяжение: камеры в ее бортовых частях надуваются возду­хом. Пневматические камеры сраба­тывают в плавании как воздушные мешки непотопляемости: не дают утонуть перевернувшейся и наполнив­шейся водой байдарке. Они срабаты­вают и как пневматические аморти­заторы, смягчая удары бортов байдар­ки о камни, стволы затопленных де­ревьев, края льдин.

В туристском варианте байдарки бывают двух- и трехместные. Но в се­рьезном плавании по порожистым ре­кам даже на трехместных байдарках ходят только вдвоем. Потому что в критической обстановке и вдвоем не­легко добиться четкой, слаженной ра­боты. Не говоря уже о том, что трех­местные байдарки рассчитаны на не­крупных людей, да и вещи трех че­ловек разместить в одном судне трудно.

Байдаркой можно управлять очень тонко. В опытных руках она превращается в точный механизм. А иногда чувствуешь себя с ней на­столько слитно, будто это продолже­ние собственного тела.

Принцип управления при помощи весел известен всем на примере обыч­ной лодки: надо повернуть налево — гребешь правым веслом, и наоборот. Это и понятно, ведь при повороте на­лево правый борт начинает обгонять левый. Мы гребем одним правым ве­слом, чтобы правый борт двигался быстрее.

На распашной лодке весла закреп­лены в уключинах, так что регулиро­вать крутизну поворота можно только за счет силы и частоты гребков. А на байдарке свободное двухлопастное весло держишь в руках. Им можно гребануть дальше от борта, можно ближе, можно погрузить его глубоко или провести у самой поверхности. Да и само направление гребка в тво­ей власти, что позволяет разнообра­зить приемы управления судном.

Содержание книги Юный турист

  1. А.Е. Берман «Юный турист». Собираясь в путь
  2. А.Е. Берман “Юный турист”. Собираясь в путь. Часть 2
  3. А.Е. Берман “Юный турист”. Собираясь в путь. Часть 3
  4. А.Е. Берман “Юный турист”. Собираясь в путь. Часть 4
  5. А.Е. Берман “Юный турист”. Пеший поход с картой по реке. Часть 5
  6. А.Е. Берман “Юный турист”. Азимут 80°. Часть 6
  7. А.Е. Берман “Юный турист”. Дневной привал. Часть 7
  8. А.Е. Берман “Юный турист”. Простая переправа. Часть 8
  9. А.Е. Берман “Юный турист”. Вершина. Дальше — по хребту. Часть 9
  10. А.Е. Берман “Юный турист”. Размышление в пути о погоде. Часть 10
  11. А.Е. Берман “Юный турист”. Загадка водораздельного узла. Часть 11
  12. А.Е. Берман “Юный турист”. Размышления на привале о лесе. Часть 12
  13. А.Е. Берман “Юный турист”. Поиски пропавшей группы. Часть 13
  14. А.Е. Берман “Юный турист”. Ночлег в лесу. Часть 14
  15. А.Е. Берман “Юный турист”. Рассуждение об удобстве на ночлеге. Часть 15
  16. А.Е. Берман “Юный турист”. Дневник Колиной группы. Часть 16
  17. А.Е. Берман “Юный турист”. Размышление у костра: человек и комар. Часть 17
  18. А.Е. Берман “Юный турист”. Лесные штурманы. Часть 18
  19. А.Е. Берман “Юный турист”. О выборе спортивного маршрута. Часть 19
  20. А.Е. Берман “Юный турист”. О походных документах. Часть 20
  21. А.Е. Берман “Юный турист”. Зимние походы. Часть 21
  22. А.Е. Берман “Юный турист”. Прежде чем стать на лыжи. Часть 22
  23. А.Е. Берман “Юный турист”. Один зимний вечер. Часть 23
  24. А.Е. Берман “Юный турист”. Спальный мешок и коврик. Часть 24
  25. А.Е. Берман “Юный турист”. Групповое снаряжение. Часть 25
  26. А.Е. Берман “Юный турист”. Ночлег на снегу. Часть 26
  27. А.Е. Берман “Юный турист”. Береги руки и ноги. Часть 27
  28. А.Е. Берман “Юный турист”. Снежная хижина иглу. Часть 28
  29. А.Е. Берман “Юный турист”. Горный туризм — альпинизм — скалолазание. Часть 29
  30. А.Е. Берман “Юный турист”. Наши Горы. Часть 30
  31. А.Е. Берман “Юный турист”. Горный снег и горное солнце. Часть 31
  32. А.Е. Берман “Юный турист”. Снегопад в горах. Часть 32
  33. А.Е. Берман “Юный турист”. Ледники. Часть 33
  34. А.Е. Берман “Юный турист”. До встречи в горах. Часть 34
  35. А.Е. Берман “Юный турист”. Водный рельеф и водные наездники. Часть 35
  36. А.Е. Берман “Юный турист”. О выборе водного маршрута. Часть 36
  37. А.Е. Берман “Юный турист”. Байдарка. Часть 37
  38. А.Е. Берман “Юный турист”. Кто перевернулся? Часть 38
  39. А.Е. Берман “Юный турист”. Парус на байдарке. Часть 39
  40. А.Е. Берман “Юный турист”. Забывать трудно. Часть 40
  41. А.Е. Берман “Юный турист”. Учись поворачивать назад. Часть 41
  42. А.Е. Берман “Юный турист”. Не спеши в руководители. Часть 42
  43. А.Е. Берман “Юный турист”. Контролируй себя. Часть 43
  44. А.Е. Берман “Юный турист”. Настроение и сила. Часть 44
  45. Книга «Юный турист» автор А.Е. Берман

Добавить комментарий

Метки: , , , , , , ,

Сайт «Выживание в дикой природе», рад видеть Вас. Если Вы зашли к нам, значит хотите получить полную информацию о выживании в различных экстремальных условиях, в чрезвычайных ситуациях. Человек, на протяжении всего развития, стремился сохранить и обезопасить себя от различных негативных факторов, окружающих его - холода, жары, голода, опасных животных и насекомых.

Структура сайта «Выживание в дикой природе» проста и логична, выбрав интересующий раздел, Вы получите полную информацию. Вы найдете на нашем сайте рекомендации и практические советы по выживанию, уникальные описания и фотографии животных и растений, пошаговые схемы ловушек для диких животных, тесты и обзоры туристического снаряжения, редкие книги по выживанию и дикой природе. На сайте также есть большой раздел, посвященный видео по выживанию известных профессионалов-выживальщиков по всему миру.

Основная тема сайта «Выживание в дикой природе» - это быть готовым оказаться в дикой природе и умение выживать в экстремальных условиях.

Яндекс.Метрика
SQL - 40 | 1,047 сек. | 13.54 МБ