А.Е. Берман “Юный турист”. Прежде чем стать на лыжи. Часть 22

А.Е. Берман “Юный турист”. Прежде чем стать на лыжи. Часть 22Рассказывать сразу о всей техни­ке зимних путешествий, значит обру­шить на тебя лавину сведений, забыв о самом важном и интересном — о твоем участии в походах, о твоих первых маршрутах. Сначала это тренировочный поход без ночлега. Но уже в нем ты столк­нешься со многими сложностями. И сразу тебе нужно внимательно оце­нить свои возможности и особенно­сти.

Ты, например, привык в городе укутывать шею теплым шарфом. Но шарф   в   походе   неудобен.   Значит, чтобы не рисковать здоровьем, надо иметь свитер с высоким теплым во­ротником и подшлемник. Другой пример: твоему товарищу, у которого ноги почти никогда не мерзнут, достаточно двух пар шер­стяных носков, а тебе, может стать­ся, необходимо четыре, потому что в детстве ты приморозил ноги. Ты мог об этом совсем забыть, все про­шло без особых последствий, но так только кажется: мелкие кровеносные сосуды пострадали, и ноги у тебя мерзнут сильнее и чаще, чем у других ребят. То же самое может быть с руками, и ты должен взять лиш­ние шерстяные варежки.

Сейчас мы с тобой разберем спи­сок одежды, рассчитанный на мороз­ную, ветреную погоду для человека, нормально переносящего холод, но ты учтешь свои особенности и, мо­жет быть, дополнишь его.

Список одежды и личного снаряжения:

1)   пара теплого белья (рубашка, кальсоны);

2)   трусы;

3)   верхняя рубашка;

4)   брюки;

5)   легкий свитер;

6)   теплый свитер;

7)   штормовой костюм;

8)   теплая куртка;

9)   шерстяные носки — 2—4 пары;

10)   простые  носки—1—2 пары;

11)   шерстяные варежки;

12)   брезентовые рукавицы;

13)   теплые меховые рукавицы;

14)   лыжная шапочка;

15)   подшлемник:

16)   ботинки;

17)   бахилы;

18)   утеплители бахил;

19)   стельки войлочные— 2 пары;

20)   посуда (КЛМН);

21)   предметы личной гигиены;

22)   блокнот, карандаш;

23)   компас.

Когда ты отправишься в много­дневное путешествие по безлюдным областям Заполярья, список твоей одежды    изменится    незначительно.

Конечно, тогда все потребуется само­го высокого качества, но и сейчас мы должны стремиться, чтобы одежда была как можно лучше.

Для первого похода подберем погоду с морозом до 10° и слабым ветром, но уже во время следующих тренировок можем попасть в мороз до 20 с умеренным ветром: ведь мы тренируемся всерьез, готовимся к многодневному походу во время каникул.

Теплое белье. Это пара мужского белья, но она необходима и мальчикам и девочкам.

Есть такое белье — «егерское». Так называют трикотажное шерстя­ное белье, хорошо обтягивающее тело (не туго). Оно продается и стоит немногим дешевле шерстяного трени­ровочного костюма, но для зимнего похода незаменимо. В свое время один опытный турист уговорил меня отказаться от фотоаппарата, который мне хотели подарить родители, и по­просить купить егерское белье. И я не пожалел. Я прошел в нем много сложных походов, берег его: не но­сил в городе, не стирал в горячей воде, тщательно зашивал, как только начинало рваться.

Конечно, можно надеть в поход вигоневое белье с начесом, или тол­стое хлопчатобумажное. Хуже, но допустимо.

В легкий морозец, в безветрие, на ярком солнце в теплом белье жарко, но в гнилую оттепель и в пасмурную погоду со слабым морозом наденешь на белье только тонкую верхнюю ру­башку, просторные хлопчатобумаж­ные (или тонкие шерстяные) брюки и тебе не будет жарко даже под рюк­заком. Вот и вывод: рубашку и брю­ки нужно подобрать такие, чтобы, надев их на теплое белье, не испы­тывать жары при напряженной ра­боте в слабый мороз!

В холодную погоду, в условиях резко меняющихся физических на­грузок, постоянно бывает то жарко, то холодно. И когда жарко, то, ко­нечно, вспотеешь, с этим ничего нель­зя поделать. Но вот егерское белье тем и хорошо, что даже влажное продолжает согревать, а потом быстро высыхает на теле. Однако нужно помнить: если вспотел, внимательно следи за собой и сразу дополнительно одевайся, даже на самых коротких остановках. В сильный же мороз не поленись, достань из рюкзака теп­лую куртку.

В холодную безветренную погоду теплая куртка не столь часто может понадобиться. Так, при морозе 15° и безветрии идешь в белье, верхней рубашке, брюках, легком свитере и штормовом костюме. Если на ходу разогрелся расстегиваешь штормов­ку, воротник свитера (желательно, чтобы он расстегивался на молнии до середины груди), верхнюю рубаш­ку (она должна быть не глухой, а на пуговицах до низа, например «ков­бойка» ), можешь даже выпустить рубашку из брюк — пусть болтается свободно. Если все равно жарко, сни­маешь с варежек брезентовые рукави­цы и кладешь их в карманы штор­мовки. Опять жарко — идешь с голы­ми руками. Шерстяные варежки убираешь во внутренние карманы брюк под штормовые штаны. Нако­нец, если и с голыми руками жарко, то лыжную шапочку снимаешь и за­совываешь в карман штормовки. Все это делается на ходу.

Но вот остановились на привал. Немедленно застегиваешь рубашку, свитер, штормовку; шапочку—на голову, варежки — на руки, брезен­товые рукавицы — сверху.

С привала вышел застегнутый и полностью одетый, а потом на ходу опять постепенно рассупониваешься. Но если остановились на обеденный привал, обязательно надень теплую куртку.

Когда сняли лыжи, то в сильный мороз под бахилы надо надеть утеп­лители

Бахилы — наружные чулки — на­девают прямо на ботинки. Они из тонкого брезента или из любой плот­ной, но не очень толстой ткани — репс, тик, льняная ткань.

Бахилы — не только защита от снега, но и необходимое средство для тепла. И не только для тепла — бахилы «оттягивают» влагу, которая выделяется ногами, проходит сквозь носки и впитывается в ботинки. На­ружная поверхность ботинка холод­ная, температура ее ниже «точки ро­сы», и этот барьер водяному пару не преодолеть. Он конденсируется в иней, и обувь промерзает насквозь — пропитывается льдом. Но бахила за­щищает ботинки от холода, и температура «точки росы» из их толщи перемещается наружу, в слой воздуха между ними и бахилой. Ба­хилы при этом изнутри обмерзают, а ботинки остаются сухими. Бахилы ни в коем случае не должны быть в обтяжку, по обуви. Лучше всего сшить их в виде прямоугольных меш­ков. Ремешок, пришитый внизу, на заднике, охватывает голеностоп, и ба­хила не сваливается. Над носком бо­тинка получается утеплительный и влагосборный объем воздуха.

Если бы не бахилы, ноги в похо­дах морозили бы во много раз чаще.

Бахилы иногда делают длинными, выше коленей, надевают поверх штор­мовых штанов и подвязывают тесе­мочками к поясу. Но с ветвей в бахи­лы попадает снег. Тогда сверху их стягивают резинкой. Однако если из­валяешься в снегу по уши, то и в ба­хилы наберешь. Мне больше нравятся бахилы ниже колена, заправленные под штормовые штаны и стянутые их ремешками. Тут уж снег никак не попадет. Если низ бахилы изотрет­ся о лыжные крепления, его можно отрезать, а бахилу зашить заново. В очень короткой бахиле этого делать нельзя. Вот почему не рекомен­дуется шить бахилы еще ниже. Мож­но делать бахилы двойными в местах соприкосновения с креплениями.

Сторонники длинных бахил воз­ражают: «А брюки штормовые защи­щать от снега надо? А колени?» Но, штормовые брюки сами защищают от снега. В сухом снегу они не про­мокнут. А мокрый все равно что усод-но промочит, разве только резиновые сапоги… Но и в них ноги будут мок­ры от пота. Поэтому бахилы не долж­ны быть из прорезиненного пароне­проницаемого материала. Что же касается коленей, то на них лучше по снегу не ползать. Колени мерзнут, когда сидишь, и штаны, брюки, каль­соны — все натянулось, плотно при­легает и хуже греет. Так бывает ча­сто при поездках в холодном транс­порте, среди вещей, в тесноте, когда сидишь и ноги вытянуть некуда.

Я советую тебе нашить на брюки наружные наколенные карманы, в них поместить куски тонкого (3, 5, 8 миллиметров толщиной) поролона. С ними и спать теплее, когда придет­ся ночевать в спальном мешке вне жилья.

Утеплители бахил шьются из тол­стого сукна. Они просторные, низ­кие — немного выше ботинка. Мож­но пришить к ним тонкую войлочную стельку в- виде подошвы. Надеваются утеплители под бахилы, когда сни­маешь лыжи на длительном обеден­ном привале.

Трусы лучше трикотажные, до­вольно плотно обтягивающие, но сле­ди, чтобы резинка не была тугой. Ведь на поясе у тебя может оказать­ся несколько резинок: от трусов, кальсон, брюк, да еще и штормовые брюки некоторые горе-конструкторы делают на резинке. Поэтому брюки лучше носить на тонком плоском поясе, а штормовые штаны — на под­тяжках.

Девочкам лучше шерстяные тру­сы или двое: одни из хлопчатобумаж­ного трикотажа, а вторые — шерстя­ные. Девочкам переохлаждаться осо­бенно опасно.

Теплый свитер. На ходу его наде­вают в сильные морозы. В особенно сильные морозы с ветром носят два свитера или даже теплую куртку. Ею может быть ватная телогрейка, лучше с не свалявшейся набивкой.

Есть в продаже теплые куртки с синтетической набивкой. Они легче, но холоднее. В последнее время по­пулярны куртки из «болоньи». Одна­ко эта ткань не пропускает водяной, пар, и в таких куртках на ходу бы­вает душно и влажно. Если уж поль­зоваться ими, то обязательно простор­ными, широкими, с большими прой­мами рукавов.

Очень легка, тепла и удобна пу­ховая куртка. Не хуже и меховые. Они тяжелее пуховых, но имеют ряд преимуществ: теплее в увлажненном состоянии и хороши для подстилки на ночлегах.

Теплые рукавицы тоже бывают пуховые и меховые. Меховые теплее, меньше боятся влаги. Альпинисты предпочитают пуховые рукавицы по­тому, что в них легче совершать тон­кую работу на сложных скалах, на крутом льду. А для туристов-лыжни­ков мех на руках — вещь незамени­мая.

Меховые рукавицы должны быть всегда под рукой. Если руки замерз­ли, то меховые рукавицы надевают даже во время ходьбы на лыжах. Как только станет жарко, сразу снимаешь их и прячешь во внутренние карма­ны брюк. Правда, там они мешают, но ничего не поделаешь: снятые с потных рук, на холоде они смерз­нутся. Поэтому у брюк должны быть большие внутренние карманы, а сами брюки — просторными в бедрах.

Очень просторной должна быть и штормовая куртка — такой, чтобы легко надевалась поверх теплой курт­ки. Помни: все элементы одежды должны легко налезать один на дру­гой. И хотя сейчас мы готовимся к однодневному тренировочному по­ходу, снаряжение будем продумывать по-настоящему и на будущее.

Войлочные стельки должны быть новыми, чистыми, а по толщине та­кими, чтобы нога сидела в ботинке плотно (но не туго), если наденешь четыре пары носков при одной стель­ке или две пары при двух. О носках мы достаточно говорили при подго­товке летнего похода. Теперь осталось рассказать о лыжных ботинках ту­риста.

Но   это   мы   сделаем,   разбирая лыжное снаряжение. Вот его список:

1)   лыжи;

2)   крепления;

3)   ботинки;

4)   лыжные палки;

5)   групповой ремонтный набор и запасное снаряжение.

Лыжи придуманы людьми очень давно, но до сих пор их совершенст­вуют. За .последние сто лет изобрели так много разных видов лыж, что появились даже музеи с сотнями экспонатов.

В прошлом и начале нашего сто­летия норвежские лыжи были трех­метровой длины. И даже четырех­метровой. Скользили на них, отталки­ваясь одним длинным шестом, как в лодке. А вот и другая данность: в последнее время в Альпах появились короткие альпинистские лыжи, кото­рые легко у miпо ширине лыжи бывают 4 сантиметров, а бывают и 15. Появились складные десантные лыжи и лыжи с ме­таллической струной: натянул стру­ну — лыжа делается жестче.

Лыжи бывают деревянные, металлические, пластмассовые, из стеклопластика и комбинированные.

Почему так? Во-первых, люди стремятся усовершенствовать лыжи. Ищут новые формы и материалы. Во-вторых, лыжи делают для (определен­ных целей и условий: горные, горно­туристские, туристские равнинные, беговые, охотничьи, прыжковые. В-третьих, изготавливают лыжи раз­ной стоимости: дешевые, доступные каждому, и дорогие, по стоимости не уступающие хорошему мотоциклу. Конечно, дорогие лыжи нам в походе ни к чему, но качество походных лыж должно быть высоким.

Прежде всего они должны быть прочными. В походной практике при­няты деревянные лыжи. Лыжи делятся по сортам, зависящим от качества древесины. Для ответственного прохода нужны лыжи первого, сорта. Но не следует слепо доверять цифре, вы­битой на них, надо осмотреть внимательно: чтобы были без сучков (особенно на участке носкового загиба), а слой древесины шли вдоль лыжи.

Наиболее распространены турист­ские лыжи шириной в средней части 7,5 сантиметра, в носке и в пяточной части — несколько шире.

По длине рекомендуется выбирать такие лыжи, чтобы стоя доставать до их носка согнутыми пальцами вытя­нутой вверх руки.

Лучшая проверка качества лыж— тренировочный поход по пересечен­ной местности с тяжелым рюкзаком. А в домашних условиях можно про­верить так: обопри лыжи носком и пяткой о стулья; при этом каждая лыжа в одиночку должна выдержать твой вес. Но прыгать на ней, конечно, не стоит. Обычно чем толще и шире лыжи, тем они прочнее. Но слишком жесткие и толстые тоже нехороши.

Гибкость лыжам необходима. Ес­ли ты тропишь лыжню в глубоком снегу на гибких лыжах, то они, на каждом шагу изгибаясь, экономят твою энергию и помогают шагать. А на жестких лыжах ты месишь снег и тратишь много сил впустую.

При спусках с гор лыжи с мяг­ким носком «всплывают» в рыхлом снегу, а с жестким зарываются в глу­бину. Кроме того, жесткий носок быстрее сломается, если ткнешься в препятствие. Что такое жесткий и мягкий носок объяснить на словах и на картинках трудно: попробуй ру­ками разные лыжи и посоветуйся с опытными людьми.

Выбирая лыжи в магазине, про­верь, не изогнуты ли они в бок в виде сабли и не скручены ли, как винт. За лыжами нужен внимательный уход, а то они приобретут и «саблю» и «винт». Хранят лыжи на распорке. Сложенные вместе скользящими по­верхностями, посередине они долж­ны иметь зазор не менее 5—6 санти­метров. Такой прогиб необходим для равномерного давления на снег. Если лыжная мазь будет стираться у нос­ка и у пятки быстрее, чем посередине, то прогиб велик, если наоборот — то мал. Величину прогиба лыж можно исправить, увеличивая или уменьшая распорку, на которой ты их хранишь.

Кстати, о лыжных мазях. В уме­ренный мороз лыжи скользят хорошо и без мази, но при этом «отдают» — проскальзывают назад при толчке. Хорошая и правильно подобранная по температуре и по снегу лыжная мазь как бы приклеивает их в момент толчка к снегу, но потом сразу отпускает. Скольжение на мази лучше и мягче, чем на голой деревяшке. Но умение правильно подобрать мазь — это искусство. Иногда комбинируют несколько мазей: одна на другую, и на разных участках лыж разные.

Чтобы мазь дольше держалась, лыжи смолят. К тому же просмолен­ные лыжи не размокнут в оттепель, не разлохматятся на жестком насте.

Просмолку делают так: разогре­вают скользящую поверхность над огнем и мажут растопленной смолой (специальной смолой для лыж или лыжной мазью с большим содержа­нием смолы). Потом опять греют, пока смола не впитается, и опять ма­жут. Так до тех пор, пока смола не перестанет впитываться. Каждую зиму лыжи следует просмолить еще раз. По окончании просмолки разо­гретые лыжи ставят на распорку. Это удобный момент, чтобы увели­чить или уменьшить их прогиб.

Теперь о разных видах лыж, ко­торые тебе могут подойти в походах.

Узкие легкие беговые лыжи удоб­ны для коротких походов по приго­родному лесу, расчерченному лыж­нями. Хороши они и для северной ровной тундры, где плотный ветровой наст, но должны быть очень высокой прочности.

Туристские лыжи шириной 6—9 сантиметров наиболее универсальны. На них ходят и по лыжне, и по рых­лому снегу, и в горных районах, и по равнине.

Охотничьи лыжи — широкие и ко­роткие. Они удобны в густом лесу, среди кустарников. А когда этот лес потонул в глубочайшем рыхлом сне­гу, охотничьи лыжи незаменимы.

Горно-туристские лыжи — с ме­таллическими кантами, которые по­зволяют держаться на утрамбован­ных ветрами и обледенелых горных склонах. Кроме того, они жестче, что тоже увеличивает их цепкость. Перед выходом на опасные обледенелые склоны канты точат напильником, создавая острый край.

Горные лыжи — тяжелые и жест­кие. На них прекрасно спускаются с гор, но по равнине ходить тяжело.

Понятно, что в поход, в котором условия пути резко меняются, все равно берут какие-нибудь одни лыжи. Вот и решай при разработке каждого маршрута: на каких лыжах лучше идти. Но в любом случае они должны быть тобою самим проверены в тре­нировочных выходах.

Крепления бывают жесткие, полу­жесткие и горно-туристские.

Жесткие обычно ставят на беговые лыжи, полужесткие — на туристские и горно-туристские. Горно-туристские крепления ставят на горно-туристские и горные лыжи. Тросы этих крепле­ний иногда рвутся, и нужно в груп­повом ремонтном наборе иметь запас­ные. Рвутся и ремни полужестких креплений. Их надо пропитать жиром и тоже иметь запасные.

Жесткие крепления для дальних походов переделывают. На них меня­ют шипы — ставят в два раза длин­нее, чем фабричные, иначе с бахила­ми крепления будут плохо держать. Для этих креплений к подошве бо­тинка приклепывают металлическую пластинку с отверстиями под шипы.

Ботинки. Для жестких креплений подходят только лыжные ботинки с рантами. Но это должны быть высо­кие лыжные ботинки, а не беговые лыжные туфли.

Для других креплений подходят различные ботинки: альпинистские (без металлических оковок — триконей), прыжковые, горнолыжные (оди­нарные, не слишком высокие и с ко­жаной гнущейся подошвой), ботинки «вибрам», но с достаточно жесткой подошвой, чтобы она не горбилась под давлением креплений.

Требования ко всем ботинкам об­щие. Надо, чтобы ноге при необходи­мом комплекте носков и стелек было просторно, пальцы могли свободно ше­велиться, кожа ботинка не давила на них сверху, а при затянутой шнуров­ке голеностопный сустав хорошо удер­живался ботинком — нога не болта­лась.

Кроме того, ботинки надо разно­сить и пропитать жиром так же, как перед летним походом, но разнаши­вать на лыжах.

Теперь о лыжных палках. Они мо­гут быть металлические, бамбуковые, стеклопластиковые, но обязательно прочные, с удобными ручками и на­дежными ремнями темляков. По дли­не их подбирают «на любителя»: до подмышек или до плеч (поставлен­ные остриями на пол).

Штычки — острия палок — долж­ны быть прочными, остро отточенны­ми. Особенно внимательно отнесись к надежности колец. А в ремонтном наборе обязательно нужны запасные кольца.

Наконец, о ремонтном наборе. Он совершенно необходим в лыжном по­ходе и должен быть тщательно про­думан на случай самых тяжелых пе­реломов лыж. Правда, в поход обычно берут запасную лыжу. Ее подвязыва­ют на веревочке за носок, и она, как собачка, «бежит» сзади по лыжне. Она с полужестким креплением и уже готова к использованию. Но она од­на. Поэтому «пострадавшую» лыжу не бросают, а чинят на ночлеге или на обеденном привале.

В ремонтный набор включают: мо­лоток, пассатижи, отвертку, трехгран­ный напильник, нож, медную и железную проволоку, мелкие и круп­ные гвозди, шурупы разных разме­ров, дюралевые пластинки и уголки (с заранее просверленными отверстия­ми) для накладок на лыжи, запас­ные крепления, замки креплений, кольца и штычки для лыжных палок, водостойкий быстросхватывающий клей, изоляционную ленту, крепкую тесьму, шило, ножницы, иглы разные, сыромятные ремни, нитки, дратву, кусочки кожи и материи, пуговицы, резинки, булавки, запасные лыжные канты. Ты, конечно, догадался, что этот «мощный» набор предназначен не только для лыж, но и для всего остального снаряжения, личного и группового.

Для однодневного выхода без ноч­лега групповое снаряжение такое же, как летом: посуда, костровые при­надлежности, топорик для разведения обеденного костра, на всякий случай фонари, медицинская аптечка. Ко­нечно, не забудем питание. Зимой с продуктами проще, чем летом: мас­ло не тает, хлеб не крошится, варе­ная колбаса не портится (если долго не ехать в поезде).

Первые многодневные маршруты, как я уже говорил, должны быть обя­зательно с ночлегами в теплых жи­лых домах. Твой лыжный маршрут протянется по поселкам, деревням, пускай в глухих и отдаленных райо­нах, где между деревнями дремучий лес, но где после целого дня мытарств на морозном ветру тебя ждет спаси­тельная благодать теплого человечес­кого жилья.

А если вдруг заблудишься и не найдешь деревни? Что тогда делать? Замерзать в лесу, в степи? Поэтому даже для выхода в самый простой лыжный поход требуется подготовка с запасом. Она должна быть проведе­на с расчетом на вынужденный само­стоятельный ночлег в холодную по­году.

Содержание книги Юный турист

  1. А.Е. Берман «Юный турист». Собираясь в путь
  2. А.Е. Берман “Юный турист”. Собираясь в путь. Часть 2
  3. А.Е. Берман “Юный турист”. Собираясь в путь. Часть 3
  4. А.Е. Берман “Юный турист”. Собираясь в путь. Часть 4
  5. А.Е. Берман “Юный турист”. Пеший поход с картой по реке. Часть 5
  6. А.Е. Берман “Юный турист”. Азимут 80°. Часть 6
  7. А.Е. Берман “Юный турист”. Дневной привал. Часть 7
  8. А.Е. Берман “Юный турист”. Простая переправа. Часть 8
  9. А.Е. Берман “Юный турист”. Вершина. Дальше — по хребту. Часть 9
  10. А.Е. Берман “Юный турист”. Размышление в пути о погоде. Часть 10
  11. А.Е. Берман “Юный турист”. Загадка водораздельного узла. Часть 11
  12. А.Е. Берман “Юный турист”. Размышления на привале о лесе. Часть 12
  13. А.Е. Берман “Юный турист”. Поиски пропавшей группы. Часть 13
  14. А.Е. Берман “Юный турист”. Ночлег в лесу. Часть 14
  15. А.Е. Берман “Юный турист”. Рассуждение об удобстве на ночлеге. Часть 15
  16. А.Е. Берман “Юный турист”. Дневник Колиной группы. Часть 16
  17. А.Е. Берман “Юный турист”. Размышление у костра: человек и комар. Часть 17
  18. А.Е. Берман “Юный турист”. Лесные штурманы. Часть 18
  19. А.Е. Берман “Юный турист”. О выборе спортивного маршрута. Часть 19
  20. А.Е. Берман “Юный турист”. О походных документах. Часть 20
  21. А.Е. Берман “Юный турист”. Зимние походы. Часть 21
  22. А.Е. Берман “Юный турист”. Прежде чем стать на лыжи. Часть 22
  23. А.Е. Берман “Юный турист”. Один зимний вечер. Часть 23
  24. А.Е. Берман “Юный турист”. Спальный мешок и коврик. Часть 24
  25. А.Е. Берман “Юный турист”. Групповое снаряжение. Часть 25
  26. А.Е. Берман “Юный турист”. Ночлег на снегу. Часть 26
  27. А.Е. Берман “Юный турист”. Береги руки и ноги. Часть 27
  28. А.Е. Берман “Юный турист”. Снежная хижина иглу. Часть 28
  29. А.Е. Берман “Юный турист”. Горный туризм — альпинизм — скалолазание. Часть 29
  30. А.Е. Берман “Юный турист”. Наши Горы. Часть 30
  31. А.Е. Берман “Юный турист”. Горный снег и горное солнце. Часть 31
  32. А.Е. Берман “Юный турист”. Снегопад в горах. Часть 32
  33. А.Е. Берман “Юный турист”. Ледники. Часть 33
  34. А.Е. Берман “Юный турист”. До встречи в горах. Часть 34
  35. А.Е. Берман “Юный турист”. Водный рельеф и водные наездники. Часть 35
  36. А.Е. Берман “Юный турист”. О выборе водного маршрута. Часть 36
  37. А.Е. Берман “Юный турист”. Байдарка. Часть 37
  38. А.Е. Берман “Юный турист”. Кто перевернулся? Часть 38
  39. А.Е. Берман “Юный турист”. Парус на байдарке. Часть 39
  40. А.Е. Берман “Юный турист”. Забывать трудно. Часть 40
  41. А.Е. Берман “Юный турист”. Учись поворачивать назад. Часть 41
  42. А.Е. Берман “Юный турист”. Не спеши в руководители. Часть 42
  43. А.Е. Берман “Юный турист”. Контролируй себя. Часть 43
  44. А.Е. Берман “Юный турист”. Настроение и сила. Часть 44
  45. Книга «Юный турист» автор А.Е. Берман

Добавить комментарий

Метки: , , , , , ,

Сайт «Выживание в дикой природе», рад видеть Вас. Если Вы зашли к нам, значит хотите получить полную информацию о выживании в различных экстремальных условиях, в чрезвычайных ситуациях. Человек, на протяжении всего развития, стремился сохранить и обезопасить себя от различных негативных факторов, окружающих его - холода, жары, голода, опасных животных и насекомых.

Структура сайта «Выживание в дикой природе» проста и логична, выбрав интересующий раздел, Вы получите полную информацию. Вы найдете на нашем сайте рекомендации и практические советы по выживанию, уникальные описания и фотографии животных и растений, пошаговые схемы ловушек для диких животных, тесты и обзоры туристического снаряжения, редкие книги по выживанию и дикой природе. На сайте также есть большой раздел, посвященный видео по выживанию известных профессионалов-выживальщиков по всему миру.

Основная тема сайта «Выживание в дикой природе» - это быть готовым оказаться в дикой природе и умение выживать в экстремальных условиях.

Яндекс.Метрика
SQL - 40 | 0,177 сек. | 13.9 МБ