А.Е. Берман “Юный турист”. Парус на байдарке. Часть 39

Парус на байдаркеНа байдарке интересно ходить под парусом. Оснащая байдарку парусом, некоторые просто копируют парусное вооружение яхты, уменьшив лишь его в размерах. Но из этого ничего не получается, потому что у байдар­ки совсем иной корпус. Он не может идти с сильным креном — сразу воз­никает слишком большое сопротивле­ние и скорость пропадает. Его труд­но откренивать — ведь он не жест­кий. Для байдарки нужно конструи­ровать специальное парусное воору­жение. Вот один из вариантов.

Нижний конец мачты — шпор — входит в специальное отверстие в кильсоне — степс. Выше мачта про­ходит в отверстие в палубе, которое называется пятнерсом. У байдарки пятнерс выполнен в виде проушины, закрепленной на переднем шпанго­уте кокпита.

Нужно поменять местами перед­ний шпангоут кокпита и задний (обычно они одинаковы по размерам). Теперь мачту можно поставить сза­ди кокпита, за спиной у заднего греб­ца. Чтобы шпор попал в степс киль­сона, надо этот самый степс, выполненный в виде пластинки с отверсти­ем, перенести с передней части киль­сона на заднюю. У некоторых байдарок передняя и задняя половины кильсона полностью симметричны. Тогда их тоже можно поменять ме­стами, ничего не переделывая.

Итак, мачта установлена сзади. И сразу видно преимущество такой компооновки: задний гребец откренивает прямо у мачты, и байдарка скру­чиваться не будет. Он даже может рукой взяться за мачту.

А как быть с парусами?

Мы поднимем один большой стак­сель — треугольный передний парус. Но это не просто стаксель. На кур­сах галфвинд (ветер сбоку), бейде­винд (ветер под углом спереди) он будет работать как стаксель, а на курсе фордевинд (ветер попутный) — как спинакер. Спинакер — грушевид­ной формы пузатый передний парус, его поднимают на гоночных яхтах в попутный ветер.

Но как превратить треугольный стаксель в грушевидный спинакер? Наш спинакер по форме скорее бли­зок к ромбу. По его диагонали будет пришит штаг — трос, идущий от верхней части мачты к самому носу судна.

Для галфвинда и бейдевинда спи­накер перегнется пополам на штаге и превратится в треугольный стак­сель. А на попутном курсе — форде­винде мы раздернем сложенный стак­сель в разные стороны, он надуется ветром, превратится в спинакер. И помчит нас вперед. Но не только вперед. Наш спинакер будет наклон­ным, ветер будет задувать в него снизу, и парус выгнется пузом вверх. Он захочет поднять байдарку в воз­дух, оторвать ее от воды. Для этого у него силы не хватит, но нос бай­дарки он приподнимет. Тогда бай­дарка, обгоняя волны, будет легко перескакивать через них, скользя на одной корме. При свежем ветре мы выйдем на глиссирование и помчим­ся со скоростью катера.

Вот что дает спинакер. А грот — яхтенный парус, который частенько копируют байдарочники, топил бы нос байдарки.

Наш парус хорош еще и тем, что практически не мешает работать веслами. Если ветер упал, или, наобо­рот, стал слишком сильным, или за­дул «в лоб», убрать парус — минут­ное дело: отпусти штаг, и парус упа­дет в кокпит. Штаг проходит на са­мой верхушке мачты (топ мачты) в кольцо, идет вниз (теперь уже назы­ваясь стаксель-фалом) и закрепляет­ся на кильсоне или на шпангоуте одинарным бантиком (шлюпочный узел). Дернешь этот узел за хвостик, и он сразу развяжется. А другой конец штага проходит в носовой рым (кольцо) и тоже идет в кокпит. Толь­ко теперь он никак не называется, потому что такой снасти ни на ко­раблях, ни на яхтах нет.

Я советую тебе поставить мачту не длиннее 2 метров. Тогда площадь стакселя будет около 3,5 квадратного метра. С таким хорошо сшитым стакселем ты можешь научиться уверенно ходить в галфвинд и даже немножко в бейдевинд. А на попутных курсах, раздернув стаксель в спинакер, помчишься вперед.

Спинакеры делают из легкого па­рашютного шелка — ведь спинакер должен лететь. А стаксель получится из двойного парашютного шелка и будет хорошо «держать ветер».

Теперь о безопасности парусных плаваний на байдарке.

Во-первых, необходимо иметь спа­сательные жилеты.

Во-вторых, на больших водоемах нужно сцеплять две байдарки рядом, превращая их в катамаран.

В-третьих, парусную байдарку на­до оборудовать дополнительным ран­гоутом. Это рея, но укрепленная не на мачте, а на комингсах кокпита у пятнерса мачты. К рее (будем ее так условно называть) идут ванты — боковые оттяжки мачты. На ней же укреплены кольца, выполняющие роль кип для проводки стаксель-шко­тов (смотри рисунок). На концах реи надо укрепить поплавки, или, как их называют полинезийские мореходы, аутригеры. Аутригеры склеивают из легкого пенопласта в виде цилиндри­ческих бочек, слегка заостренных на концах. Диаметр их 30, а длина 40 сантиметров. Это довольно громозд­кие поплавки, но при погружении каждого из них в воду создается подъемная сила примерно 25 кило­граммов, п она не даст байдарке пе­ревернуться.

Рея с аутригерами будет мешать заднему гребцу работать веслами, по­этому она должна быть на удобных крючках, быстро сниматься и кре­питься к мачте, причем ванты отце­плять не потребуется.

И, наконец, последнее очень важ­ное правило: никогда не нужно хо­дить на одной байдарке. Всегда долж­ны идти вместе хотя бы две байдарки. Если вторая не оборудована парусом, то можно тащить ее на буксире, а команда будет помогать веслами.

Походы по рекам чаще всего со­вершают на байдарках, резиновых лодках и разного вида плотах. Но нередко отправляются в путь на де­ревянных лодках и шлюпках. Шлюп­ки бывают разной величины, в зави­симости от количества весел и числа мест. Конструкция их подчиняется четко разработанным правилам, обес­печивающим безопасность. Туристы ходят в походы на шлюпках, но в магазине шлюпку не купишь, да и как доставить ее на реку. Тут много сложностей.

Лодки бывают самые разнообраз­ные, часто кустарной постройки. Во многих районах местные жители строят лодки, удобные для плавания по их рекам и требующие особого навыка. Например, «ветка». Я пробо­вал ее на притоках Колымы. Это лод­чонка из трех досок: две бортовые и третья — днище. Она похожа на байдарку, но гораздо менее остойчи­ва. Для плавания на ней нужно боль­шое искусство, и она вряд ли годится для похода. Иногда местные жители строят большие лодки, но тоже недостаточно остойчивые. В обшем. к ку­старным лодкам нужно относиться с осторожностью.

И другие…

На этом я заканчиваю разговор о технически сложных видах спортив­ных туристских походов. Но перечис­лены в этой книге не все. Есть, на­пример, спелеологический, или пе­щерный, туризм — со своими катего­риями сложности и правилами. Спелеологи совершают подземные путе­шествия по карстовым пещерам, ко­торые вымывает вода в растворимых горных породах и которые тянутся иногда на десятки километров, с про­пастями и провалами глубиной в сот­ни метров. Зачастую это сложный альпинизм под землей, иногда — под­водный спорт, потому что отдельные участки пещер бывают затоплены. Снаряжение спелеологов отличается от альпинистского. Есть у них, на­пример, длинные веревочные (или тросовые) лестницы — спелеологи в отличие от альпинистов стартуют не снизу вверх, а сверху вниз. А под­водное снаряжение спелеолога долж­но быть приспособлено для прохож­дения узких затопленных водой ка­менных лабиринтов. Это очень слож­ный вид туризма, и тебе еще рано им заниматься. Но в будущем, если не слишком боишься тесноты, темноты, глубины, то, конечно, и под землю спустишься.

Есть механизированные виды пу­тешествий — автомобильные и мото­циклетные. Тоже увлекательно и спортивно: только пока не исполнит­ся тебе 18 лет, не сможешь получить права на управление автомобилем и мотоциклом.

А вот велосипедный туризм тебе доступен, но избегай дорог с интен­сивным   автомобильным движением.

Содержание книги Юный турист

  1. А.Е. Берман «Юный турист». Собираясь в путь
  2. А.Е. Берман “Юный турист”. Собираясь в путь. Часть 2
  3. А.Е. Берман “Юный турист”. Собираясь в путь. Часть 3
  4. А.Е. Берман “Юный турист”. Собираясь в путь. Часть 4
  5. А.Е. Берман “Юный турист”. Пеший поход с картой по реке. Часть 5
  6. А.Е. Берман “Юный турист”. Азимут 80°. Часть 6
  7. А.Е. Берман “Юный турист”. Дневной привал. Часть 7
  8. А.Е. Берман “Юный турист”. Простая переправа. Часть 8
  9. А.Е. Берман “Юный турист”. Вершина. Дальше — по хребту. Часть 9
  10. А.Е. Берман “Юный турист”. Размышление в пути о погоде. Часть 10
  11. А.Е. Берман “Юный турист”. Загадка водораздельного узла. Часть 11
  12. А.Е. Берман “Юный турист”. Размышления на привале о лесе. Часть 12
  13. А.Е. Берман “Юный турист”. Поиски пропавшей группы. Часть 13
  14. А.Е. Берман “Юный турист”. Ночлег в лесу. Часть 14
  15. А.Е. Берман “Юный турист”. Рассуждение об удобстве на ночлеге. Часть 15
  16. А.Е. Берман “Юный турист”. Дневник Колиной группы. Часть 16
  17. А.Е. Берман “Юный турист”. Размышление у костра: человек и комар. Часть 17
  18. А.Е. Берман “Юный турист”. Лесные штурманы. Часть 18
  19. А.Е. Берман “Юный турист”. О выборе спортивного маршрута. Часть 19
  20. А.Е. Берман “Юный турист”. О походных документах. Часть 20
  21. А.Е. Берман “Юный турист”. Зимние походы. Часть 21
  22. А.Е. Берман “Юный турист”. Прежде чем стать на лыжи. Часть 22
  23. А.Е. Берман “Юный турист”. Один зимний вечер. Часть 23
  24. А.Е. Берман “Юный турист”. Спальный мешок и коврик. Часть 24
  25. А.Е. Берман “Юный турист”. Групповое снаряжение. Часть 25
  26. А.Е. Берман “Юный турист”. Ночлег на снегу. Часть 26
  27. А.Е. Берман “Юный турист”. Береги руки и ноги. Часть 27
  28. А.Е. Берман “Юный турист”. Снежная хижина иглу. Часть 28
  29. А.Е. Берман “Юный турист”. Горный туризм — альпинизм — скалолазание. Часть 29
  30. А.Е. Берман “Юный турист”. Наши Горы. Часть 30
  31. А.Е. Берман “Юный турист”. Горный снег и горное солнце. Часть 31
  32. А.Е. Берман “Юный турист”. Снегопад в горах. Часть 32
  33. А.Е. Берман “Юный турист”. Ледники. Часть 33
  34. А.Е. Берман “Юный турист”. До встречи в горах. Часть 34
  35. А.Е. Берман “Юный турист”. Водный рельеф и водные наездники. Часть 35
  36. А.Е. Берман “Юный турист”. О выборе водного маршрута. Часть 36
  37. А.Е. Берман “Юный турист”. Байдарка. Часть 37
  38. А.Е. Берман “Юный турист”. Кто перевернулся? Часть 38
  39. А.Е. Берман “Юный турист”. Парус на байдарке. Часть 39
  40. А.Е. Берман “Юный турист”. Забывать трудно. Часть 40
  41. А.Е. Берман “Юный турист”. Учись поворачивать назад. Часть 41
  42. А.Е. Берман “Юный турист”. Не спеши в руководители. Часть 42
  43. А.Е. Берман “Юный турист”. Контролируй себя. Часть 43
  44. А.Е. Берман “Юный турист”. Настроение и сила. Часть 44
  45. Книга «Юный турист» автор А.Е. Берман

Добавить комментарий

Метки: , , , , , , ,

Сайт «Выживание в дикой природе», рад видеть Вас. Если Вы зашли к нам, значит хотите получить полную информацию о выживании в различных экстремальных условиях, в чрезвычайных ситуациях. Человек, на протяжении всего развития, стремился сохранить и обезопасить себя от различных негативных факторов, окружающих его - холода, жары, голода, опасных животных и насекомых.

Структура сайта «Выживание в дикой природе» проста и логична, выбрав интересующий раздел, Вы получите полную информацию. Вы найдете на нашем сайте рекомендации и практические советы по выживанию, уникальные описания и фотографии животных и растений, пошаговые схемы ловушек для диких животных, тесты и обзоры туристического снаряжения, редкие книги по выживанию и дикой природе. На сайте также есть большой раздел, посвященный видео по выживанию известных профессионалов-выживальщиков по всему миру.

Основная тема сайта «Выживание в дикой природе» - это быть готовым оказаться в дикой природе и умение выживать в экстремальных условиях.

Яндекс.Метрика
SQL - 40 | 0,159 сек. | 14.03 МБ