А.Е. Берман “Юный турист”. О выборе спортивного маршрута. Часть 19

лесной маршрутВ каждом маршруте есть «ключе­вое» место, пробуждающее интерес к нему. В спортивных походах оно обычно наиболее труднодостижимое, а может быть, просто самое красивое или привлекающее связанным с ним событием либо своей географией.

Я сейчас говорю о многодневном походе, о длинном маршруте, о целом путешествии. У каждого маршрута есть автор. Маршрут — как бы произведение его, задуманное или уже завершенное.

У каждого автора свой вкус. Мне вот всегда хочется так построить маршрут, чтобы уйти далеко от до­рог, от путей подъезда и там достиг­нуть ключевой точки. А дальше на­чинается, по-моему, самое настоящее — выбраться. Выбраться к лю­дям, транспорту.

Я как-то в течение трех лет стремился к одному удаленному и труднодоступному перевалу. Вообще-то было даже не известно, есть ли там перевал, а если есть, то проходим ли?
На третий год нашей группе удалось его достигнуть и пройти. Мы назвали перевал Студенческим (это было зимой на наши последние студенческие каникулы). Он на Приполярном Урале, в местах безлюдных и суровых, виднеется белой заснеженной седловиной левее горы Манарага, если смотреть на хребет с севера.
С тех пор многие туристы-лыжники прошли через Студенческий. Случалось нашей группе и до того и после проходить впервые разные перевалы. Но все они не привлекли внимания: ими не ходят или ходят редко. А вот Студенческий служит и по сей день ключевой точкой многих туристских походов. Значит, тот маршрут был придуман удачно.

Можно говорить об архитектуре маршрута: его стройности, логичес­кой красоте, естественности. Причем это одинаково относится и к слож­ным маршрутам мастеров, и к про­стым маршрутам начинающих. Они как математические задачки для лю­бого класса: могут быть изящные, остроумные, а бывают громоздкие, глупые.

Больше всего мне нравится линей­ный маршрут — чтобы пройти крат­чайшим путем от точки прибытия к совсем другой транспортной магист­рали. Интересно, например, строить мар­шрут так, чтобы выйти к маленькому местному аэродрому и улететь на са­молете.

Хорошо, когда в середине маршру­та или в последней трети ждешь ка­кого-то события. Например, встречи с другой группой в заранее намечен­ной точке — в глухом лесу, на ручье или даже на горном перевале. Могут в одной точке встречаться две группы, и три, и пять, и все придут с разных сторон.

В комбинированных пеше-водных путешествиях ключевой точкой явля­ется выход на реку, по которой наме­тили плыть, а дальше — самые слож­ные пороги на ней.

В горах часто сложной задачей бывает переправа через бурную реку. Приходится отыскивать место, где она возможна. Иногда для этого нуж­но забраться высоко в верховья реки, к самым ледникам—в больших горах большие реки обычно берут начало из ледников.

Спортивные туристские путешествия в нашей стране с каждым годом все доступнее и взрослым и детям. Управление гражданской авиации предоставляет учащимся половинную скидку на перелеты в осенне-зимнее и весеннее! время. Такую же скидку предоставляет и железная дорога. Дома пионеров, спортивные общест­ва и советы по туризму все чаще ор­ганизуют походы детей в отдаленные и интереснейшие районы нашей стра­ны. Так что, если есть у тебя завет­ная мечта,— добивайся.

—    А нужно ли стремиться приду­мывать обязательно свой новый мар­шрут?

—    Что значит — нужно? Хочет­ся — вот это другое дело.

Хочется пройти никому не известным маршрутом. Азарт исследовате­ля понятен любому путешественнику. Еще не знаешь, что увидишь там, вон за тем холмом, за тем перевалом, ни­кто не может рассказать тебе то, что совсем скоро увидишь собственны­ми глазами. А потом расскажешь всем.

Но осторожно! Знаешь поговор­ку— «изобретать велосипед»? Марш­руты могут быть много раз пройдены, подробно описаны в туристской лите­ратуре и в отчетах-описаниях, кото­рые составляют группы, пройдя по­ход, а ты разрабатываешь его как со­вершенно новый.

Ты скажешь: «Ну и что за беда? Мне-то какое дело — ходили там или нет?» Но представь себе, что в душ­ный жаркий день ты прошел по гни­лому заболоченному лесу усталый, истязаемый полчищами комаров, обойдя красивейшее и хорошо извест­ное озеро, с песчаными сухими бере­гами, просторными пляжами… Глу­пый аскетизм, не правда ли? Если у тебя есть хорошая карта, то озеро на ней обозначено, но ведь не известно: красивое оно или нет? А, может, у не­го берега такие топкие, что и к воде не подойдешь. Не по всякой карте это можно понять.

Не изучив материалы о маршруте, ты можешь пройти мимо интересней­шей старой часовни, затерянной в глухом лесу, мимо какой-нибудь ме­стной достопримечательности, извест­ной на другом конце света. А ты про­топал мимо и никогда уже не уви­дишь, не испытаешь радости общения с редким, красивым, труднодоступ­ным. А может быть, ты будешь идти через заросли рядом с хорошей доро­гой. Или, наоборот, проскочишь на попутной машине по шоссе там, где хорошо бы свернуть в лес, богатый ягодами и грибами. Дело в том, что самому невозможно всю землю разве­дать, да и какой толк изобретать в наше время всем известные велоси­педы?

Надо стремиться изучить еще, что известно о районе и о маршруте. По разным книгам, картам, описаниям, из бесед с туристами. Полезно заранее написать письма людям, которые живут там, куда ты собрался: ребя­там в сельскую школу, Дом пионеров; спросить совета в выборе маршрута, узнать о местном транспорте. С таки­ми вопросами в письмах можно обра­щаться и к взрослым: в сельсоветы, в Дома культуры, да и вообще к са­мым разным людям.

После тщательного изучения рай­она наносим на карту все известные маршруты. Очертим места скучные, малоинтересные, особо выделим уча­стки, которые нас заинтересовали, но о которых мы не нашли подробных сведений. Может быть, это массив ле­са, протянувшийся на десятки кило­метров, и нет в нем ни дорог, ни се­лений. Может, озеро, где не бывают рыбаки и туристы. Может, старое, давно заброшенное селение. Может, истоки всем известной реки, но никто не знает, как она начинается. А мо­жет, самая высокая точка обширного района или, наоборот, самая низкая точка впадины, расположенной ниже уровня моря.

Но разрабатывать путь к ключе­вой точке маршрута еще рано. Надо проверить, не фальшивая ли она. И снова начинается сбор сведений, но уже более узко, целенаправ­ленно.

Когда я отправлялся в свои пер­вые лыжные походы в Заполярье, то, выбрав Кольский полуостров, стал изобретать там новые, свои, маршру­ты, такие, чтобы были подальше от широко известных Хибинских гор.

И только на третий год, в третий поход, я отправился, наконец, в Хи­бины и понял тогда, что это настоя­щая жемчужина Кольского, встречи с которой я совершенно неразумно себя лишал.

Наверное, с общеизвестных инте­реснейших мест и следовало бы на­чинать всем. Но что мы можем поде­лать с нашей извечной и неразумной страстью с первых шагов искать но­вое! Потому-то мы и путешествен­ники.

Сделаем уступки этой страсти. Только не упорствуй в ней бесконеч­но долго.

Есть в нашей стране места и объ­екты всем известные, часто посещае­мые и от этого совсем не менее инте­ресные. Как и знаменитые книги, они не подвержены капризам моды. Не сторонись их, смири гордость перво­открывателя, наслаждайся тем, что всеми признано не случайно.

Но вот, наконец, наши симпатии определились. Настало время конструировать маршрут.

Начинаем с изучения путей подъ­езда к району, самых удобных, бы­стрых, недорогих. Здесь мы будем решать увлекательные комбинации с пересадками, минутами, часами и руб­лями.

А может быть, тебе придет в го­лову отыскать в этом районе такие пути подхода, где старый, отживший свой век паровозик тянет маленькие вагончики по узкоколейному рельсо­вому пути. И ветви деревьев дрему­чего леса заглядывают в открытые окошки вагон;

Или, если ты идешь в байдарочный поход и у тебя «неподъемный» груз, то к воде можешь подкатить не ав­тобусом по шоссе и не грузовиком по дороге, а через болота и по старым, ушедшим в землю и заросшим травами деревянным дорогам повезешь свой груз на лошадях, запряженных не в колесные телеги — колеса увязнут в болотах,— а в зимние сани-розвальни. А старый дед-возница бу­дет учить тебя обращаться с лошадь­ми, и ты быстро научишься все де­лать сам.

Конструируя маршрут, рассчитывая его по дням и по километрам, постарайся устроить так, чтобы к самой интересной точке подойти после самых трудных переходов. Чтобы она была не в начале и не в самом конце похода, а приблизительно после двух третей пути.

Зачем? Это один из тех вопросов, на которые не нужно отвечать, даже если можно было бы ответить. Вот пройдешь несколько дальних походов и убедишься сам.

Сколько же километров планировать на день? Вспомним свои коротенькие одно-, двух- и трехдневные походы. Вспомним, сколько километ­ров было пройдено в разные дни и какой была тогда наша усталость.

В дальнем походе норма километ­ража может колебаться от 10 до 25 километров в день.

Но 25 километров для новичков— это почти крайний случай. Столько можно идти лишь тогда, когда в рюк­заках небольшой груз, а после подоб­но перехода обычно устраивают дневку. Большие переходы не плани­руются заранее, а получаются сами по себе. Бывает ведь, что группа вдруг «разошлась» — идти легко, весело и не хочется останавливаться. В азар­те проходят и больше 25 километров. В этом случае не стоит педантично придерживаться плана. Более того, может быть, такой стихийный марш-бросок оставит самые лучшие воспо­минания из всего похода.

Но если хотя бы одному человеку идти вдруг стало тяжело, продолжать движение нельзя. Придется остано­виться на длительный привал или на ночлег, даже в неудобном месте. Но учти, что, если уставшего человека разгрузить или совсем освободить от рюкзака, лучше ему от этого не ста­нет. Моральная травма, которую на­носят человеку, признавая его сла­бым, не прибавит ему новых сил. Ко­нечно, уставшего нужно разгрузить, если рюкзак ему действительно тяжел (о чем он должен сказать сам, не стесняясь), но все равно немедлен­но надо выбирать место для ночлега. И даже если тебе кажется, что человек лодырничает, не ругай его и не заставляй идти. Этим принесешь вред группе. Всем будет неприятно. А вдруг ты ошибся, и человеку действительно плохо? Представь, что самому почему-то тоскливо и тяжело, а тебя еще начинают ругать. Если хочешь приободрить уставшего, то поставь себя на его место и подумай: что бы тебе было приятно услышать от друзей.

Таким психологическим приемом — поставить себя на место другого — должен постоянно пользоваться в походе каждый (в обычной жизни тоже): руководитель по отношению к участнику и участник по отношению к руководителю и к дру­гому участнику.

Поход — не только школа экспе­диционных навыков, но и школа общения с людьми. Если ты будешь обдумывать свои отношения с людь­ми, которые идут, трудятся и отды­хают с тобой вместе, и непрерывно будешь думать о том как сделать им приятнее, интересней и легче поход, то самообучение в «школе общения» станет захватывающе интересным. Запомни, что дважды, триждь1 мож­но простить нытика, лентяя растяпу и снова взять его в поход, но хама, считающего себя существом исклю­чительным, радующегося случаю возвыситься за счет неудачи другого, надо гнать. На первой же встречной транспортной магистрали… Потому что хамство — это самое страшное.

От планировки дневного километ­ража мы незаметно перешли к про­исшествиям и настроениям, которые могут возникнуть на маршруте. Это получилось как бы случайно, но на самом деле это логичный переход, потому что настроение людей опре­деляет их возможности и даже в большей степени, чем физическая тренированность.

Содержание книги Юный турист

  1. А.Е. Берман «Юный турист». Собираясь в путь
  2. А.Е. Берман “Юный турист”. Собираясь в путь. Часть 2
  3. А.Е. Берман “Юный турист”. Собираясь в путь. Часть 3
  4. А.Е. Берман “Юный турист”. Собираясь в путь. Часть 4
  5. А.Е. Берман “Юный турист”. Пеший поход с картой по реке. Часть 5
  6. А.Е. Берман “Юный турист”. Азимут 80°. Часть 6
  7. А.Е. Берман “Юный турист”. Дневной привал. Часть 7
  8. А.Е. Берман “Юный турист”. Простая переправа. Часть 8
  9. А.Е. Берман “Юный турист”. Вершина. Дальше — по хребту. Часть 9
  10. А.Е. Берман “Юный турист”. Размышление в пути о погоде. Часть 10
  11. А.Е. Берман “Юный турист”. Загадка водораздельного узла. Часть 11
  12. А.Е. Берман “Юный турист”. Размышления на привале о лесе. Часть 12
  13. А.Е. Берман “Юный турист”. Поиски пропавшей группы. Часть 13
  14. А.Е. Берман “Юный турист”. Ночлег в лесу. Часть 14
  15. А.Е. Берман “Юный турист”. Рассуждение об удобстве на ночлеге. Часть 15
  16. А.Е. Берман “Юный турист”. Дневник Колиной группы. Часть 16
  17. А.Е. Берман “Юный турист”. Размышление у костра: человек и комар. Часть 17
  18. А.Е. Берман “Юный турист”. Лесные штурманы. Часть 18
  19. А.Е. Берман “Юный турист”. О выборе спортивного маршрута. Часть 19
  20. А.Е. Берман “Юный турист”. О походных документах. Часть 20
  21. А.Е. Берман “Юный турист”. Зимние походы. Часть 21
  22. А.Е. Берман “Юный турист”. Прежде чем стать на лыжи. Часть 22
  23. А.Е. Берман “Юный турист”. Один зимний вечер. Часть 23
  24. А.Е. Берман “Юный турист”. Спальный мешок и коврик. Часть 24
  25. А.Е. Берман “Юный турист”. Групповое снаряжение. Часть 25
  26. А.Е. Берман “Юный турист”. Ночлег на снегу. Часть 26
  27. А.Е. Берман “Юный турист”. Береги руки и ноги. Часть 27
  28. А.Е. Берман “Юный турист”. Снежная хижина иглу. Часть 28
  29. А.Е. Берман “Юный турист”. Горный туризм — альпинизм — скалолазание. Часть 29
  30. А.Е. Берман “Юный турист”. Наши Горы. Часть 30
  31. А.Е. Берман “Юный турист”. Горный снег и горное солнце. Часть 31
  32. А.Е. Берман “Юный турист”. Снегопад в горах. Часть 32
  33. А.Е. Берман “Юный турист”. Ледники. Часть 33
  34. А.Е. Берман “Юный турист”. До встречи в горах. Часть 34
  35. А.Е. Берман “Юный турист”. Водный рельеф и водные наездники. Часть 35
  36. А.Е. Берман “Юный турист”. О выборе водного маршрута. Часть 36
  37. А.Е. Берман “Юный турист”. Байдарка. Часть 37
  38. А.Е. Берман “Юный турист”. Кто перевернулся? Часть 38
  39. А.Е. Берман “Юный турист”. Парус на байдарке. Часть 39
  40. А.Е. Берман “Юный турист”. Забывать трудно. Часть 40
  41. А.Е. Берман “Юный турист”. Учись поворачивать назад. Часть 41
  42. А.Е. Берман “Юный турист”. Не спеши в руководители. Часть 42
  43. А.Е. Берман “Юный турист”. Контролируй себя. Часть 43
  44. А.Е. Берман “Юный турист”. Настроение и сила. Часть 44
  45. Книга «Юный турист» автор А.Е. Берман

Добавить комментарий

Метки: , , , , ,

Сайт «Выживание в дикой природе», рад видеть Вас. Если Вы зашли к нам, значит хотите получить полную информацию о выживании в различных экстремальных условиях, в чрезвычайных ситуациях. Человек, на протяжении всего развития, стремился сохранить и обезопасить себя от различных негативных факторов, окружающих его - холода, жары, голода, опасных животных и насекомых.

Структура сайта «Выживание в дикой природе» проста и логична, выбрав интересующий раздел, Вы получите полную информацию. Вы найдете на нашем сайте рекомендации и практические советы по выживанию, уникальные описания и фотографии животных и растений, пошаговые схемы ловушек для диких животных, тесты и обзоры туристического снаряжения, редкие книги по выживанию и дикой природе. На сайте также есть большой раздел, посвященный видео по выживанию известных профессионалов-выживальщиков по всему миру.

Основная тема сайта «Выживание в дикой природе» - это быть готовым оказаться в дикой природе и умение выживать в экстремальных условиях.

Яндекс.Метрика
SQL - 40 | 0,187 сек. | 13.88 МБ