Мы идем по берегу вдоль самой воды.
— Сюда, ребята, рюкзаки в одну линейку, вот здесь под деревом. Доставайте топоры, посуду. Быстрее! Тут будет костер,— командует Коля.
Да уж так командует, что приказы летят во все стороны:
— Валентин — за водой, Толик,— подвеску для ведер. Таня, Вера, будете варить. Кто завхоз? Андрей? Выдать им продукты. Остальные все за дровами, быстро.
— Сейчас все сделаем,— откликается Толик.
Нам с тобой за дровами. Пойдем скорей. Ишь, как Коля расшумелся! В общем, правильно все делает, но надо поспокойнее. Ребята уж посмеиваются над ним. И так всегда — чем меньше крика, тем больше авторитета у руководителя. Коля — хороший руководитель, просто ему энергию некуда девать. Но вот он забыл сказать, кто будет разжигать костер. А быстро это сделать не всегда просто. Тем более что ночью прошел дождь.
Ты замечал, наверное, что две-три веточки в палец толщиной, вынутые из костра, горят, если их держать вместе, а по отдельности гаснут. Это потому, что когда они вместе, то друг друга греют и распаляют.
Но почему спичка одна горит? Потому, что это тоненькая щепочка и обычно не круглая, а четырехугольная с ребрышками, и ей легко самое себя разогревать.
Горение зависит от размеров и формы дров. Тонкие щепочки горят в одиночку, хворостины потолще — только две рядом, полешки еще потолще — только по трое будут хорошо гореть, наконец, совсем толстые бревна хорошо горят, когда их четыре, пять, шесть. А если захочешь сделать устойчиво горящий костер из трех больших бревен (или даже из двух), то нужно их особым образом расположить, то есть «построить» костер.
Придуманы различные конструкции костров. Все они основаны на одном и том же принципе: чтобы дрова хорошо друг друга грели.
Для костра подготовь все заранее. Собери пучок тонких сухих веточек толщиной со спичку или чуть толще, но длиннее спички раз в пять. Пучок плотно свяжи посередине проволочкой или на худой конец мокрой веревкой. Лучше всего брать веточки от сухих еловых лап.
Отдельно сложи нарубленные веточки потолще, миллиметров пять толщиной. Их должно быть как можно больше. Отдельно заготовь и полешки толщиной 1—2 сантиметра. Имей сразу некоторый запас бревнышек.
Место для костра расчисти от высокой травы, от горючего лесного сора. Потом возьми пучок, поднеси к его концу спичку. Когда пучок хорошо разгорится, опусти его на несколько тонких веточек, аккуратно положенных на земле наподобие решетки, и поверх тоже положи такие же веточки, штук десять, не больше. Подожди, пока они начнут гореть.
Теперь начинай аккуратно, по одной подкладывать веточки так, чтобы они лежали друг к другу достаточно плотно и, главное, устойчиво. Если костер у тебя развалится, он обязательно погаснет. Затем клади веточки потолще. А потом и бревнышки. Но не спеши, делай так, чтобы новые дрова не придушили огонь.
Конечно, в хвойном лесу в сухую погоду костер можно зажечь каким угодно способом, но под дождем в лиственном лесу сделать это очень трудно. Иногда необходима даже специальная растопка: кусок свечки, комок смолы, сухая береста, в крайнем случае подсолнечное масло. Сливочным маслом разводить костер я не пробовал — дороговато.
А помнишь, у Джека Лондона в рассказе «Костер» одинокий путник погиб потому, что не сумел разжечь огня. Он уже был близок к успеху, но снежный ком, сорвавшийся с дерева, задушил пламя. И человек замерз. Учись разводить костер, не ленись: в жизни это очень пригодится.
Костер горит. А как у нас с дровами? Достаточно ли? Приготовить еду хватит? Смотри: мы с тобой только два раза сходили за дровами, а уже внушительный запас сушняка.
Но когда дров мало, сначала надо все приготовить для варки пищи, а потом уже зажигать огонь.
А что подготовить?
Продукты, воду, подвеску для посуды.
В туристских книжках обычно приводятся многочисленные способы подвески котелков и ведер над костром. Картинками об этом разрисовывают целые страницы. И тут я хорошо понимаю авторов: ведь так приятно придумать еще один способ подвески кастрюль. Это как игра, а проигравшие лишаются обеда. Беда только в том, что играет один, ну двое, а обеда лишаются все. Так что лучше не играть, и если нет цепочки с крючками или остановились на поляне (как мы сейчас), то надежнейшим образом заколотить в землю две здоровенные толстые рогатки из сухостоя. И поглубже. Если земля слишком твердая, то пробить в ней глубокую дырку более тонким колом и лишь потом забивать рогатку. И, забивая, колотить не по самой рогульке, чтобы не расщепить ее, а по пеньку. Если на песке разводим костер, то выкопаем яму и закрепим в ней рогатку камнями. Когда камней нет, заколачивать рогатку приходится на добрый метр. Перекладину сделаем из сырой палки толщиной 7—10 сантиметров. Такая основательность обязательна. Но сейчас в нашей группе это дело поручено Толику. Пойдем посмотрим, как он все оборудовал.
Планы на день
Пока готовится еда, посмотрим на карту. Нам предстоит довольно трудный переход, и нужно тщательно наметить путь.
Вот раздвоенный рог озера Лача, вот точка нашего лагеря. Налево залив, по берегу которого пройдем вверх и где-то в километре отсюда переправимся через речку Вороновку. Недавно прошли дожди, в Вороновке может быть много воды. Не пришлось бы подниматься по ней слишком высоко.
— А что, если идти по этому берегу Вороновки до самых ее верховий? — предлагает Коля.
Такой путь тоже обсуждался, но мне кажется, что интереснее вариант подъема по ручью Рогатому к горе Ключевой — высшей точке района. Гора наверху безлесная, с нее мы далеко увидим… Надо после обеда обсудить оба варианта со всеми ребятами.
— А что, если разделиться на две группы и пойти по разным маршрутам,— предлагает Коля.— Встретимся вечером около озера Вольного?
Хитер: ему хочется повести часть группы самостоятельно — избавиться от моей опеки. Ну, что ж, это вариант возможный, но надо обсудить с ребятами.
Поспела вермишель с тушенкой, и девочки вкусно приправили ее лавровым листом и свежей петрушкой. Потом чай с лимоном, для желающих — со сгущенным молоком. И еще бутерброды с маслом и колбасой, а сахар и хлеб без ограничений.
Мы можем позволить себе такой пир, потому что идем только на два дня. В более длительных походах продукты придется экономить: путь долог, а всю снедь несешь на спине.
Мысль о переходе двумя группами ребята приняли восторженно. Это действительно интересно, хотя и достаточно сложно.
Прежде всего нужно выбрать еще одного руководителя. Я предложил Васю. Он был уже во многих походах, хорошо ориентируется на местности. Все согласились. Вася получил карту, а компас у него свой. Оба руководителя приступили к формированию групп.
Я иду с Васиной группой, а ты с Колей. Может, это и не очень хорошо: и ты в путешествии впервые, и Коля — новичок-руководитель. Но уж очень ему хочется побыть самостоятельным, хотя, кажется, я не слишком докучал ему. Да и тебе, должно быть, надоел мой внимательный глаз.
Разделились по шесть человек, однако все три девочки оказались у нас, а Колина группа — сплошь мужская. И она по этому поводу возликовала. Вася ничего не имел против девочек, но нам надо взять с собой все снаряжение: две палатки, два котелка, два топора — большой и маленький; у нас три спальных мешка, три одеяла, четыре широкие поролоновые подстилки, сорокаметровая капроновая веревка, репшнур и карабины. А двухдневный запас продуктов на шесть человек весит около пятнадцати килограммов. И если учесть, что девочки должны нести гораздо меньше, чем мальчики, то понятно, что группа Васи оказалась несколько перегруженной.
Коля предложил взять часть нашего груза: все равно к вечеру встретимся… Но этого делать нельзя. Каждая группа на всякий случай должна иметь все необходимое.
И участники перераспределились: Таня пойдет с Колиной группой, а Андрей — с нами.