Как мы пойдем дальше? Поднимемся на гору Большую или двинем вдоль озера Вольного и по ручью вверх через урочище Зеленое? Можно так и этак.
Мы идем у самой воды среди берез и сосен, солнце у нас за спиной и слева — время за полдень. Тени деревьев упали вдоль берега, разграничили полосы света. Мы то в тени, то наступаем в ярчайшую зелень травы. Вода, окруженная желтой каймой песка, стала еще синее. Обогнули широкий залив, подошли к ручью. Тогда, оглянувшись назад, видели солнце над другой стороной озерного залива, а вода перестала быть синей, потонула в желтом блеске.
В лесу было зелено, тепло, тихо и жарко. Ветерок сразу погас, натолкнувшись на первые деревья. Только у самой воды до потных лиц доносилась прохлада.
Мы шли, останавливались, купались. И снова шли. И снова купались. Покинули озеро с сожалением, но ручей, по которому начали подниматься, тоже был красив. Скоро долина его сузилась, нас обступили заросли и упавшие деревья. Приходилось перелезать через стволы валежин.
Опять идти тяжело. Опять оттягивают плечи рюкзаки. Стволы высоких деревьев тянутся вверх, на простор, к свету. На коротком привале я посоветовал разуться и опустить ноги в прохладный ручей.
Стоит немного отдохнуть, и начинаешь видеть красоту глухого, заросшего ручья. Лес здесь не такой, как всюду. Он весь замшелый, поражает узкой долиной и какой-то обособленностью. Такие места называют урочищами.
Постепенно долина начала расширяться, из-за деревьев появилось озерко, зажатое стенами леса. И в нем мы искупались, а потом зажгли на берегу небольшой костер. Обед. Остается последний участок «ненаселенки» : от озерка — мы назвали его Лесное — до хутора Красного. Дальше уже дорога. Найти, хутор легко: он стоит на реке, а она как раз поперек нашего движения — хороший линейный ориентир.
Если на линейном ориентире (скажем, на реке) нужно отыскать какую-нибудь точку (поселочек, хутор), то специально допускают «ошибку»: отклоняются в сторону (допустим, влево). Тогда, выйдя на реку, можно точно определить, куда идти берегом. Если же стараться попасть точно на хутор, то можешь выйти к реке, а хутора не обнаружить. И не знаешь, в какую сторону ты отклонился, куда теперь направляться — влево или вправо. Но бывает, что нужно отыскать в глухой местности точечный ориентир (посёлечек среди леса), а линейных ориентиров нет. При больших расстояниях это очень сложная задача.
И вот мы решили потренироваться от Лесного озера пройти точно на хутор Красный.
Прежде всего нам нужно очень точно определить точку старта, для чего мы специально переместились к северному краю озера, к месту впадения ручья. Эта точка- на карте хорошо видна, и от нее мы прочертили две линии: одну — на хутор Красный, другую — параллельно вертикальной линии сетки. Между линиями транспортиром измерили дирекционный угол, а по нему, вычтя магнитное склонение и среднее сближение меридианов, рассчитали магнитный азимут.
Подготовка закончена. Теперь но пройти как можно точнее по прямой линии, ориентируясь по комасу. И все зависит от Коли и его помощника. Коля выбирает помощником тебя: ты быстро бегаешь. Вас обоих мы освободили от тяжелого груза — вам нужно работать налегке.
От озера почти сразу начинается подъем. Коля достал компас и визирует на ориентир — на дальнее, хорошо заметное дерево, расположенное под нужным азимутом. Ты устремляешься вперед. Коля кричит тебе: «Лево, право», выводит тебя на ориентир. Теперь ты берешь свой компас и визируешь дальше, а Коля подбегает к тебе, потом бежит дальше, и ты командуешь: «Лево, право». Так, по очереди, вы намечаете ориентиры по компасу и выводите друг друга на эти ориентиры.
Каждый из вас должен стараться выбирать, во-первых, ориентиры как можно точнее по линии движения, во-вторых, самые дальние ориентиры. Поскольку ориентиры располагаются довольно часто чуть в стороне от линии движения (то есть вы идете с некоторой ошибкой), то нужно «чередовать» эту ошибку, чтобы она была то справа, то слева. Тогда ошибки будут как бы «исправлять» одна другую.
Впереди довольно крутой подъем от озера. Вы стараетесь работать быстро, хотя кусты сильно мешают: приходится продираться сквозь них или обегать стороной, удаляясь от линии движения, а потом снова возвращаться. А мы в это время медленно идем в сторонке, выбирая самый удобный путь, но не теряя вас из вида.
Подъем кончился. Лес стал реже. Часто попадаются хорошо приметные деревья. Тогда Коля, он в данный момент визирует, кричит тебе: «Беги к большой сосне с развилкой!» и указывает на заметное дерево. И вы вместе устремляетесь вперед. Добежали до этого дерева — снова намечаете ориентир. И к нему. Дело пошло быстрее. Мы теперь идем по лесу ускоренным шагом, чтобы не отстать.
Так прошли примерно километр по легкопроходимому лесу, начался спуск в долину реки Семеновки. Теперь я посоветовал вам, прокладчикам маршрута, не спешить, идти с постоянной скоростью, работать тщательно и попробовать по времени и скорости хода прикинуть расстояние. По карте видно, что от начала спуска в долину Семеновки до хутора остается около километра. При той скорости, с которой мы будем двигаться, это займет 20—30 минут.
Если через 30 минут не выйдем на хутор, дальше идти нельзя: нужно разыскивать хутор где-то поблизости.
Определять пройденное расстояние и скорость движения очень трудно. Иногда новички считают свои шаги. Но в лесу на неровной почве, да еще под уклон подсчет шагов мало помогает. А опытный турист обладает особым «чувством скорости и расстояния». Это — результат длительных тренировок, большого опыта хождения с картой. Для приобретения такого опыта всегда нужно на
ходу фиксировать время движения по часам, а когда путь закончен и ты вышел к известной точке, рассчитай, с какой скоростью шел, и запомни условия пути.
Через 20 минут мы действительно вышли к хутору Красному, как раз у крайнего дома со стороны мельницы на реке. Очень точно вы с Колей вывели нас к намеченной точке посередине построек.
У приветливых хозяев хутора купили молока.
Дальше идем по лесной дороге, но теперь уже не цепочкой, а свободным строем — дорога широкая.
— Мы и в большие походы пойдем? — опрашиваешь ты.
— Конечно. Ведь тебе скоро исполнится 14 лет. Значит, с будущего года ты можешь участвовать в длительном спортивном путешествии. Все походы по сложности делятся на пять категорий. В походы первой категории можно идти с 14 лет, второй категории — с 15, третьей — с 16, четвертой — с 18. К пятой категории относятся сложнейшие путешествия, совершаемые только спортсменами с многолетним опытом. Чтобы идти в них, нужно последовательно пройти походы всех категорий сложности — от первой до четвертой. В «пятерках», как их иногда называют туристы, можно участвовать только с 20 лет.
— Значит в 16 и 17 лет можно только в «тройку» ходить. Два раза в одинаковую «тройку»?
— Что значит — в одинаковую? Разве горная «тройка» через высокие снежные перевалы и байдарочный поход по быстрой порожистой горнотаежной реке — одинаковые походы? Больше того, чтобы участвовать в горной «тройке», нужно пройти горные маршруты первой и второй категорий сложности, а для участия в байдарочной «тройке» — байдарочные «единичку» и «двойку». И на все сразу вряд ли хватит времени. Так что возраст тебя не задержит.
— А как выбрать маршрут похода?…