А.Е. Берман “Юный турист”. О выборе спортивного маршрута. Часть 19

лесной маршрутВ каждом маршруте есть «ключе­вое» место, пробуждающее интерес к нему. В спортивных походах оно обычно наиболее труднодостижимое, а может быть, просто самое красивое или привлекающее связанным с ним событием либо своей географией.

Я сейчас говорю о многодневном походе, о длинном маршруте, о целом путешествии. У каждого маршрута есть автор. Маршрут — как бы произведение его, задуманное или уже завершенное.

У каждого автора свой вкус. Мне вот всегда хочется так построить маршрут, чтобы уйти далеко от до­рог, от путей подъезда и там достиг­нуть ключевой точки. А дальше на­чинается, по-моему, самое настоящее — выбраться. Выбраться к лю­дям, транспорту.

Я как-то в течение трех лет стремился к одному удаленному и труднодоступному перевалу. Вообще-то было даже не известно, есть ли там перевал, а если есть, то проходим ли?
На третий год нашей группе удалось его достигнуть и пройти. Мы назвали перевал Студенческим (это было зимой на наши последние студенческие каникулы). Он на Приполярном Урале, в местах безлюдных и суровых, виднеется белой заснеженной седловиной левее горы Манарага, если смотреть на хребет с севера.
С тех пор многие туристы-лыжники прошли через Студенческий. Случалось нашей группе и до того и после проходить впервые разные перевалы. Но все они не привлекли внимания: ими не ходят или ходят редко. А вот Студенческий служит и по сей день ключевой точкой многих туристских походов. Значит, тот маршрут был придуман удачно.

Можно говорить об архитектуре маршрута: его стройности, логичес­кой красоте, естественности. Причем это одинаково относится и к слож­ным маршрутам мастеров, и к про­стым маршрутам начинающих. Они как математические задачки для лю­бого класса: могут быть изящные, остроумные, а бывают громоздкие, глупые.

Больше всего мне нравится линей­ный маршрут — чтобы пройти крат­чайшим путем от точки прибытия к совсем другой транспортной магист­рали. Интересно, например, строить мар­шрут так, чтобы выйти к маленькому местному аэродрому и улететь на са­молете.

Хорошо, когда в середине маршру­та или в последней трети ждешь ка­кого-то события. Например, встречи с другой группой в заранее намечен­ной точке — в глухом лесу, на ручье или даже на горном перевале. Могут в одной точке встречаться две группы, и три, и пять, и все придут с разных сторон.

В комбинированных пеше-водных путешествиях ключевой точкой явля­ется выход на реку, по которой наме­тили плыть, а дальше — самые слож­ные пороги на ней.

В горах часто сложной задачей бывает переправа через бурную реку. Приходится отыскивать место, где она возможна. Иногда для этого нуж­но забраться высоко в верховья реки, к самым ледникам—в больших горах большие реки обычно берут начало из ледников.

Спортивные туристские путешествия в нашей стране с каждым годом все доступнее и взрослым и детям. Управление гражданской авиации предоставляет учащимся половинную скидку на перелеты в осенне-зимнее и весеннее! время. Такую же скидку предоставляет и железная дорога. Дома пионеров, спортивные общест­ва и советы по туризму все чаще ор­ганизуют походы детей в отдаленные и интереснейшие районы нашей стра­ны. Так что, если есть у тебя завет­ная мечта,— добивайся.

—    А нужно ли стремиться приду­мывать обязательно свой новый мар­шрут?

—    Что значит — нужно? Хочет­ся — вот это другое дело.

Хочется пройти никому не известным маршрутом. Азарт исследовате­ля понятен любому путешественнику. Еще не знаешь, что увидишь там, вон за тем холмом, за тем перевалом, ни­кто не может рассказать тебе то, что совсем скоро увидишь собственны­ми глазами. А потом расскажешь всем.

Но осторожно! Знаешь поговор­ку— «изобретать велосипед»? Марш­руты могут быть много раз пройдены, подробно описаны в туристской лите­ратуре и в отчетах-описаниях, кото­рые составляют группы, пройдя по­ход, а ты разрабатываешь его как со­вершенно новый.

Ты скажешь: «Ну и что за беда? Мне-то какое дело — ходили там или нет?» Но представь себе, что в душ­ный жаркий день ты прошел по гни­лому заболоченному лесу усталый, истязаемый полчищами комаров, обойдя красивейшее и хорошо извест­ное озеро, с песчаными сухими бере­гами, просторными пляжами… Глу­пый аскетизм, не правда ли? Если у тебя есть хорошая карта, то озеро на ней обозначено, но ведь не известно: красивое оно или нет? А, может, у не­го берега такие топкие, что и к воде не подойдешь. Не по всякой карте это можно понять.

Не изучив материалы о маршруте, ты можешь пройти мимо интересней­шей старой часовни, затерянной в глухом лесу, мимо какой-нибудь ме­стной достопримечательности, извест­ной на другом конце света. А ты про­топал мимо и никогда уже не уви­дишь, не испытаешь радости общения с редким, красивым, труднодоступ­ным. А может быть, ты будешь идти через заросли рядом с хорошей доро­гой. Или, наоборот, проскочишь на попутной машине по шоссе там, где хорошо бы свернуть в лес, богатый ягодами и грибами. Дело в том, что самому невозможно всю землю разве­дать, да и какой толк изобретать в наше время всем известные велоси­педы?

Надо стремиться изучить еще, что известно о районе и о маршруте. По разным книгам, картам, описаниям, из бесед с туристами. Полезно заранее написать письма людям, которые живут там, куда ты собрался: ребя­там в сельскую школу, Дом пионеров; спросить совета в выборе маршрута, узнать о местном транспорте. С таки­ми вопросами в письмах можно обра­щаться и к взрослым: в сельсоветы, в Дома культуры, да и вообще к са­мым разным людям.

После тщательного изучения рай­она наносим на карту все известные маршруты. Очертим места скучные, малоинтересные, особо выделим уча­стки, которые нас заинтересовали, но о которых мы не нашли подробных сведений. Может быть, это массив ле­са, протянувшийся на десятки кило­метров, и нет в нем ни дорог, ни се­лений. Может, озеро, где не бывают рыбаки и туристы. Может, старое, давно заброшенное селение. Может, истоки всем известной реки, но никто не знает, как она начинается. А мо­жет, самая высокая точка обширного района или, наоборот, самая низкая точка впадины, расположенной ниже уровня моря.

Но разрабатывать путь к ключе­вой точке маршрута еще рано. Надо проверить, не фальшивая ли она. И снова начинается сбор сведений, но уже более узко, целенаправ­ленно.

Когда я отправлялся в свои пер­вые лыжные походы в Заполярье, то, выбрав Кольский полуостров, стал изобретать там новые, свои, маршру­ты, такие, чтобы были подальше от широко известных Хибинских гор.

И только на третий год, в третий поход, я отправился, наконец, в Хи­бины и понял тогда, что это настоя­щая жемчужина Кольского, встречи с которой я совершенно неразумно себя лишал.

Наверное, с общеизвестных инте­реснейших мест и следовало бы на­чинать всем. Но что мы можем поде­лать с нашей извечной и неразумной страстью с первых шагов искать но­вое! Потому-то мы и путешествен­ники.

Сделаем уступки этой страсти. Только не упорствуй в ней бесконеч­но долго.

Есть в нашей стране места и объ­екты всем известные, часто посещае­мые и от этого совсем не менее инте­ресные. Как и знаменитые книги, они не подвержены капризам моды. Не сторонись их, смири гордость перво­открывателя, наслаждайся тем, что всеми признано не случайно.

Но вот, наконец, наши симпатии определились. Настало время конструировать маршрут.

Начинаем с изучения путей подъ­езда к району, самых удобных, бы­стрых, недорогих. Здесь мы будем решать увлекательные комбинации с пересадками, минутами, часами и руб­лями.

А может быть, тебе придет в го­лову отыскать в этом районе такие пути подхода, где старый, отживший свой век паровозик тянет маленькие вагончики по узкоколейному рельсо­вому пути. И ветви деревьев дрему­чего леса заглядывают в открытые окошки вагон;

Или, если ты идешь в байдарочный поход и у тебя «неподъемный» груз, то к воде можешь подкатить не ав­тобусом по шоссе и не грузовиком по дороге, а через болота и по старым, ушедшим в землю и заросшим травами деревянным дорогам повезешь свой груз на лошадях, запряженных не в колесные телеги — колеса увязнут в болотах,— а в зимние сани-розвальни. А старый дед-возница бу­дет учить тебя обращаться с лошадь­ми, и ты быстро научишься все де­лать сам.

Конструируя маршрут, рассчитывая его по дням и по километрам, постарайся устроить так, чтобы к самой интересной точке подойти после самых трудных переходов. Чтобы она была не в начале и не в самом конце похода, а приблизительно после двух третей пути.

Зачем? Это один из тех вопросов, на которые не нужно отвечать, даже если можно было бы ответить. Вот пройдешь несколько дальних походов и убедишься сам.

Сколько же километров планировать на день? Вспомним свои коротенькие одно-, двух- и трехдневные походы. Вспомним, сколько километ­ров было пройдено в разные дни и какой была тогда наша усталость.

В дальнем походе норма километ­ража может колебаться от 10 до 25 километров в день.

Но 25 километров для новичков— это почти крайний случай. Столько можно идти лишь тогда, когда в рюк­заках небольшой груз, а после подоб­но перехода обычно устраивают дневку. Большие переходы не плани­руются заранее, а получаются сами по себе. Бывает ведь, что группа вдруг «разошлась» — идти легко, весело и не хочется останавливаться. В азар­те проходят и больше 25 километров. В этом случае не стоит педантично придерживаться плана. Более того, может быть, такой стихийный марш-бросок оставит самые лучшие воспо­минания из всего похода.

Но если хотя бы одному человеку идти вдруг стало тяжело, продолжать движение нельзя. Придется остано­виться на длительный привал или на ночлег, даже в неудобном месте. Но учти, что, если уставшего человека разгрузить или совсем освободить от рюкзака, лучше ему от этого не ста­нет. Моральная травма, которую на­носят человеку, признавая его сла­бым, не прибавит ему новых сил. Ко­нечно, уставшего нужно разгрузить, если рюкзак ему действительно тяжел (о чем он должен сказать сам, не стесняясь), но все равно немедлен­но надо выбирать место для ночлега. И даже если тебе кажется, что человек лодырничает, не ругай его и не заставляй идти. Этим принесешь вред группе. Всем будет неприятно. А вдруг ты ошибся, и человеку действительно плохо? Представь, что самому почему-то тоскливо и тяжело, а тебя еще начинают ругать. Если хочешь приободрить уставшего, то поставь себя на его место и подумай: что бы тебе было приятно услышать от друзей.

Таким психологическим приемом — поставить себя на место другого — должен постоянно пользоваться в походе каждый (в обычной жизни тоже): руководитель по отношению к участнику и участник по отношению к руководителю и к дру­гому участнику.

Поход — не только школа экспе­диционных навыков, но и школа общения с людьми. Если ты будешь обдумывать свои отношения с людь­ми, которые идут, трудятся и отды­хают с тобой вместе, и непрерывно будешь думать о том как сделать им приятнее, интересней и легче поход, то самообучение в «школе общения» станет захватывающе интересным. Запомни, что дважды, триждь1 мож­но простить нытика, лентяя растяпу и снова взять его в поход, но хама, считающего себя существом исклю­чительным, радующегося случаю возвыситься за счет неудачи другого, надо гнать. На первой же встречной транспортной магистрали… Потому что хамство — это самое страшное.

От планировки дневного километ­ража мы незаметно перешли к про­исшествиям и настроениям, которые могут возникнуть на маршруте. Это получилось как бы случайно, но на самом деле это логичный переход, потому что настроение людей опре­деляет их возможности и даже в большей степени, чем физическая тренированность.

Комментарии закрыты.

Сайт «Выживание в дикой природе», рад видеть Вас. Если Вы зашли к нам, значит хотите получить полную информацию о выживании в различных экстремальных условиях, в чрезвычайных ситуациях. Человек, на протяжении всего развития, стремился сохранить и обезопасить себя от различных негативных факторов, окружающих его - холода, жары, голода, опасных животных и насекомых.

Структура сайта «Выживание в дикой природе» проста и логична, выбрав интересующий раздел, Вы получите полную информацию. Вы найдете на нашем сайте рекомендации и практические советы по выживанию, уникальные описания и фотографии животных и растений, пошаговые схемы ловушек для диких животных, тесты и обзоры туристического снаряжения, редкие книги по выживанию и дикой природе. На сайте также есть большой раздел, посвященный видео по выживанию известных профессионалов-выживальщиков по всему миру.

Основная тема сайта «Выживание в дикой природе» - это быть готовым оказаться в дикой природе и умение выживать в экстремальных условиях.

SQL - 64 | 0,213 сек. | 18.42 МБ