А.Е. Берман “Юный турист”. Пеший поход с картой по реке. Часть 5

А.Е. Берман “Юный турист”. Пеший поход с картой по реке. Часть 5Правильно уложенный рюкзак хо­рошо сидит на спине, но укладка должна быть тщательной, что требует аккуратности и довольно продолжи­тельного времени.

Прежде всего нужно плотно на­бить нижние углы рюкзака, к кото­рым присоединяются лямки. В них помещаются мешочки с крупами и другим плотным, но мягким грузом. Если в углы загоняются мешочки с сахаром или другой жесткий груз, то он должен находиться сбоку и не доставать до спины. Если не плотно заполнить углы, лямки вытягивают их, рюкзак укорачивается по высоте и, увеличиваясь в толщину, отходит от спины.

Вдоль    спинки   рюкзака   обычно укладывают спальный мешок, но можно уложить и жесткие предметы, лишь бы спинка приобрела вогнутую форму и не было выступающих углов. Например, можно уложить вдоль спинки большие овальные котелки или пару цилиндрических ведер.

Остальное пространство заполняет­ся возможно плотнее по принципу: тяжелые предметы — ниже и ближе к спине. Объемными вещами (одеж­да, мешок с сухарями и пр.) нужно стремиться, во-первых, максимально увеличить высоту рюкзака, а во-вто­рых, прижать тяжелый груз к его спинке.

Стремись уложить рюкзак так, чтобы он был плоским и высоким. Палатку лучше пристегнуть снизу, а веревку заложить под клапан рюкзака.

Каждое утро укладывать рюкзак приходится заново, даже если ничего из общественного груза на ночевке не понадобилось. Виной тому спаль­ный мешок, уложенный вдоль спины, вынимая который, нарушаешь всю укладку.

Содержимое рюкзака может состо­ять из множества предметов самой разной формы, жесткости, веса, и на­ивыгоднейшее расположение их — непростая задача.

В общем-то, стремление упростить укладку привело к появлению стан­кового рюкзака, в котором груз давит не на спину человека, а на легкий металлический (деревянный, пласт­массовый) каркас, опирающийся на спину широкими, туго натянутыми ремнями.

В карманах рюкзака и сверху нужно расположить предметы, кото­рые понадобятся в пути: фонари, ру­кавицы, нож, спички, продукты для перекуса на короткой остановке. Если предполагается переправа, то верев­ку удобно сразу пристегнуть под клапан. Если собирается дождь, то и плащ стоит поместить так же.

Хорошо и быстро уложить рюк­зак — целое искусство. Некоторые овладевают им сразу, а кое-кто никак не может научиться. Но жизнь в кон­це концов заставит, потому что с плохо уложенным рюкзаком не ходьба, а мучение. На первых порах не стес­няйся, попроси, чтобы тебе уложил рюкзак опытный турист, ты же смот­ри и учись.

Пеший поход с картой по реке

Встретились мы на вокзале рано, а в семь часов уже отправился поезд. Опоздавших не было. Их ни­когда не бывает, если известно, что ждать не будут.

Ровно через 1 час 55 минут поезд подошел к платформе Соть — вот она на карте в квадрате 10-74. Это ты легко найдешь: видишь сверху, на обрезе карты, цифра 10, а слева — 74. Теперь нам чуть меньше километ­ра до пристани — она на левом бере­гу реки, в квадрате 09-74. Правый и левый берега определяются, если стать лицом по течению.

Когда мы находимся на берегу, определить направление течения про­сто — по плывущим предметам. На карте же приходится ставить стрел­ку — она чуть левее пристани в квад­рате 08-74, а цифра 0,1 показывает скорость течения: 0,1 метра в секун­ду. В квадрате 14-68 та же цифра — значит, течение ровное, без резких ускорений. Во всяком случае, на этом участке. Такая скорость невелика, не спешит река.

Но нам надо поторапливаться: до пристани 1 километр, а до отправле­ния парохода — 15 минут. Вроде бы успеем: 4 километра в час — нор­мальная скорость для пешехода, од­нако и время на «разгон» необходи­мо: надеть рюкзаки, построиться, пе­ресчитаться — все ли 12 человек тут? Вот минута-другая и прошла — пока стоишь, время летит быстро.

Значит, потребуется нам скорость не 4, а все 5 километров в час. Да еще рюкзаки… Не будь до пристани хорошей дороги —не успеть…

Успели. Теперь на палубе парохо­да можно отдышаться. Пароход боль­шой, трехпалубный, старый. Собст­венно говоря, теперь это уже тепло­ход, потому что освободили его от котлов, паровой машины и поставили дизель. Но старые гребные колеса остались. Потому-то есть в нем что-то доброе, уютное, неторопливое. Тебе эти колеса, наверное, не нравятся, не­современно, а мне они напоминают детство.

Сегодня ты идешь в свой первый поход. Ты у нас новичок, поэтому тебе я буду рассказывать и о том, что другие уже знают. Впрочем, в группе у нас еще один «новичок» — руково­дитель Коля. Мне ему тоже придется помогать, но только в случае крайней необходимости. А так пусть сам ищет решение — на его счету уже около десятка небольших походов.

С палубы хорошо видна местность по обеим сторонам реки и сама река. Только что проехали под двумя мо­стами — шоссейным и железнодорож­ным, по которому ехали на поезде.

Дальше на карте через реку нане­сен пунктир, что значит перевоз: где-то тут должна быть лодка с пере­возчиком. А зачем тут перевоз? Что­бы из Ивановки, что на правом бере­гу, добираться до хуторов Иванов­ских — на левом. Ивановка — боль­шая деревня. На карте возле нее сто­ит «88 СС». Иными словами в ней 88 домов и сельсовет. На Ивановских хуторах всего 10 домов или даже просто построек — сараи, хлева. Нам они не столь и важны. А вот в Ива­новке, где сельсовет,— и телефон есть, и медпункт, по всей вероятнос­ти. Вот это — важно!

На правой береговой линии ма­ленький кружочек и синяя цифра 108,9 — высота уровня реки в метрах над уровнем моря. Если вниз по реке пробежим глазами до квадрата 14-68, то увидим цифру 108,1. Значит, на этом расстоянии уровень реки пони­зился на 80 сантиметров.

Много еще всяких цифр на карте. Мы их постепенно разберем и на­учимся таким образом читать карту.

От мостов мы удалились километ­ра на два. На глаз расстояние над водой трудно определить, а по карте легко. Вот справа от нас обрывистый берег (на карте вдоль него зубчатая коричневая линия), а слева — поло­гий песчаный (и на карте точками песок нарисован). Еще немного — и слева вольется в нашу Соть речка Тихая. Мы где-то у самого поворота. Посмотри: внизу карты указан ее масштаб 1 : 50 000. Это значит, что в сантиметре карты поместилось 50 000 сантиметров местности (то есть 500 метров). Измерим линейкой рас­стояние по карте до моста. Чуть больше 4 сантиметров получилось. Кстати, на нашей карте можно и без линейки обойтись, ведь на нее нане­сена сетка. Расстояние между линия­ми сетки 2 сантиметра, или 1 ки­лометр на местности. Но река идет наискосок, и потому расстояние чуть больше.

Нашу карту называют «пятисотметровкой», или «полукилометров­кой», кому как хочется. Но теперь, услышав такое название, ты будешь знать, что оно означает. Есть карты «километровки» (масштаб их 1 : 100 000, то есть в 1 сантиметре 1 ки­лометр), «трехкилометровки», «пяти­километровки», «десятикилометров­ки» и так далее. А в каком-нибудь небольшом атласе ты можешь даже на одной странице увидеть целое зем­ное полушарие. Тут масштаб гигант­ский — 1 : 150 000 000, то есть в 1 сантиметре 1500 километров земной поверхности.

Но пока мы с тобой рассуждали, теплоход миновал устье речки Тихой, и слева открылся берег, низкий, очень зеленый — это, конечно, болото.

А где же озеро Щучье, что в квад­рате 13-74? Озеро мы, пожалуй, не увидим, потому что высоты нам не хватает: с самолета или с вершины холма увидели бы, а с теплохода нет.

Обернись скорее — теплоход наш поворачивает вправо, и за поворотом сейчас скроется мост. Теперь мы можем точно определить, где плывем. Давай карандаш и линейку. Вот мимо этого обрыва только что видели лево­бережный край моста. Так и прочер­тим линию: от моста по касательной к правому выступу берега, а мы на середине реки.

Теперь можем и скорость теплохо­да определить. Сейчас 9 часов 35 ми­нут. А под мостом проплыли в 9.20. Получается, за 15 минут прошли 3 километра, а за час — 12. Не быстро!

Здесь обозначены ширина реки (285 метров), глубина (4,8 метра), а П — песчаный грунт дна. Глубоко, на мель не сядем.

На берегу слева — смешанный лес, а на карте в квадрате 14-72 снова формула: два топографических знака, тебе, наверное, знакомы по школьной географии; надпись уточняет породу деревьев — сосна и дуб.

Чуть ниже в том же квадрате си­няя точка (источник) и цифра высо­ты над уровнем моря — 134 метра. Мы можем кое-что узнать про этот безымянный ручеек, начинающийся здесь и впадающий в Соть чуть впе­реди. Уровень реки тут примерно 108,5 метра (помнишь: в квадрате 11-73 уровень был 108,9, в квадрат 14-68 уже 108,1, мы находимся где-то посередине). Теперь от 134 отнимем 108,5. Значит, вода примерно за 1,5 километра (посмотри на квадраты 14-72  и   13-71)  опускается  на  25,5  метра. Наверное, ручеек оживленный, но все зависит от количества воды. Если бы Соть шла с таким уклоном, то это был бы грозный горный поток, с порогами и водопадами.

Мы проплыли дальше. И опять слева высокий холм. Цифра на карте обозначает высоту — 237,3 метра. Вы­читаем из нее высоту уровня реки (приблизительно 108,3 метра) и полу­чаем 129 метров. Между этой высо­той и рекой множество извилистых коричневых линий. Внизу карты на­писано: «Сплошные горизонтали про­ведены через 10 метров». Это как раз относится к коричневым линиям.

Горизонтали — словно ступеньки лестницы. Все они одинаковой высо­ты, но расстояние между ними раз­ное. Если ступени широкие — лест­ница пологая, а если узкие — крутая. В действительности склон, как ты видишь, совсем не ступенчатый, но линии горизонталей позволяют его наглядно изобразить на плоском ли­сте бумаги, определить его крутизну, узнать высоту в любой точке. Раз уровень реки 108 метров (с несколь­кими сантиметрами), то первая ко­ричневая линия прошла там, где бе­рег поднялся на 110 метров, вторая — на высоте 120, третья — 130 и так далее. Кроме сплошных горизонталей есть еще и прерывистые, пунктирные (например, в квадрате 15-70 у самой высоты 237,3): они проведены не через 10, а через 5 метров. Благодаря им мы можем, даже не глядя на ме­стность, только по карте установить: там, где горизонтали собрались вме­сте, расположились тесно друг к дру­гу, подъем крутой, а где они далеко друг от друга — подъем пологий.

Но и холмы и впадины изобража­ются совершенно одинаково — замк­нутыми линиями одна в другой. И поди разберись, прибавляется высота или убывает. Чтобы такой путаницы не произошло, на отдельных горизон­талях проставлены маленькие штри­хи — бергштрихи (горные — в пере­воде с немецкого). Они показывают, куда потечет вода, если ее вылить на склон. Например, в квадрате 17-70 у цифры 223,7 бергштрихи проставлены на наружной стороне горизон­талей — это холм. А в самом углу карты, в квадрате 18-67, бергштрихи внутри — это впадина.

Вот тебе самые начальные сведе­ния по карте, чтобы время в пути скоротать. Водный наш путь уже кон­чается. Видишь впереди пристань Каменную, а перед нею паром. На нем мы переправимся на левый берег. Посмотри, как устроен паром. Баржа ходит по тросу, натянутому над во­дой, а когда нужно пройти судну по реке, трос опускается в воду — ло­жится на дно. Сейчас паромщик его «утопит», чтобы нас пропустить. Опустил, и на семафорном столбе поднялся знак — путь открыт. А ну-ка дружно крикнем паромщику: «По-до-жди-те нас! По-до-жди-те нас!» И с реки после молчания (пока звук долетел) доносится: «Дава-а-й!»

Пристань приближается: плаваю­щий дебаркадер, и на деревянной его стене надпись — «Каменная».

—    Слушай, Коля, это не наша остановка, нам на каменной, а эта явно деревянная. Вот и мелом смот­ри написано: «Не верь глазам сво­им»,— говорит кто-то из ребят.

—    Скорее, скорее, не забывайте рюкзаки! — кричит Коля: ему не до шуток.

Взглянем на часы: 10 часов 15 минут — прибыли точно. Мы бежим по берегу к парому. Паромщик ждет. Потом он поднимает на семафорной мачте новый сигнал. Трос натягива­ется, появляется из воды, и мы от­плываем.

Наш маршрут

Он пересекает угол глухого меж­дуречья с водораздельным хребтом между реками Сотью и Орляной.

Междуречье (само слово говорит за себя) — местность, заключенная между двумя реками. Хребет, прохо­дящий между ними, является водо­раздельным. Вся дождевая вода и вода источников в конце концов те­чет либо в Соть, либо в Орляну, в зависимости от того, с каких склонов скатывается. И потому склоны мы различаем — принадлежащие бассейну Соти или бассейну Орляны. Та вода, которая попадает в Сакмару, все равно принадлежит Орляне: Сакмара ведь в нее впадает. Но это уже за пределами нашей карты, или, как говорят, за обрезом карты.

Сам хребет пропилен вдоль узкой котловиной реки Сакмары с цепью озер: Вольное, Долгое, Холодное.

Нам предстоит подняться на за­падную часть хребта, спуститься в котловину и переправиться через Сакмару. Эта переправа может ока­заться сложной: река хоть и не ши­рокая, но глубокая, быстрая. Не при­шлось бы делать большой крюк — обходить по истокам. После пере­правы надо подняться на восточную часть хребта и через верховья рек Губановки и Семеновки (на карте не подписана, расположена к северу от Губановки) выйти к деревне Костино на реке Орляне; там есть автомо­бильная дорога, по которой мы вер­немся на автобусе завтра вечером.

лены на наружной стороне горизон­талей — это холм. А в самом углу карты, в квадрате 18-67, бергштрихи внутри — это впадина.

Вот тебе самые начальные сведе­ния по карте, чтобы время в пути скоротать. Водный наш путь уже кон­чается. Видишь впереди пристань Каменную, а перед нею паром. На нем мы переправимся на левый берег. Посмотри, как устроен паром. Баржа ходит по тросу, натянутому над во­дой, а когда нужно пройти судну по реке, трос опускается в воду — ло­жится на дно. Сейчас паромщик его «утопит», чтобы нас пропустить. Опустил, и на семафорном столбе поднялся знак — путь открыт. А ну-ка дружно крикнем паромщику: «По-до-жди-те нас! По-до-жди-те нас!» И с реки после молчания (пока звук долетел) доносится: «Дава-а-й!»

Пристань приближается: плаваю­щий дебаркадер, и на деревянной его стене надпись — «Каменная».

Слушай, Коля, это не наша остановка, нам на каменной, а эта явно деревянная. Вот и мелом смот­ри написано: «Не верь глазам сво­им»,— говорит кто-то из ребят.

Скорее, скорее, не забывайте рюкзаки! — кричит Коля: ему не до шуток.

Взглянем на часы: 10 часов 15 минут — прибыли точно. Мы бежим по берегу к парому. Паромщик ждет. Потом он поднимает на семафорной мачте новый сигнал. Трос натягива­ется, появляется из воды, и мы от­плываем.

Наш маршрут

Он пересекает угол глухого меж­дуречья с водораздельным хребтом между реками Сотью и Орляной.

Междуречье (само слово говорит за себя) — местность, заключенная между двумя реками. Хребет, прохо­дящий между ними, является водо­раздельным. Вся дождевая вода и вода источников в конце концов те­чет либо в Соть, либо в Орляну, в зависимости от того, с каких склонов скатывается. И потому склоны мы различаем — принадлежащие бассей-

Комментарии закрыты.

Метки:

Сайт «Выживание в дикой природе», рад видеть Вас. Если Вы зашли к нам, значит хотите получить полную информацию о выживании в различных экстремальных условиях, в чрезвычайных ситуациях. Человек, на протяжении всего развития, стремился сохранить и обезопасить себя от различных негативных факторов, окружающих его - холода, жары, голода, опасных животных и насекомых.

Структура сайта «Выживание в дикой природе» проста и логична, выбрав интересующий раздел, Вы получите полную информацию. Вы найдете на нашем сайте рекомендации и практические советы по выживанию, уникальные описания и фотографии животных и растений, пошаговые схемы ловушек для диких животных, тесты и обзоры туристического снаряжения, редкие книги по выживанию и дикой природе. На сайте также есть большой раздел, посвященный видео по выживанию известных профессионалов-выживальщиков по всему миру.

Основная тема сайта «Выживание в дикой природе» - это быть готовым оказаться в дикой природе и умение выживать в экстремальных условиях.

SQL - 64 | 0,225 сек. | 18.48 МБ