Правильно уложенный рюкзак хорошо сидит на спине, но укладка должна быть тщательной, что требует аккуратности и довольно продолжительного времени.
Прежде всего нужно плотно набить нижние углы рюкзака, к которым присоединяются лямки. В них помещаются мешочки с крупами и другим плотным, но мягким грузом. Если в углы загоняются мешочки с сахаром или другой жесткий груз, то он должен находиться сбоку и не доставать до спины. Если не плотно заполнить углы, лямки вытягивают их, рюкзак укорачивается по высоте и, увеличиваясь в толщину, отходит от спины.
Вдоль спинки рюкзака обычно укладывают спальный мешок, но можно уложить и жесткие предметы, лишь бы спинка приобрела вогнутую форму и не было выступающих углов. Например, можно уложить вдоль спинки большие овальные котелки или пару цилиндрических ведер.
Остальное пространство заполняется возможно плотнее по принципу: тяжелые предметы — ниже и ближе к спине. Объемными вещами (одежда, мешок с сухарями и пр.) нужно стремиться, во-первых, максимально увеличить высоту рюкзака, а во-вторых, прижать тяжелый груз к его спинке.
Стремись уложить рюкзак так, чтобы он был плоским и высоким. Палатку лучше пристегнуть снизу, а веревку заложить под клапан рюкзака.
Каждое утро укладывать рюкзак приходится заново, даже если ничего из общественного груза на ночевке не понадобилось. Виной тому спальный мешок, уложенный вдоль спины, вынимая который, нарушаешь всю укладку.
Содержимое рюкзака может состоять из множества предметов самой разной формы, жесткости, веса, и наивыгоднейшее расположение их — непростая задача.
В общем-то, стремление упростить укладку привело к появлению станкового рюкзака, в котором груз давит не на спину человека, а на легкий металлический (деревянный, пластмассовый) каркас, опирающийся на спину широкими, туго натянутыми ремнями.
В карманах рюкзака и сверху нужно расположить предметы, которые понадобятся в пути: фонари, рукавицы, нож, спички, продукты для перекуса на короткой остановке. Если предполагается переправа, то веревку удобно сразу пристегнуть под клапан. Если собирается дождь, то и плащ стоит поместить так же.
Хорошо и быстро уложить рюкзак — целое искусство. Некоторые овладевают им сразу, а кое-кто никак не может научиться. Но жизнь в конце концов заставит, потому что с плохо уложенным рюкзаком не ходьба, а мучение. На первых порах не стесняйся, попроси, чтобы тебе уложил рюкзак опытный турист, ты же смотри и учись.
Пеший поход с картой по реке
Встретились мы на вокзале рано, а в семь часов уже отправился поезд. Опоздавших не было. Их никогда не бывает, если известно, что ждать не будут.
Ровно через 1 час 55 минут поезд подошел к платформе Соть — вот она на карте в квадрате 10-74. Это ты легко найдешь: видишь сверху, на обрезе карты, цифра 10, а слева — 74. Теперь нам чуть меньше километра до пристани — она на левом берегу реки, в квадрате 09-74. Правый и левый берега определяются, если стать лицом по течению.
Когда мы находимся на берегу, определить направление течения просто — по плывущим предметам. На карте же приходится ставить стрелку — она чуть левее пристани в квадрате 08-74, а цифра 0,1 показывает скорость течения: 0,1 метра в секунду. В квадрате 14-68 та же цифра — значит, течение ровное, без резких ускорений. Во всяком случае, на этом участке. Такая скорость невелика, не спешит река.
Но нам надо поторапливаться: до пристани 1 километр, а до отправления парохода — 15 минут. Вроде бы успеем: 4 километра в час — нормальная скорость для пешехода, однако и время на «разгон» необходимо: надеть рюкзаки, построиться, пересчитаться — все ли 12 человек тут? Вот минута-другая и прошла — пока стоишь, время летит быстро.
Значит, потребуется нам скорость не 4, а все 5 километров в час. Да еще рюкзаки… Не будь до пристани хорошей дороги —не успеть…
Успели. Теперь на палубе парохода можно отдышаться. Пароход большой, трехпалубный, старый. Собственно говоря, теперь это уже теплоход, потому что освободили его от котлов, паровой машины и поставили дизель. Но старые гребные колеса остались. Потому-то есть в нем что-то доброе, уютное, неторопливое. Тебе эти колеса, наверное, не нравятся, несовременно, а мне они напоминают детство.
Сегодня ты идешь в свой первый поход. Ты у нас новичок, поэтому тебе я буду рассказывать и о том, что другие уже знают. Впрочем, в группе у нас еще один «новичок» — руководитель Коля. Мне ему тоже придется помогать, но только в случае крайней необходимости. А так пусть сам ищет решение — на его счету уже около десятка небольших походов.
С палубы хорошо видна местность по обеим сторонам реки и сама река. Только что проехали под двумя мостами — шоссейным и железнодорожным, по которому ехали на поезде.
Дальше на карте через реку нанесен пунктир, что значит перевоз: где-то тут должна быть лодка с перевозчиком. А зачем тут перевоз? Чтобы из Ивановки, что на правом берегу, добираться до хуторов Ивановских — на левом. Ивановка — большая деревня. На карте возле нее стоит «88 СС». Иными словами в ней 88 домов и сельсовет. На Ивановских хуторах всего 10 домов или даже просто построек — сараи, хлева. Нам они не столь и важны. А вот в Ивановке, где сельсовет,— и телефон есть, и медпункт, по всей вероятности. Вот это — важно!
На правой береговой линии маленький кружочек и синяя цифра 108,9 — высота уровня реки в метрах над уровнем моря. Если вниз по реке пробежим глазами до квадрата 14-68, то увидим цифру 108,1. Значит, на этом расстоянии уровень реки понизился на 80 сантиметров.
Много еще всяких цифр на карте. Мы их постепенно разберем и научимся таким образом читать карту.
От мостов мы удалились километра на два. На глаз расстояние над водой трудно определить, а по карте легко. Вот справа от нас обрывистый берег (на карте вдоль него зубчатая коричневая линия), а слева — пологий песчаный (и на карте точками песок нарисован). Еще немного — и слева вольется в нашу Соть речка Тихая. Мы где-то у самого поворота. Посмотри: внизу карты указан ее масштаб 1 : 50 000. Это значит, что в сантиметре карты поместилось 50 000 сантиметров местности (то есть 500 метров). Измерим линейкой расстояние по карте до моста. Чуть больше 4 сантиметров получилось. Кстати, на нашей карте можно и без линейки обойтись, ведь на нее нанесена сетка. Расстояние между линиями сетки 2 сантиметра, или 1 километр на местности. Но река идет наискосок, и потому расстояние чуть больше.
Нашу карту называют «пятисотметровкой», или «полукилометровкой», кому как хочется. Но теперь, услышав такое название, ты будешь знать, что оно означает. Есть карты «километровки» (масштаб их 1 : 100 000, то есть в 1 сантиметре 1 километр), «трехкилометровки», «пятикилометровки», «десятикилометровки» и так далее. А в каком-нибудь небольшом атласе ты можешь даже на одной странице увидеть целое земное полушарие. Тут масштаб гигантский — 1 : 150 000 000, то есть в 1 сантиметре 1500 километров земной поверхности.
Но пока мы с тобой рассуждали, теплоход миновал устье речки Тихой, и слева открылся берег, низкий, очень зеленый — это, конечно, болото.
А где же озеро Щучье, что в квадрате 13-74? Озеро мы, пожалуй, не увидим, потому что высоты нам не хватает: с самолета или с вершины холма увидели бы, а с теплохода нет.
Обернись скорее — теплоход наш поворачивает вправо, и за поворотом сейчас скроется мост. Теперь мы можем точно определить, где плывем. Давай карандаш и линейку. Вот мимо этого обрыва только что видели левобережный край моста. Так и прочертим линию: от моста по касательной к правому выступу берега, а мы на середине реки.
Теперь можем и скорость теплохода определить. Сейчас 9 часов 35 минут. А под мостом проплыли в 9.20. Получается, за 15 минут прошли 3 километра, а за час — 12. Не быстро!
Здесь обозначены ширина реки (285 метров), глубина (4,8 метра), а П — песчаный грунт дна. Глубоко, на мель не сядем.
На берегу слева — смешанный лес, а на карте в квадрате 14-72 снова формула: два топографических знака, тебе, наверное, знакомы по школьной географии; надпись уточняет породу деревьев — сосна и дуб.
Чуть ниже в том же квадрате синяя точка (источник) и цифра высоты над уровнем моря — 134 метра. Мы можем кое-что узнать про этот безымянный ручеек, начинающийся здесь и впадающий в Соть чуть впереди. Уровень реки тут примерно 108,5 метра (помнишь: в квадрате 11-73 уровень был 108,9, в квадрат 14-68 уже 108,1, мы находимся где-то посередине). Теперь от 134 отнимем 108,5. Значит, вода примерно за 1,5 километра (посмотри на квадраты 14-72 и 13-71) опускается на 25,5 метра. Наверное, ручеек оживленный, но все зависит от количества воды. Если бы Соть шла с таким уклоном, то это был бы грозный горный поток, с порогами и водопадами.
Мы проплыли дальше. И опять слева высокий холм. Цифра на карте обозначает высоту — 237,3 метра. Вычитаем из нее высоту уровня реки (приблизительно 108,3 метра) и получаем 129 метров. Между этой высотой и рекой множество извилистых коричневых линий. Внизу карты написано: «Сплошные горизонтали проведены через 10 метров». Это как раз относится к коричневым линиям.
Горизонтали — словно ступеньки лестницы. Все они одинаковой высоты, но расстояние между ними разное. Если ступени широкие — лестница пологая, а если узкие — крутая. В действительности склон, как ты видишь, совсем не ступенчатый, но линии горизонталей позволяют его наглядно изобразить на плоском листе бумаги, определить его крутизну, узнать высоту в любой точке. Раз уровень реки 108 метров (с несколькими сантиметрами), то первая коричневая линия прошла там, где берег поднялся на 110 метров, вторая — на высоте 120, третья — 130 и так далее. Кроме сплошных горизонталей есть еще и прерывистые, пунктирные (например, в квадрате 15-70 у самой высоты 237,3): они проведены не через 10, а через 5 метров. Благодаря им мы можем, даже не глядя на местность, только по карте установить: там, где горизонтали собрались вместе, расположились тесно друг к другу, подъем крутой, а где они далеко друг от друга — подъем пологий.
Но и холмы и впадины изображаются совершенно одинаково — замкнутыми линиями одна в другой. И поди разберись, прибавляется высота или убывает. Чтобы такой путаницы не произошло, на отдельных горизонталях проставлены маленькие штрихи — бергштрихи (горные — в переводе с немецкого). Они показывают, куда потечет вода, если ее вылить на склон. Например, в квадрате 17-70 у цифры 223,7 бергштрихи проставлены на наружной стороне горизонталей — это холм. А в самом углу карты, в квадрате 18-67, бергштрихи внутри — это впадина.
Вот тебе самые начальные сведения по карте, чтобы время в пути скоротать. Водный наш путь уже кончается. Видишь впереди пристань Каменную, а перед нею паром. На нем мы переправимся на левый берег. Посмотри, как устроен паром. Баржа ходит по тросу, натянутому над водой, а когда нужно пройти судну по реке, трос опускается в воду — ложится на дно. Сейчас паромщик его «утопит», чтобы нас пропустить. Опустил, и на семафорном столбе поднялся знак — путь открыт. А ну-ка дружно крикнем паромщику: «По-до-жди-те нас! По-до-жди-те нас!» И с реки после молчания (пока звук долетел) доносится: «Дава-а-й!»
Пристань приближается: плавающий дебаркадер, и на деревянной его стене надпись — «Каменная».
— Слушай, Коля, это не наша остановка, нам на каменной, а эта явно деревянная. Вот и мелом смотри написано: «Не верь глазам своим»,— говорит кто-то из ребят.
— Скорее, скорее, не забывайте рюкзаки! — кричит Коля: ему не до шуток.
Взглянем на часы: 10 часов 15 минут — прибыли точно. Мы бежим по берегу к парому. Паромщик ждет. Потом он поднимает на семафорной мачте новый сигнал. Трос натягивается, появляется из воды, и мы отплываем.
Наш маршрут
Он пересекает угол глухого междуречья с водораздельным хребтом между реками Сотью и Орляной.
Междуречье (само слово говорит за себя) — местность, заключенная между двумя реками. Хребет, проходящий между ними, является водораздельным. Вся дождевая вода и вода источников в конце концов течет либо в Соть, либо в Орляну, в зависимости от того, с каких склонов скатывается. И потому склоны мы различаем — принадлежащие бассейну Соти или бассейну Орляны. Та вода, которая попадает в Сакмару, все равно принадлежит Орляне: Сакмара ведь в нее впадает. Но это уже за пределами нашей карты, или, как говорят, за обрезом карты.
Сам хребет пропилен вдоль узкой котловиной реки Сакмары с цепью озер: Вольное, Долгое, Холодное.
Нам предстоит подняться на западную часть хребта, спуститься в котловину и переправиться через Сакмару. Эта переправа может оказаться сложной: река хоть и не широкая, но глубокая, быстрая. Не пришлось бы делать большой крюк — обходить по истокам. После переправы надо подняться на восточную часть хребта и через верховья рек Губановки и Семеновки (на карте не подписана, расположена к северу от Губановки) выйти к деревне Костино на реке Орляне; там есть автомобильная дорога, по которой мы вернемся на автобусе завтра вечером.
лены на наружной стороне горизонталей — это холм. А в самом углу карты, в квадрате 18-67, бергштрихи внутри — это впадина.
Вот тебе самые начальные сведения по карте, чтобы время в пути скоротать. Водный наш путь уже кончается. Видишь впереди пристань Каменную, а перед нею паром. На нем мы переправимся на левый берег. Посмотри, как устроен паром. Баржа ходит по тросу, натянутому над водой, а когда нужно пройти судну по реке, трос опускается в воду — ложится на дно. Сейчас паромщик его «утопит», чтобы нас пропустить. Опустил, и на семафорном столбе поднялся знак — путь открыт. А ну-ка дружно крикнем паромщику: «По-до-жди-те нас! По-до-жди-те нас!» И с реки после молчания (пока звук долетел) доносится: «Дава-а-й!»
Пристань приближается: плавающий дебаркадер, и на деревянной его стене надпись — «Каменная».
— Слушай, Коля, это не наша остановка, нам на каменной, а эта явно деревянная. Вот и мелом смотри написано: «Не верь глазам своим»,— говорит кто-то из ребят.
— Скорее, скорее, не забывайте рюкзаки! — кричит Коля: ему не до шуток.
Взглянем на часы: 10 часов 15 минут — прибыли точно. Мы бежим по берегу к парому. Паромщик ждет. Потом он поднимает на семафорной мачте новый сигнал. Трос натягивается, появляется из воды, и мы отплываем.
Наш маршрут
Он пересекает угол глухого междуречья с водораздельным хребтом между реками Сотью и Орляной.
Междуречье (само слово говорит за себя) — местность, заключенная между двумя реками. Хребет, проходящий между ними, является водораздельным. Вся дождевая вода и вода источников в конце концов течет либо в Соть, либо в Орляну, в зависимости от того, с каких склонов скатывается. И потому склоны мы различаем — принадлежащие бассей-