А.Е. Берман “Юный турист”. Спальный мешок и коврик. Часть 24

А.Е. Берман “Юный турист”. Спальный мешок и коврик. Часть 24К зимнему мешку по сравнению с летним предъявляются дополни­тельные требования.

Он обязательно должен быть мно­гоместным: на двоих, троих, четве­рых. Можно соорудить даже на ше­стерых, но тогда это должен быть хо­роший пуховый мешок. Иначе его не удобно носить — слишком боль­шой и тяжелый получается тюк. Мно­гоместный мешок теплее одноместно­го и дает экономию в весе. Можно соединить несколько одноместных мешков с длинными разъемными мол­ниями. Есть в продаже мешки, кото­рые специально приспособлены для такого соединения.

Мешок на двоих, троих легко сшить из двух больших ватных оде­ял. Если одеяла недостаточно вели­ки, чтобы укрыть головы, или люди слишком высокие, то для ночлега сле­дует запастись теплой шапкой-ушан­кой.

Вторая особенность зимнего меш­ка, рассчитанного на серьезные моро­зы, в том, что он двухслойный, то есть мешок в мешке. Каждый слой нетолстый, но между наружным и внутренним прослойка воздуха, кото­рая делает мешок теплее. Кроме то­го, такой мешок в разобранном виде легче сушить. Двухслойный мешок можно сделать из двух слоев летних мешков или наружный слой шьется из теплых шерстяных одеял.

Спальный мешок ни в коем слу­чае не должен быть тесным. Некото­рые думают, что в тесном мешке теп­лее, но это не так: ведь в тесноте ты лежишь в неудобной позе, кровообра­щение нарушается, ноги и руки зате­кают и мерзнут. Кроме того, мешок, сильно натянутый на выступающих частях тела, сплющится и совсем не будет греть.

Однажды мы оказались в походе с тесными мешками — девять человек на два трехместных мешка. Один из нас по очереди дежурил у костра, а остальные пытались уснуть. Ударил сильный мороз, спать в мешках ста­ло так холодно, что дежурный у ко­стра с удовольствием отдыхал и ото­гревался после такого спанья. Очень быстро начали появляться доброволь­ные «помощники» дежурного. И вот когда у костра стали дежурить по трое, остальные шестеро смогли спать нормально и в тепле.

Самая грубая ошибка — стремле­ние облегчить мешок за счет его уменьшения. Пусть лучше мешок бу­дет тоньше, но совершенно простор­ный.

Надувные матрацы неудобны в зимнем походе. Они тяжелы, наду­вать их трудно, в них скапливается влага, которую вдуваешь вместе с воздухом. Во время сильных морозов они могут потрескаться и начнут мед­ленно пропускать воздух. Заклеить их невозможно, приходится через каждый час или два просыпаться и поддувать матрац.

Пластмассовые надувные матра­цы тоже не надежны: в сильный мо­роз твердеют и рвутся. Кроме того, требуют специальной подстилки, ина­че их можно проткнуть ветвями ниж­него настила. А прямо на снегу они скользят и разъезжаются.

Лучше поролоновые подстилки, но пористый поролон впитывает вла­гу, и его необходимо заправлять в по­лиэтиленовый чехол, а чехол, в свою очередь, надо беречь от разрывов и проколов, к тому же он скользкий.

Иное дело — твердый пенопласт. Он не впитывает влагу — можешь хоть в луже спать, если, конечно, глу­бина ее меньше толщины пенопласта. Но пенопласт жесткий, его не свер­нешь, а листы пенопласта переносить неудобно.

Путешественники придумали под­стилки-циновки, состоящие из узких пенопластовых дощечек. Не знаю, ко­му первому пришла в голову эта ве­ликолепная идея, но подстилка получилась идеальная. И сразу же появи­лось множество различных конструк­ций циновок. Каждый путешествен­ник стремился придумать свою и, ко­нечно, считал ее лучше остальных. Я тоже придумал свою конструкцию и тоже думаю, что она, скажем так, не хуже других.

Это — матерчатый пенал, сшитый из тонкого парашютного капрона, легкого и прочного материала. Но пе­нопластовые дощечки вставляю не в каждую ячейку пенала, а через одну. Дощечки должны входить довольно плотно, но не туго и передвигаться при энергичном встряхивании. Таким образом, моя циновка состоит из двух рядов дощечек. Если ты пользуешься такой циновкой в одиночку, то пере­гибаешь ее по серединному шву и помещаешь дощечки одного ряда в промежутки между до­щечками другого ряда. Получается сплошная циновка.

Собираясь в путь, я разворачи­ваю циновку, дощечки складываю в две гармошки и сцепляю их резино­выми кольцами. Получается неболь­шой прямоугольный тюк, который подцепляется к кольцам и пряжкам рюкзака на резинках с карабинчиками.

Если ты хочешь объединить две циновки, то, взяв каждую из них за край, сильно встряхиваешь, чтобы се­рединная щель сомкнулась. После этого накладываешь одну циновку на другую и получаешь из двух решетча­тых одну сплошную, широкую, боль­шую, на два человека.

Если хочешь соединить несколько циновок, то складываешь их, как по­казано на рисунке. При этом с боков получаются решетчатые полосы, но это не мешает спящим с краю, так как и без этих полос места вполне хватает.

У этой конструкции есть и недо­статок: циновка фактически состоит из четырех слоев капрона. Весит кап­рон мало, но расход ткани получается вдвое больший, чем в других конст­рукциях. Зато пользоваться цинов­ками удобно, и нигде нет никаких щелей. Если тебе эта конструкция не нравится, придумай свою — конечно, самую лучшую

Я советую сделать короткие цинов­ки, а под ноги и голову подкладывать всякие лесные деревяшки и по­ходное снаряжение.

Пенопласт должен быть легким и прочным. Есть сверхлегкий пено­пласт «Мипора», но он непрочен. Есть и очень прочные пенопласты, но они тяжелы. Нужен промежуточный ва­риант: посоветуйся с опытными ту­ристами, они тебе покажут и помо­гут  достать подходящий   материал.

Режут пенопласт при помощи про­волоки, раскаленной электрическим током. Для этого нужно иметь ЛАТР (лабораторный автотрансформатор). Он наверняка есть в физическом ка­бинете школы.

Возьми проволоку от спирали электроплитки (всего один метр) и со­оруди специальный станок. На дере­вянном столе закрепи два металличес­ких стержня (хотя бы гвозди вбей) и опорную скобу. На них натяни прово­локу на высоте полутора сантиметров от стола, а на свободный ее конец по­весь груз для натяжения.

Проводами подключи проволоку к ЛАТРу. Поставь ЛАТР на ноль и включи его в сеть. Но предварительно попроси учителя физики проверить собранную тобой схему. Осторожно увеличивая напряжение, добейся сла­бого красного свечения проволоки. Те­перь ровно двигай на проволоку ку­сок пенопласта и отрежь от него пластинку толщиной в полтора сан­тиметра. Только нужно взять пено­пласт толщиной не менее 10 санти­метров.

Но почему бы не соединить наглу­хо (или разборно) мешок с подстил­кой? Как было бы просто: кинул та­кой мешок прямо на снег и ложись спать. Но, во-первых, если мешок с капюшоном, тебе придется навсегда отказаться от возможности поспать на боку; во-вторых, усложнится кон­струкция мешка, а мешок и без того имеет много сложных и нерешенных проблем. В общем, я тебе не советую соединять мешок с подстилкой — пусть существуют по отдельности.

Комментарии закрыты.

Сайт «Выживание в дикой природе», рад видеть Вас. Если Вы зашли к нам, значит хотите получить полную информацию о выживании в различных экстремальных условиях, в чрезвычайных ситуациях. Человек, на протяжении всего развития, стремился сохранить и обезопасить себя от различных негативных факторов, окружающих его - холода, жары, голода, опасных животных и насекомых.

Структура сайта «Выживание в дикой природе» проста и логична, выбрав интересующий раздел, Вы получите полную информацию. Вы найдете на нашем сайте рекомендации и практические советы по выживанию, уникальные описания и фотографии животных и растений, пошаговые схемы ловушек для диких животных, тесты и обзоры туристического снаряжения, редкие книги по выживанию и дикой природе. На сайте также есть большой раздел, посвященный видео по выживанию известных профессионалов-выживальщиков по всему миру.

Основная тема сайта «Выживание в дикой природе» - это быть готовым оказаться в дикой природе и умение выживать в экстремальных условиях.

SQL - 64 | 0,252 сек. | 18.4 МБ