А теперь поговорим о злости, страхе, доброте и уверенности в себе. Эти ощущения, или, вернее, настроения, так тесно связаны друг с другом, что этого зачастую не осознаешь. Например, с остервенением рубишь дерево тупым топором: что это — рабочий азарт? Нет, скорее злоба на то, что топор тупой, а дерево твердое. Такое состояние близко к паническому страху: «Рубишь, рубишь, а конца работе не видно».
Необходимо контролировать себя. Нужно уметь взглянуть на себя со стороны, взглянуть весело: «Вот,мол, стоит какой-то смешной человечек, у него в руках тупой топор, а он злится».
Состояние страха многогранно. Иногда оно проявляется простейшим образом: отец Федор из книги Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» от страха залез на неприступную скалу.
А в практике горных походов бывает, что от страха начинают спускаться по слишком трудной скале.
Гораздо сложнее вплетаются страх и злость в твое настроение, когда чувствуешь, что виноват, но не признаешься себе в этом, потому что боишься потерять веру в себя, прийти к мысли, что ты человек трусоватый, несобранный, нечеткий, ненадежный.
Но тут тебя должна спасти старая добрая мысль, которую давно изобрело человечество: «Если я в состоянии понять свою вину и свою слабость,— значит я достаточно силен». Действительно, человек, который в состоянии трезво оценить свои поступки, может быть за себя спокоен.
Но ты даже не представляешь, как трудно этого достигнуть. Каждый из нас совершает ошибки, и подчас настолько часто, что становится даже страшно. И появляется желание ошибок не замечать.
Так создается чувство непогрешимости, чувство абсолютной уверенности в своей правоте, которое не терпит разумных доводов другой стороны. Не в силах убедить логикой, такие люди обычно злятся на своих оппонентов, а злоба — плохой советчик в походной обстановке. Таких людей переделать трудно. Но к ним нужно относиться по-доброму, как к больным. И ни в коем случае не выбирать их в руководители, несмотря на то что они часто бывают активными, способными, энергичными, могут сделать больше других.
Есть и другие люди: оНи нередко всем мешают, говорят глупости. Над ними смеются, но они не перестают суетиться в безнадежных попытках завоевать уважение. Эти люди тоже страшатся осознать свое поражение, хотя в отличие от первых чувствуют свою неправоту. Они обидчивы, однако быстро отходят. Сознательно никому не делают зла, но, суетясь, могут навредить. К такому человеку прояви большую доброту и ты вылечишь его, а он станет тебе преданным другом.
Если же сам угадаешь в себе человека, который не в силах завоевать уважение окружающих, может быть, нужно сменить круг товарищей. Но уже с новыми веди себя откровеннее, скромнее, спокойно признавай ошибки. И думай не о внешнем впечатлении, которое производишь, а о деле, которое делаешь. Это беспроигрышная позиция. Только нужно уметь найти хороших людей, которые ценят не слово,а дело.
Самое сложное заключается в том, что в каждом из нас заложены черты разных типов людей. И каждому из нас легко скатиться в ту или иную крайность. Контролируй себя.
В яростном споре (и кто еще поручится, что ты прав), обретая сомнительную победу, огорчаешь собеседника. Антуан де Сент-Экзюпери, знаменитый летчик и писатель, считал, что в мире единственная настоящая роскошь — роскошь человеческих отношений. В походах это, безусловно, так: никто не может уйти, мы целыми сутками вместе и привязаны друг к другу (иногда буквально веревкой). Ничто нам не приносит столько радости, как добрые отношения.
Но бывает трудно, часто не выдерживают нервы. Кроме того, попадаются люди эгоистичные, слабые духом. И когда «прижмет», возникает распря. Вот тут-то и подстерегают опасности: горные пропасти, пороги рек, пурга.
— А что делать, если кто-нибудь неправ?
— Если это важный вопрос, от которого зависит безопасность или интересы многих людей, добейся правильного решения, не выпячивая, однако, своей правоты. Умолчи совсем о том, что прав именно ты, ибо самая страшная неправота в нежелании изжить ссору. Люди спорят до хрипоты, выясняя, кто прав, вместо того, чтобы каждому про себя решить, что нужно сделать, чтобы обида и злость утихли.
Поэтому, когда кто-то с кем-то повздорил или зреет в людях глухая взаимная неприязнь, соберитесь все вместе и сообща уничтожьте «микроб вражды».
Этого можно достигнуть всегда, если не ущемлять ни в ком человеческого достоинства.