А.Е. Берман “Юный турист”. Ледники. Часть 33

ледники в горахТы идешь по снежному плато, приближаешься к обрыву, выходишь к вершине снежного гребня. Остере­гайся: он может висеть над пусто­той.

Снежные карнизы обширными балконами выступают над пропастя­ми. Снизу они хорошо видны, а свер­ху можно незаметно выйти на такой карниз и упасть вместе с ним.

Но и снизу карнизы опасны. Па­дая на крутые снежные склоны, они могут вызвать лавины. Да и само па­дение карниза — грозный обвал: ведь это сотни и тысячи тонн снега.

Карнизы обрушиваются от силь­ного ветра, от дождя, пропитавшего и утяжелившего снег, процессов ис­парения и конденсации в толще сне­га, о которых мы уже говорили. Час­то рушатся карнизы и во время сне­гопадов: ветер наметает на них но­вый груз снега.

Сугробы всегда образуются за пре­пятствиями, которые нарушают вет­ровой поток. Когда ты пойдешь в сложные лыжные походы, то заме­тишь, что снежный сугроб во время пурги образуется не перед палаткой со стороны ветра, а за палаткой. В горах края плато и гребни — это препятствия для ветра, а карнизы — висячие сугробы.

Когда приближаешься к карнизу сверху, его легко принять за начало пологого снежного склона.

Карниз скрывает обрыв, делает его совершенно невидимым. Это бы­вает, когда взгляд, скользя мимо бе­зукоризненно белого края карниза, уходит в глубину, а там, внизу, снеж­ный склон тоже белый, ровный, глад­кий и без камней. Этот склон глубоко внизу, а нам кажется, что он рядом, что он начинается у нас под нога­ми — коварный обман зрения.

Столь опасный эффект особенно часто возникает при ярком, но рассе­янном солнечном освещении: при «мягком» свете, когда попадаешь в тонкое легкое облачко, насквозь про­низанное солнечными лучами. «Мяг­кий» этот свет потому, что не дает теней. Тени пропадают, остаются только два цвета: белый — цвет сне­га и черный — камней. Это «белая мгла».

Как-то зимой в горах, стоя на чис­том снежном склоне лицом к долине, я вдруг увидел далеко внизу малень­кий черный прямоугольник и поду­мал, что это трактор. Я очень четко видел его далеко внизу.

Я показал на него товарищу, а он ничего не увидел. Я разозлился: как можно не заметить, когда так хорошо видно! Некоторое время мы препира­лись, пока выяснилось, что я показы­ваю на лежащий в трех шагах от нас пустой спичечный коробок — мой то­варищ только что выкинул его.

Случай этот безобидный, но иногда приближаешься к обрыву и внезапно с удивлением узнаешь об этом только потому, что вдруг увидел далеко вни­зу след — борозду от упавшего камня.

В «белую мглу» даже самые хоро­шие очки с темными стеклами плохо помогают. В крайнем случае можно разведать путь, закидывая вперед на веревке какой-нибудь предмет.

Но основная гарантия безопаснос­ти в горах — внимательное хожде­ние в связке и отличное владение тех­никой страховки.

Ледники

Снег, пролежавший все лето, ста­новится твердым и жестким — это фирн. В больших горах встречаются целые поля, наклонные или почти плоские, целые квадратные километ­ры фирна. Сверху на него выпадает новый снег. К середине следующего лета и он превратится в фирн. А ста­рый фирн остался внизу, никуда он не пропадает.

Что же произойдет? Фирновое по­ле будет становиться все выше и выше?

Нет, выше оно не станет. В безвет­ренную тихую погоду снег ложится легким пухом и кубический дециметр такого снега весит всего 50 граммов.

Стоит снегу полежать несколько ча­сов, как он начинает уплотняться и весит уже 150 граммов на куби­ческий дециметр. А бывает, что силь­ный ветер уплотняет снег сразу до 200 и даже до 250 граммов. На таком снегу почти не остается следов. Ле­том, намокая днем и замерзая ночью, снег еще больше уплотняется. Теперь его удельный вес доходит до полу-килограмма на кубический дециметр. Он уже в десять раз тяжелее и плот­нее снежного пуха.

Теперь легко подсчитать, что ес­ли за зиму выпало 2 метра легкого снега, то этот же снег к середине ле­та будет толщиной всего 20 сантимет­ров. В действительности же еще мень­ше, потому что часть снега испарит­ся: снег и лед в сухой морозный день (когда низкая относительная влаж­ность) испаряются.

Предположим, что к концу лета осталось 10 сантиметров снега от пре­дыдущей зимы. Этот слой ушел под новый зимний снег и практически больше испаряться не будет. За де­сять лет накопится десять слоев сне­га, которые составят… Какую толщи­ну? Один метр?

Нет, меньше, потому что нижние слои, испытывая давление верхних, продолжают уплотняться. Уже 700 и 800 граммов и даже больше будет весить кубический дециметр глубин­ного снега. Только он уже не снег, а лед. Ведь снег — это угловатые ле­дяные кристаллики, рыхло уложен­ные, а между ними — воздух. Если снег в течение длительного времени сильно сжимать, кристаллики уплот­нятся и срастутся. Толщина такого слоя льда уже не 10 сантиметров,, а около 6.

Годовые слои льда можно ясно ви­деть там, где обрушиваются ледники, где от них отламываются глыбы льда. Иногда такие «осколочки» — величиной с двухэтажный дом, а на месте откола образуются ледяные сте­ны высотой с десятиэтажный и выше. И всюду хорошо видны слои… Потому что на каждый годовой слой летом ветер приносит пыль. Только глубоко в толще ледника слои уже от времени стираются и лед становится монолитным, чистым, голубым и зе­леноватым.

Но что происходит дальше со сне­гом и льдом?

Весной в морозную ночь можно проделать несложный опыт. Возьмем сосульку подлиннее и укрепим ее на улице горизонтально или наклонно. Поближе к ее тонкому концу приве­сим груз потяжелее, но примерно вдвое легче того, который сломал со­сульку. Оставим это сооружение на всю ночь, а утром увидим, что со­сулька стала кривой: груз согнул ее.

Лед под нагрузкой подвержен пла­стическим деформациям. Он течет, как очень густая и очень вязкая жид­кость. Если лед сильно сжать в сосу­де из толстой брони с отверстием в стенке, то он будет медленно выте­кать из отверстия. Но давление долж­но быть огромным, иначе ждать при­дется, пожалуй, тысячу лет.

Под фирновыми полями и под слоями льда развивается огромное давление, потому что груз сверху значительный. На перевальных плос­ких седловинах и на обширных по­логих склонах толщина льда дости­гает десятков и даже сотен метров. А на ледяных куполах острова Грен­ландия — еще больше. Но самые тол­стые массивы льда в Антарктиде: свыше четырех километров толщины.

Но и десятков метров на переваль­ной седловине хватает, чтобы лед медленно выдавливался снизу и сте­кал по обе стороны перевала по скло­нам. Так зарождаются ледники.

Чем круче склоны, тем скорее вы­текают ледники, тем быстрее лед уходит с перевала.- Если же вдруг пойдут один за другим годы с не­обычно обильными снегопадами, го толщина снега и льда на перевале возрастет, давление внизу увеличит­ся, и лед начнет быстрее выдавли­ваться. Поэтому от снега перевалы не становятся выше.

Ледники образуются не только на перевалах, но и на пологих склонах, на куполообразных вершинах и в цирках. Со склонов горы Эльбрус сте­кает 77 ледников.

Ледник движется, ползет вниз. Голова его внизу, а хвост наверху. Голова, которую называют языком ледника, тает, хвост в области пита­ния непрерывно нарастает. А по лед­нику против его движения поднима­ются туристы и альпинисты. Потому что по этой ледяной дороге часто пролегает самый удобный путь.

Леднику на его собственном пути встречаются препятствия. Выползая из кара, он вынужден прыгать вниз с высокого скального уступа, а наты­каясь на неровности дна долины, при­останавливается и под напором расту­щего хвоста вспухает, утолщается. Иногда, наоборот, он растягивается, потому что голову снизу подмыло и она заскользила вперед. На крутых участках долин, на перегибах ледник тоже растягивается и так сильно, что совсем разламывается. Разломы ледника (ледниковые тре­щины) — основное препятствие для туристов и альпинистов.

Трещины глубоки. Настоящие про­пасти высотой с десятиэтажный дом и даже выше. Сравнение с десяти­этажным домом встречается у нас не первый раз, и оно не случайно: име­ется в виду высота 30 метров — кри­тическая для ледяных образований. На глубине 30 метров давление та­ково, что лед течет и трещины смы­каются, а ледяные столбы и стены выжимают из-под себя свой фунда­мент. Конечно, треснуть ледник мо­жет и на всю толщину, скажем на 200 метров вглубь уйдет провал, но через несколько лет на глубине 30 метров трещина сомкнётся.

Особенно коварны ледники, зак­рытые сверху снегом. Их так и назы­вают — «закрытые ледники». На них трещины не видны: идет человек спо­койно по снежному полю, потом раз… и пропал. На месте его исчезновения зияет в снегу маленькое черное от­верстие, а дна нет.

Но упавший в трещину шел по лед­нику в связке со своими друзьями: они шли втроем или вчетвером, на расстоянии 10—15 метров друг от друга. Первый в связке шел без за­паса веревки, остальные держали в руке по два-три метровых ее кольца. Когда первый провалился, идущий за ним зажал веревку в руке и удер­жал упавшего. Обычно это легко уда­ется, потому что веревка врезается в снег на краю трещины и тормозится.

Но то же самое трение веревки о край трещины не дает поднять вися­щего внизу. Для подъема человека из трещины нужна очень большая сила и разработаны специальные приемы. Этих приемов много, они интересны, иногда очень остроумны, и ты с удо­вольствием и с пользой в будущем узнаешь о них.

Когда ледник подползает к обры­ву, то нависает над пропастью, вре­мя от времени глыбами весом в сот­ни _ тонн откалывается и падает. Грохот ледяных обвалов прокатыва­ется по горам. Внизу глыбы накапли­ваются, давят друг на друга, снова спрессовываются, смерзаются, превра­щаются в новый ледник, и он ползет дальше. Верхний ледник называют висячим, а нижний — возрожден­ным. Понятно, что стоять под язы­ком висячего ледника нельзя.

Толстый мощный ледник может затопить обрыв непрерывной ледяной массой. Но ледник вынужден сильно изгибаться и, разламываясь во мно­гих местах трещинами, образует ги­гантскую ледяную лестницу. Ступени ее время от времени обрушиваются. От них остаются столбы и башни. На солнце они подтаивают, и получаются острые высокие зубья — сераки.

Рваные крутые участки ледников называют ледопадами. Ледопады бывают очень большими. Иногда они тя­нутся на километры. Ледник подчас от языка до самых истоков изуродо­ван ледопадами, и сам он — сплош­ной ледопад. А по бокам его могут быть такие сложные скальные стены, что к перевалу приходится идти че­рез Ледопад.

В лабиринте трещин, ступеней и сераков трудно отыскать путь. Иног­да труднее, чем преодолеть сложней­шую скальную стену. В ледопадах можно заблудиться: войдешь, а вый­ти назад не можешь — путь всюду прегражден. На ледопадах замечают дорогу, чтобы в крайнем случае вер­нуться по своим следам. Проходить ледопады стараются утром, пока солн­це не нагрело льды.

Если ледник засыпан снегом, то широкие трещины все равно зияют, но через них есть снежные мосты. По таким мостам переползают по оче­реди, очень осторожно и с надежной страховкой.

Бывают ледники относительно бе­зопасные для прохождения. Это, как правило, открытые ледники: с них стаял снег, и трещины хорошо вид­ны. К тому же трещин может быть совсем мало. По таким ледникам час­то прокладывают маршруты для на­чинающих туристов. Опытные инст­рукторы намечают путь, маркируют его деревянными вехами. Нужно чет­ко придерживаться этого пути и на всякий случай идти в связках. Тогда ледник превращается в удобную до­рогу, ведущую к перевалу.

А на большой высоте по ледни­кам, засыпанным толстым слоем сне­га, с удовольствием спускаются гор­нолыжники.

Комментарии закрыты.

Сайт «Выживание в дикой природе», рад видеть Вас. Если Вы зашли к нам, значит хотите получить полную информацию о выживании в различных экстремальных условиях, в чрезвычайных ситуациях. Человек, на протяжении всего развития, стремился сохранить и обезопасить себя от различных негативных факторов, окружающих его - холода, жары, голода, опасных животных и насекомых.

Структура сайта «Выживание в дикой природе» проста и логична, выбрав интересующий раздел, Вы получите полную информацию. Вы найдете на нашем сайте рекомендации и практические советы по выживанию, уникальные описания и фотографии животных и растений, пошаговые схемы ловушек для диких животных, тесты и обзоры туристического снаряжения, редкие книги по выживанию и дикой природе. На сайте также есть большой раздел, посвященный видео по выживанию известных профессионалов-выживальщиков по всему миру.

Основная тема сайта «Выживание в дикой природе» - это быть готовым оказаться в дикой природе и умение выживать в экстремальных условиях.

SQL - 64 | 0,279 сек. | 15 МБ