Ты идешь по снежному плато, приближаешься к обрыву, выходишь к вершине снежного гребня. Остерегайся: он может висеть над пустотой.
Снежные карнизы обширными балконами выступают над пропастями. Снизу они хорошо видны, а сверху можно незаметно выйти на такой карниз и упасть вместе с ним.
Но и снизу карнизы опасны. Падая на крутые снежные склоны, они могут вызвать лавины. Да и само падение карниза — грозный обвал: ведь это сотни и тысячи тонн снега.
Карнизы обрушиваются от сильного ветра, от дождя, пропитавшего и утяжелившего снег, процессов испарения и конденсации в толще снега, о которых мы уже говорили. Часто рушатся карнизы и во время снегопадов: ветер наметает на них новый груз снега.
Сугробы всегда образуются за препятствиями, которые нарушают ветровой поток. Когда ты пойдешь в сложные лыжные походы, то заметишь, что снежный сугроб во время пурги образуется не перед палаткой со стороны ветра, а за палаткой. В горах края плато и гребни — это препятствия для ветра, а карнизы — висячие сугробы.
Когда приближаешься к карнизу сверху, его легко принять за начало пологого снежного склона.
Карниз скрывает обрыв, делает его совершенно невидимым. Это бывает, когда взгляд, скользя мимо безукоризненно белого края карниза, уходит в глубину, а там, внизу, снежный склон тоже белый, ровный, гладкий и без камней. Этот склон глубоко внизу, а нам кажется, что он рядом, что он начинается у нас под ногами — коварный обман зрения.
Столь опасный эффект особенно часто возникает при ярком, но рассеянном солнечном освещении: при «мягком» свете, когда попадаешь в тонкое легкое облачко, насквозь пронизанное солнечными лучами. «Мягкий» этот свет потому, что не дает теней. Тени пропадают, остаются только два цвета: белый — цвет снега и черный — камней. Это «белая мгла».
Как-то зимой в горах, стоя на чистом снежном склоне лицом к долине, я вдруг увидел далеко внизу маленький черный прямоугольник и подумал, что это трактор. Я очень четко видел его далеко внизу.
Я показал на него товарищу, а он ничего не увидел. Я разозлился: как можно не заметить, когда так хорошо видно! Некоторое время мы препирались, пока выяснилось, что я показываю на лежащий в трех шагах от нас пустой спичечный коробок — мой товарищ только что выкинул его.
Случай этот безобидный, но иногда приближаешься к обрыву и внезапно с удивлением узнаешь об этом только потому, что вдруг увидел далеко внизу след — борозду от упавшего камня.
В «белую мглу» даже самые хорошие очки с темными стеклами плохо помогают. В крайнем случае можно разведать путь, закидывая вперед на веревке какой-нибудь предмет.
Но основная гарантия безопасности в горах — внимательное хождение в связке и отличное владение техникой страховки.
Ледники
Снег, пролежавший все лето, становится твердым и жестким — это фирн. В больших горах встречаются целые поля, наклонные или почти плоские, целые квадратные километры фирна. Сверху на него выпадает новый снег. К середине следующего лета и он превратится в фирн. А старый фирн остался внизу, никуда он не пропадает.
Что же произойдет? Фирновое поле будет становиться все выше и выше?
Нет, выше оно не станет. В безветренную тихую погоду снег ложится легким пухом и кубический дециметр такого снега весит всего 50 граммов.
Стоит снегу полежать несколько часов, как он начинает уплотняться и весит уже 150 граммов на кубический дециметр. А бывает, что сильный ветер уплотняет снег сразу до 200 и даже до 250 граммов. На таком снегу почти не остается следов. Летом, намокая днем и замерзая ночью, снег еще больше уплотняется. Теперь его удельный вес доходит до полу-килограмма на кубический дециметр. Он уже в десять раз тяжелее и плотнее снежного пуха.
Теперь легко подсчитать, что если за зиму выпало 2 метра легкого снега, то этот же снег к середине лета будет толщиной всего 20 сантиметров. В действительности же еще меньше, потому что часть снега испарится: снег и лед в сухой морозный день (когда низкая относительная влажность) испаряются.
Предположим, что к концу лета осталось 10 сантиметров снега от предыдущей зимы. Этот слой ушел под новый зимний снег и практически больше испаряться не будет. За десять лет накопится десять слоев снега, которые составят… Какую толщину? Один метр?
Нет, меньше, потому что нижние слои, испытывая давление верхних, продолжают уплотняться. Уже 700 и 800 граммов и даже больше будет весить кубический дециметр глубинного снега. Только он уже не снег, а лед. Ведь снег — это угловатые ледяные кристаллики, рыхло уложенные, а между ними — воздух. Если снег в течение длительного времени сильно сжимать, кристаллики уплотнятся и срастутся. Толщина такого слоя льда уже не 10 сантиметров,, а около 6.
Годовые слои льда можно ясно видеть там, где обрушиваются ледники, где от них отламываются глыбы льда. Иногда такие «осколочки» — величиной с двухэтажный дом, а на месте откола образуются ледяные стены высотой с десятиэтажный и выше. И всюду хорошо видны слои… Потому что на каждый годовой слой летом ветер приносит пыль. Только глубоко в толще ледника слои уже от времени стираются и лед становится монолитным, чистым, голубым и зеленоватым.
Но что происходит дальше со снегом и льдом?
Весной в морозную ночь можно проделать несложный опыт. Возьмем сосульку подлиннее и укрепим ее на улице горизонтально или наклонно. Поближе к ее тонкому концу привесим груз потяжелее, но примерно вдвое легче того, который сломал сосульку. Оставим это сооружение на всю ночь, а утром увидим, что сосулька стала кривой: груз согнул ее.
Лед под нагрузкой подвержен пластическим деформациям. Он течет, как очень густая и очень вязкая жидкость. Если лед сильно сжать в сосуде из толстой брони с отверстием в стенке, то он будет медленно вытекать из отверстия. Но давление должно быть огромным, иначе ждать придется, пожалуй, тысячу лет.
Под фирновыми полями и под слоями льда развивается огромное давление, потому что груз сверху значительный. На перевальных плоских седловинах и на обширных пологих склонах толщина льда достигает десятков и даже сотен метров. А на ледяных куполах острова Гренландия — еще больше. Но самые толстые массивы льда в Антарктиде: свыше четырех километров толщины.
Но и десятков метров на перевальной седловине хватает, чтобы лед медленно выдавливался снизу и стекал по обе стороны перевала по склонам. Так зарождаются ледники.
Чем круче склоны, тем скорее вытекают ледники, тем быстрее лед уходит с перевала.- Если же вдруг пойдут один за другим годы с необычно обильными снегопадами, го толщина снега и льда на перевале возрастет, давление внизу увеличится, и лед начнет быстрее выдавливаться. Поэтому от снега перевалы не становятся выше.
Ледники образуются не только на перевалах, но и на пологих склонах, на куполообразных вершинах и в цирках. Со склонов горы Эльбрус стекает 77 ледников.
Ледник движется, ползет вниз. Голова его внизу, а хвост наверху. Голова, которую называют языком ледника, тает, хвост в области питания непрерывно нарастает. А по леднику против его движения поднимаются туристы и альпинисты. Потому что по этой ледяной дороге часто пролегает самый удобный путь.
Леднику на его собственном пути встречаются препятствия. Выползая из кара, он вынужден прыгать вниз с высокого скального уступа, а натыкаясь на неровности дна долины, приостанавливается и под напором растущего хвоста вспухает, утолщается. Иногда, наоборот, он растягивается, потому что голову снизу подмыло и она заскользила вперед. На крутых участках долин, на перегибах ледник тоже растягивается и так сильно, что совсем разламывается. Разломы ледника (ледниковые трещины) — основное препятствие для туристов и альпинистов.
Трещины глубоки. Настоящие пропасти высотой с десятиэтажный дом и даже выше. Сравнение с десятиэтажным домом встречается у нас не первый раз, и оно не случайно: имеется в виду высота 30 метров — критическая для ледяных образований. На глубине 30 метров давление таково, что лед течет и трещины смыкаются, а ледяные столбы и стены выжимают из-под себя свой фундамент. Конечно, треснуть ледник может и на всю толщину, скажем на 200 метров вглубь уйдет провал, но через несколько лет на глубине 30 метров трещина сомкнётся.
Особенно коварны ледники, закрытые сверху снегом. Их так и называют — «закрытые ледники». На них трещины не видны: идет человек спокойно по снежному полю, потом раз… и пропал. На месте его исчезновения зияет в снегу маленькое черное отверстие, а дна нет.
Но упавший в трещину шел по леднику в связке со своими друзьями: они шли втроем или вчетвером, на расстоянии 10—15 метров друг от друга. Первый в связке шел без запаса веревки, остальные держали в руке по два-три метровых ее кольца. Когда первый провалился, идущий за ним зажал веревку в руке и удержал упавшего. Обычно это легко удается, потому что веревка врезается в снег на краю трещины и тормозится.
Но то же самое трение веревки о край трещины не дает поднять висящего внизу. Для подъема человека из трещины нужна очень большая сила и разработаны специальные приемы. Этих приемов много, они интересны, иногда очень остроумны, и ты с удовольствием и с пользой в будущем узнаешь о них.
Когда ледник подползает к обрыву, то нависает над пропастью, время от времени глыбами весом в сотни _ тонн откалывается и падает. Грохот ледяных обвалов прокатывается по горам. Внизу глыбы накапливаются, давят друг на друга, снова спрессовываются, смерзаются, превращаются в новый ледник, и он ползет дальше. Верхний ледник называют висячим, а нижний — возрожденным. Понятно, что стоять под языком висячего ледника нельзя.
Толстый мощный ледник может затопить обрыв непрерывной ледяной массой. Но ледник вынужден сильно изгибаться и, разламываясь во многих местах трещинами, образует гигантскую ледяную лестницу. Ступени ее время от времени обрушиваются. От них остаются столбы и башни. На солнце они подтаивают, и получаются острые высокие зубья — сераки.
Рваные крутые участки ледников называют ледопадами. Ледопады бывают очень большими. Иногда они тянутся на километры. Ледник подчас от языка до самых истоков изуродован ледопадами, и сам он — сплошной ледопад. А по бокам его могут быть такие сложные скальные стены, что к перевалу приходится идти через Ледопад.
В лабиринте трещин, ступеней и сераков трудно отыскать путь. Иногда труднее, чем преодолеть сложнейшую скальную стену. В ледопадах можно заблудиться: войдешь, а выйти назад не можешь — путь всюду прегражден. На ледопадах замечают дорогу, чтобы в крайнем случае вернуться по своим следам. Проходить ледопады стараются утром, пока солнце не нагрело льды.
Если ледник засыпан снегом, то широкие трещины все равно зияют, но через них есть снежные мосты. По таким мостам переползают по очереди, очень осторожно и с надежной страховкой.
Бывают ледники относительно безопасные для прохождения. Это, как правило, открытые ледники: с них стаял снег, и трещины хорошо видны. К тому же трещин может быть совсем мало. По таким ледникам часто прокладывают маршруты для начинающих туристов. Опытные инструкторы намечают путь, маркируют его деревянными вехами. Нужно четко придерживаться этого пути и на всякий случай идти в связках. Тогда ледник превращается в удобную дорогу, ведущую к перевалу.
А на большой высоте по ледникам, засыпанным толстым слоем снега, с удовольствием спускаются горнолыжники.