А.Е. Берман “Юный турист”. О выборе водного маршрута. Часть 36

водный маршрутТут на первых порах новичку не придется проявлять инициативу. В выборе водного маршрута даже больше ограничений,  чем в выборе маршрута горного. В горном походе ты ограничен в выборе классифици­рованных перевалов, но в некоторых районах есть возможность по-своему построить пути подхода к ним.

Водный маршрут ты получишь полностью разработанным. Его неод­нократно проходили до тебя и соста­вили подробное описание реки. Тебе остается только внимательно изучить его. Это не очень просто, нужно уметь, читая описание и глядя на карту, представить себе реальную реку и запомнить картину настолько четко, чтобы потом узнавать ее без сомне­ний. При такой подготовке ты полу­чишь и опыт, и удовольствие от про­хождения реки.

Ты заранее будешь знать о при­ближении препятствий и сложных мест. Будешь мысленно прикидывать: «А смог бы я сам догадаться, что за следующим поворотом — порог? А по каким признакам на карте и на мест­ности это можно отгадать?».

Первые самостоятельные походы обычно совершают на байдарках. Но реки выбирают без серьезных препят­ствий или обходят их по берегу.

Первые серьезные пороги ты, оче­видно, пройдешь стоя на плоту, в со­ставе опытной команды. Будешь са­мым младшим, а твоими наставника­ми будут взрослые мастера-плото­гоны.

Этот поход с ними даст тебе пра­во на участие в еще более сложном. Но опыт плотового сплава не зачтет­ся тебе при организации байдарочно­го, потому что техника их раз­ная.

Новые водные маршруты выбира­ют только опытные спортсмены. Они долго, тщательно изучают район пу­тешествия: режим подъема и паде­ния воды, связанный с особенностями климата, мощность реки по ее расхо­ду (расход — это количество кубомет­ров воды, протекающее в данном мес­те реки за секунду).

Пожалуй, во всех видах спортив­ного туризма сложные маршруты ин­тереснее простых. Но водные походы обладают забавной особенностью: де­ло в том, что технически простые водные походы по-своему интереснее сложных. Простые сплавы гораздо более похожи на путешествия, в то время как сложные приближаются к чисто спортивным мероприятиям.

По простой реке можно проплыть на байдарке 120 километров в день, на плоту — около сотни километров. А на сложной реке приходится два дня разведывать по берегу каньон длиной 5 километров и перетаскивать, также по берегу, вещи. Потом пре­одолеть каньон в предельном напря­жении за 15 минут и так устать, что в тот день уже никуда не плыть. Сложную реку гораздо быстрее прой­ти по берегу с рюкзаком за спиной, чем проплыть. Правда, когда дви­жешься в порогах, скорость огромна, но движешься-то считанные минуты в сутки.

А на простой реке можно плыть хоть целые сутки подряд и даже по очереди спать на ходу в байдарке. На плоту и того удобнее: половина команды дежурит, управляет плотом, ловит с него рыбу, а другая половина спит. И команда быстро проплывает многие сотни километров. Есть в Си­бири реки, по которым можно отно­сительно легко покрыть тысячи ки­лометров.

С чего начать

Я думаю, стоит начать с водного спорта. И прежде всего поступить в секцию спортивного плавания. Здесь малый возраст — не помеха, а, нао­борот, преимущество. Можно и са­мому научиться правильно пла­вать,— но в секции под руководст­вом тренера, регулярно занимаясь в бассейне,— совсем другое дело. Там, где есть бассейн, плаванием можно заниматься и зимой. А летом хорошо бы поступить в детскую парусную сек­цию. Ты еще во время учебы в на­чальной школе можешь самостоятельно управлять парусным судном, маленьким, но самым настоящим. Есть специальные детские спортив­ные яхты. Вернее не яхты, а шверт­боты. В отличие от яхты у швертбота не киль, а шверт — своеобразный выдвижной плоский киль. Есть, ко­нечно, и другие различия. Киль и шверт служат парусному судну для хода поперек и против ветра, но тя­желый киль яхты еще создает высо­кую остойчивость — непереворачиваемость. Что же касается швертбо­та, то от опрокидывания его удержи­вает собственным весом команда: ру­левой и матросы — живой, переме­щающийся балласт. На самых ма­леньких одноместных швертботах ты одновременно будешь и рулевым, и матросом, и балластом.

Яхтсмены любят ветер, хорошо по­нимают его и умеют им пользовать­ся. Попутный ветер для них — празд­ник. Под штормовым ветром яхты ле­тят, как катера, все в пене. А легкие гоночные швертботы, те вообще глис­сируют, чуть касаясь воды, и обго­няют многие моторки. На небольшом спортивном судне, команда которого состоит из рулевого и матроса, пару­са иногда развивают тягу, не усту­пающую тяге мотора мощностью в сто лошадиных сил. Если же такие паруса стоят на легком двухкорпус-ном судне — катамаране, они иногда мчат его вперед со скоростью 35 — 40 километров в час и даже быстрее. Причем катамараны скользят на од­ном поплавке, а второй летит по воз­духу. Команда висит на этом под­нявшемся в воздух поплавке или да-бортом, подцепившись бесед­кой или грудной обвязкой к тросу, привязанному за мачту. Человек ви­сит распрямившись, откинувшись, го­ризонтально над водой, чтобы ка­тамаран не перевернулся под натис­ком ветра.

Ветер гонит катамаран. От него по воде пенистый след. Острым форштев­нем и скулами он рассекает волны, вздымая фонтаны брызг, и команда, вся мокрая до нитки, как команда гребцов на плоту в порогах.

Ты, может быть, думал, что па­русный спорт — это что-то тихое, плавное, и команда в отутюженных белых костюмах? Нет, современный парусный спорт напоминает мотоциклетный. Только не треск моторов, а глухие удары волн, шипение воды под днищем, свист ветра в парусных сна­стях…

Парусную секцию можно органи­зовать на очень небольшом водоеме (пруд, озерко, водохранилище), даже на реке средней ширины, стоимость детских швертботов («Оптимист», «Кадет») невелика. Покупка их воз­можна, если организовать секцию в любом Доме пионеров.

Помнишь, мы говорили о детской секции спортивного скалолазания, как о возможности очень рано при­общиться к горному спорту? Так вот, с парусной секцией дело обстоит точ­но так же. Опыт управления малень­ким спортивным парусным судном позволит тебе потом быстро достичь виртуозности в управлении любым туристским плавсредством на «слож­ной воде». Но, может быть, ты на­столько увлечешься парусами, что, достигнув определенного возраста, от­правишься в туристский поход на ях­те — в крейсерское плавание по озе­рам-морям Онеге, Ладоге, Каспию, Аралу; или по рекам-гигантам Вол­ге, Оби, Лене… А может быть, тебя ждут и далекие пути в океане…

При этом ты не оставишь занятий парусными гонками, так же, как и юный скалолаз, став альпинистом и туристом, может не изменить скало­лазанию. И вообще, все это — виды спорта, сплетенные в один узел, освя­щенные стремлением вдаль и ввысь. А спортивные гонки — техническая школа путешествий.

Но все это будущее. А вот в по­ходы на байдарках ты можешь хо­дить уже сейчас.

Комментарии закрыты.

Сайт «Выживание в дикой природе», рад видеть Вас. Если Вы зашли к нам, значит хотите получить полную информацию о выживании в различных экстремальных условиях, в чрезвычайных ситуациях. Человек, на протяжении всего развития, стремился сохранить и обезопасить себя от различных негативных факторов, окружающих его - холода, жары, голода, опасных животных и насекомых.

Структура сайта «Выживание в дикой природе» проста и логична, выбрав интересующий раздел, Вы получите полную информацию. Вы найдете на нашем сайте рекомендации и практические советы по выживанию, уникальные описания и фотографии животных и растений, пошаговые схемы ловушек для диких животных, тесты и обзоры туристического снаряжения, редкие книги по выживанию и дикой природе. На сайте также есть большой раздел, посвященный видео по выживанию известных профессионалов-выживальщиков по всему миру.

Основная тема сайта «Выживание в дикой природе» - это быть готовым оказаться в дикой природе и умение выживать в экстремальных условиях.

SQL - 64 | 0,232 сек. | 18.41 МБ