Спортивный сплав по реке имеет одну принципиальную особенность: ты не распоряжаешься временем. Если на пешем ходу, на лыжах, при лазании в горах ты почти всегда можешь остановиться и обдумать создавшееся положение, то в быстрой водяной струе ты увлечен как бы самим потоком времени. Ты не можешь отсрочить момент встречи с препятствием, потому что плот и резиновую лодку не остановить, а на байдарке не. всегда успеешь развернуться, и к берегу пристать не всегда и везде возможно.
Сплав по быстрой реке иногда сравнивают с игрой в шахматы: нужно решить задачу в ограниченное время. Но проигрыш на реке принесет ущерб не только престижу.
На первых порах технически сложные реки тебе недоступны. Это легко понять, если посмотреть, какого уровня мастерства и знаний достигли опытные спортсмены-водники. И раз уж я обещал тебе рассказать о твоем будущем в спортивных путешествиях, то взглянем вместе и на кусочек «сложной воды».
Водный рельеф и водные наездники
Когда выходишь на сложную реку, ждут тебя стоячие валы, прижимы, отбойные волны, свалы, водосливы, водосбросы, водопады, каскады порогов, шиверы, подводные, надводные и полузатопленные камни, гребенки, щеки, стрелки, вихревые течения, котлы, противотоки, вертикальные водовороты, сбои струй… от названий кружится голова.
Ничего! Постепенно разберешься в словесном хаосе и поймешь причудливое строение реки, мчащейся грозным водяным потоком в лабиринте каменных коридоров.
Вот течет река. На пути каменные ворота из двух высоких скал сжали ее в тиски. Скалы стоят здесь, наверное, миллионы лет, а река неизменно мчится им навстречу.
Но представь себе, вдруг произошло невероятное: скалы двинулись вверх по реке, как два исполинских корабля, а она остановилась. Корабли мчатся нам навстречу вплотную к берегам, и от них по застывшей воде расходятся волны. От тупых носов каменных кораблей — левого • корабля и правого— толстыми усами идут волны. Посередине реки они встречаются, громоздятся друг на друга, складываются и создают высокий мощный суммарный вал. Он мчится за кораблями, немного поотстав, но на постоянном расстоянии от них.
Но вот все опять встало на свои места: корабли застыли у берегов, река рванулась им навстречу. Волны от носов кораблей тоже застыли, потому, что они хотя и идут, но буксуют на месте — их скорость равна скорости встречного хода реки. И грозный суммарный вал застыл как вкопанный на постоянном расстоянии от кораблей-скал, превратился в стоячий вал. Он грохочет пенным гребнем и поджидает большую надувную лодку, которую поток несет ему на расправу.
Трое гребцов веслами разворачивают лодку точно носом к валу. Лодка идет со скоростью потока, вода вокруг нее стоит, и гребцам кажется, будто скалы и впрямь устремились им навстречу, тянут за собой вал.
Скалы проносятся сбоку, сжатая река взгорбилась. Вал близко… В последний момент поток чуть-чуть отвернул нос лодки. Она взлетела косо вверх, углом, и загнутый гребень вала ударил по ней. Лодка опрокинулась.
Гребцы в воде. Рядом с ними перевернутая лодка. Взлетели на вершину вала. В следующий момент лодка и гребцы летят вниз в водяную яму, которую продавил падающий поток. Яма глубокая, вода со всех сторон рвется в нее, сшибается, встает новым валом, который река сносит ниже водяной ямы. Второй вал тоже стоячий, потому что он, как и первый, идет против хода реки.
Взлетая на второй вал, ловкие гребцы успели ухватиться за стропы, протянутые по днищу лодки. Один из них даже пытается вскочить на днище. Когда лодка падает в следующую, водяную яму, это ему удается. Третий вал подкинул лодку с седоком и с двумя прицепившимися и опять швырнул вниз. -А перед четвертым, последним, высоким валом двое оставшихся в воде мигом, развернули лодку боком, третий же гребец на днище рванул на себя стропы, сам опрокидываясь. Четвертый вал помог ему — ударил по лодке снизу, и она перевернулась в нормальное положение.
Все трое гребцов вскарабкались в лодку, уселись на свои места, подобрали привязанные на веревках весла…
А из-за следующего поворота уже доносится рокот поджидающего их водосброса…
Кто эти лодочники-наездники? Кто научил их водной акробатике?
Они учились не по книгам. Они учились на реках, где валы поменьше. Учились у своих предшественников, когда те брали их по одному на плоты, управляемые опытными спортсменами. Такова преемственность в обучении мастерству покорения рек.
Конечно, гребцы в лодке не беззащитны. Они хорошо одеты и снаряжены. Они в теплых шерстяных костюмах, а от воды их защищают тонкие резиновые комбинезоны, как у подводников. Или на них надеты рубашки и колготы «калипсо» из мягкой микропористой резины. Поверх этих костюмов прицеплена защита из пенопласта: плечевые накладки, щитки на бедрах, наколенники, налокотники, щитки на голенях, которые должны предохранить от ударов о камни, а поверх всего надет спасательный надувной жилет. И, наконец, голова защищена прочным пластмассовым шлемом.