Много различных работ у искателей растительных сокровищ: то "выслеживать" растения, то собирать их и сушить, то изготовлять из них продукты, то заниматься благоустройством своей ро бинзоновой жизни.
Но наступают сумерки, и хочется отдохнуть от дневной работы, развлечься. Вы собрались опять, как всегда, вокруг костра, но не для бесед. Нет, сегодня можно устроить лесной вечер. К вечернему концерту приготовьте музыкальные инструменты и составьте оркестр. Сделайте ксилофон из сухих деревянных планок различной длины. Планки можно подобрать из разных пород деревьев по звуковой гамме. Планки кладут поперек двух брусков и по ним ударяют двумя молоточками на длинных ручках. Чтобы планки не соскакивали, на концах каждой из них просверливают (прожигают) по два отверстия, через которые вбивают гвоздики в бруски. Гвоздики могут быть и деревянные. Для лучшего звучания на бруски под планки подкладывают по веревке. Барабан делают из отпиленного куска дерева с дуплом или из толстой коры. Дудки, вроде пастушьих рожков, свертывают из бересты; Из коры, снятой кольцом с ивовой ветки, и из дудника изготовляют свистки и пищалки разных тонов. В дополнение идут ложки, котелок сковорода и набор подвешенных на веревках бутылок, налитых водой до разного уровня.
Николай Николаевич Миклухо-Маклай в дневнике путешествия в Новую Гвинею дал описание самодельных музыкальных инстру ментов:
"Несколько, вероятно, отъявленных любителей папуасской му зыки, подняв высоко над головой или прислонив к деревьям свои бамбуковые трубы, более чем в два метра длины, издавали про тяжные завывающие звуки; другие дули в продолговатый просвер ленный сверху и сбоку орехи производили резкие свистящие звуки". Начать вечер можно с песни Роберта Гранта (слова В. Лебедева-Кумача):
А ну-ка, песню нам пропой,
Веселый ветер…
Это ведь почти походный марш лесных разведчиков.
Под песни дикие племена обычно танцуют. Танцы дикарей — это не просто прыжки со страшными гримасами и кривлянием. Дикие народы, танцуя, изображают эпизоды из своей жизни, чаще всего охоту на зверей или битву с врагами. Можете и вы изобразить такую же пантомиму из вашей жизни в лесу.
Между номерами музыки, пения и плясок следует включать де кламацию стихотворений и чтение отрывков из художественной прозы или записок путешественников. Чудесные стихи о природе можно найти в сочинениях Пушкина, Майкова, Некрасова, стихи о моряках, путешественниках — в сборниках стихов Багрицкого, Вс. Рождественского, Комарова… Хорошо почитать у костра отрыв ки из сочинения Лонгфелло "Песнь о Гайавате", Тургенева "Записки охотника", Купера, Майна Рида и небольшие рассказы Гайдара, Марка Твена, Сетон-Томпсона.
Тот, кто будет режиссером вечера, подберет материал и соста вит программу по общему вкусу.
Многие поэты, писатели, ученые любили природу до самозаб вения и в своих произведениях ярко отразили свои чувства.
А если вам это знакомо и дорого,
То, значит, вы знаете, как хороши
И сказка, и песня средь хвойного шороха
В местах, где, казалось бы, нет ни души…
А. Коваленков
Приятна и беседа у костра. Кто-нибудь из охотников за расте ниями подготавливает рассказ из жизни путешественников и исследователей природы, рассказ о нашем соотечественнике Миклу хо-Маклае, жившем среди новогвинейцев, рассказы о капитане Куке, Магеллане, Колумбе; о полярных исследователях — Нансене, Амундсене, капитане Седове; рассказы о замечательных натуралистах — Мичурине, Дарвине, Ламарке, Бербанке, Тимирязеве; о папанинцах, о героях-партизанах. После рассказа каждый, сидящий в светлом круге костра, делится своими впечатлениями и сведениями, вычитанными из книг. И мирно, с захватывающим интересом течет круговая беседа лесных жителей.
Дымясь горит костер, сметая мрак суровый,
Пятном изломанным мерцает свет кругом.
Будишев