Туман, как легкий прозрачный дымок, поднимается с поверхности озера. Он колышется, движется, образуя разнообразные причудливые фигуры. Будто в медленном танце, в прозрачных тканях движутся нимфы на зеркале озера.
Цветы кувшинок опустились под воду.
Первый день охоты за дикими растениями окончился, но рас сказ об истории кувшинок еще продолжается.
У всех народов с глубокой древности сохранились предания и легенды, связанные с водяной лилией — кувшинкой.
В Древней Греции цветок кувшинки был символом красоты и красноречия.
В средние века в Европе создавались сказки об эльфах — маленьких лесных человечках, катающихся, как на корабликах, в чашелистиках кувшинки.
Кувшинку называли лебединым цветком. Фризы верили, что те, у кого изображено семь цветков кувшинки на гербе замка, щите или знамени, становились непобедимыми.
Североамериканские индейцы создали красивое сказание: водя ная лилия образовалась из искр, упавших с Полярной и "Вечерней" звезд в то время, когда они столкнулись, споря между собой из-за обладания стрелой, которую в минуту смерти пустил в небо великий индейский вождь.
Вот показался над озером месяц. В такое время в "Майской ночи" Гоголя появлялись русалки с венками из кувшинок на го лове. У славянских народов кувшинка издавна считалась руса лочьим цветком. Красивый белый цветок с пятнистым, как змеиный или рыбий хвост, корневищем был превращен народной фантазией в русалку — прекрасную девушку с рыбьим хвостом.
Своеобразно использовали кувшинку наши предки. Семена ее употреблялись монахами и отшельниками как средство, успокаивающее нервы, от судорог и головокружения, певцами — для усиления и укрепления голоса. Для улучшения аппетита сушеное корневище кувшинки подвешивали над кроватью больного. Отваром цветков кувшинки лечили зубную боль.
В древности науки о жизни природы — биологии — не сущест вовало, и люди боялись явлений природы, не умея их объяснить. Они наделяли природу, растения человеческими чувствами, создавая фантастические, суеверные рассказы о растениях и их свойствах. В. И. Ленин писал о возникновении суеверий и религии:
"Бессилие дикаря в борьбе с природой порождает веру в бо гов, чертей, в чудеса и т. п.". ,
В старину рекомендовалось рвать цветки кувшинки с ласко выми словами, заткнув уши. Ни в коем случае не дозволялось срезать их, так как при этом якобы стебель кувшинки истекает кровью, а тот, кто это сделает, будет видеть тяжелые, кошмарные сны. С корневищем кувшинки в руках пастухи обходили поле, чтобы при пастьбе предохранить скот от пропажи.
В старинном рукописном травнике (книге, описывающей полез ные растения) кувшинка называется одолень-травой — травой, одолевающей нечистую силу. Ей приписывается и другое свой ство: "Кто найдет одолень-траву, тот вельми талант себе обрящет на земли" (то есть многие способности получит).
Древние славяне приписывали кувшинке таинственные свойства, особенно помогающие путешественникам: "Где ни пойдет — много добра обрящет". Когда славянин отправлялся в далекое путешествие, он зашивал в ладанку (мешочек) кусок корневища кувшинки и вешал себе на шею. При этом произносил такое заклинание:
"Одолень—трава! Одолей ты злых людей: лихо бы на нас не ду мали, скверного не мыслили, отгони ты чародея, ябедника. Одо лень-трава! Одолей мне горы высокие, долы низкие, озера синие, берега крутые, леса темные, пеньки и колоды… Спрячу я тебя, одолень-трава, у ретивого сердца во всём пути и во всей дороженьке".
Мы задержались так долго на описании кувшинки, чтобы по казать юному охотнику за растениями на первой же охоте, как много интересного открывается при знакомстве с самыми обыкно венными растениями. Настоящий охотник не только использует цветки и плоды того или иного растения, но и заинтересуется его строением и жизнью.